Фрагмент для ознакомления
2
Нормативно-правовая база социальной защиты населения представляет собой массив правовых норм, обеспечивающих гарантии социальной защиты граждан. «Конституция РФ закрепляет право граждан на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39); на защиту материнства и детства (ст. 38); на судебную защиту (ст. 46); на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53). Закрепляется право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Гарантируется (ст. 43) общедоступность и бесплатность дошкольного, основного и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных организациях и на предприятиях, а также право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственных образовательных организациях» [23, С. 124]. Конституция не только провозгласила право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации.
Экономические основы государственных внебюджетных социально-страховых фондов: пенсионного, обязательного медицинского страхования и социального страхования закреплены в соответствующих федеральных нормативных правовых актах. Экономические основы учреждений социальной защиты населения регламентируются бюджетным и гражданским кодексами РФ, законодательством субъектов РФ, постановлениями Правительства РФ.
Приняты:
- Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» [8];
- ФЗ «О государственной социальной помощи» [9];
- ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» [10];
- ФЗ Об основах социального обслуживания граждан в РФ» [11];
- ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» [12];
- ФЗ «О занятости населения в РФ» [5];
- Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» [6];
– ФЗ «О страховых пенсиях [13]»;
– ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации [14]»;
– ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в граждан в РФ» [15];
– ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» [16];
– ФЗ «О ветеранах» [17] и других.
Принятие данных законов обусловило вступление в силу целого ряда норм, реализация которых непосредственно связана с осуществлением социальной защиты населения.
«Между добровольным и обязательным страхованием имеются переходные формы, обычно называемые факультативно-обязательными или условно-обязательными. При определении природы риска важна оценка степени утраты трудоспособности, качественные и количественные ее характеристики, т.е. определение видов и вероятности ущерба здоровью, тяжести последствий, их оценке» [29, С.140].
Добровольное страхование - страхование на основе добровольного согласия страхователя и страховщика заключить договор страхования. Добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Особенностью добровольного страхования является добрая воля физических или юридических лиц (страхователей), которые имеют желание застраховать свою жизнь, имущество или гражданскую ответственность и заключают договоры страхования, составной частью которых являются правила страхования. Правила страхования определяют общие условия и порядок осуществления страхования, они принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии:
1) с Законом РФ «Об организации страхового дела в РФ»;
2) с гл. 48 ГК РФ, который регулирует отношения между страховщиком и страхователем, возникшие в результате оформления договора страхования.
Обязательное страхование проводится в силу специальных законов.
Осуществление обязательного страхования регламентировано также.
1) обязательное страхование осуществляется путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем), со страховщиком;
2) обязательное страхование осуществляется за счет страхователя, за исключением обязательного страхования пассажиров, которое в предусмотренных законом случаях может осуществляться за их счет;
3) объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм определяются законом. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ [1].
При наступлении страховых случаев часть вреда (ущерба), причиненного населению или его определенным категориям (социальным группам), а также отдельным гражданам возмещается страховой организацией в пределах страховой суммы через страхователей при больших количествах пострадавших и самими страховщиками - при ограниченном их числе. Превышение реального вреда над установленной договором страхования ответственности страховой суммой возмещается страхователем в соответствии со ст. 1072 ГК РФ.
«В 2013 году был принят Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». В законе четко прописаны принципы, условия и порядок предоставления, а также состав и содержание социальных услуг, определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Особый упор в законе сделан на профилактику нуждаемости граждан в соцобслуживании» [30, С. 188].
Вводится социальное сопровождение. Закрепляется принцип осуществления соцобслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости в соцуслугах. Последние могут предоставляться в стационаре, полустационарных условиях и на дому. Предусмотрена разработка индивидуальной программы оказания социальных услуг. Согласно закону, платность соцуслуг, предоставляемых в полустационарных условиях и на дому, базируется на адресном подходе к их получателям и зависит от уровня их среднедушевого дохода. При этом закреплено, что новые условия предоставления соцуслуг не должны ухудшить положение тех, кто имеет право на их получение в настоящее время.
Бесплатно соцуслуги оказываются следующим категориям. Во всех формах – несовершеннолетним детям, а также пострадавшим от чрезвычайных ситуаций и вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. На дому и полустационарной форме бесплатно могут получать соцуслуги граждане, чей среднедушевой доход ниже установленной величины. Размер предельного среднедушевого дохода для предоставления соцуслуг бесплатно будут определять региональные власти (но не менее 1,5 регионального прожиточного минимума).
Определение социальной политики как социального управления рисками позволяет по-новому и более интересно взглянуть на варианты политики. Стратегии политики и инструменты политики, которые государственные органы теоретически могут использовать в сфере социальной политики, становятся более разнообразными и более соответствующими политической практике. Традиционно определения социальной политики, политики социальной защиты, политики социального обеспечения или политики государства всеобщего благосостояния следовали обоснованию оснований для государственного вмешательства в экономику: оснований эффективности и оснований справедливости. Это означало, что государственные инструменты вмешательства классифицируются либо как исправляющие результаты (распределение) рыночных и семейных процессов (обычно на основе справедливости), либо корректирующие/замещающие функционирование рынков (в основном на основе эффективности).
В целом, основной функцией социальной защиты является предоставление помощи человеку, попавшему в трудное финансовое положение. Более детально функциональные особенности социальной защиты разъясняются в различных классификациях ее функций. Ряд авторов выделяет три основные функции социальной защиты населения: компенсирующая, защитная и стабилизирующая. Компенсирующая функция подразумевает компенсацию утраченного заработка, ущерба здоровью, расходов на лечение. Защитная функция гарантирует материальное обеспечение достаточное для покрытия основных нужд человека. Стабилизирующая функция предназначена для согласования интересов работников работодателей и государства.
2. 2 Проблемы, основные направления профилактики и преодоления социальных рисков в современном российском обществе
Базовым основанием социального управления рисками является идея о том, что граждане в современном мире не защищены от многочисленных социальных рисков, так называемого экзогенного шока, к которым можно отнести безработицу, болезни, войны, ухудшение экологической обстановки и т.п. Действие данных факторов можно обобщить тем, что они непредсказуемы, слабо управляемы, но все они способствуют усугублению бедности населения, а это в свою очередь обуславливает низкий доступ к инструментам управления социальным риском. В контексте управления социальными рисками важно выявить наиболее уязвимые, рискующие группы населения, к таковым чаще всего относятся категории социального исключения.
«Понимание характеристик населения имеет важное значение для практики общественного здравоохранения, такой как планирование программ, эпидемиологические исследования и обеспечение готовности к чрезвычайным ситуациям в области общественного здравоохранения» [31, С. 35]. Знание характеристик населения, включая его уязвимость и ресурсы, может помочь специалистам в области общественного здравоохранения определить возможное влияние проблем со здоровьем или условий окружающей среды на тенденции заболеваемости. Отслеживание характеристик и уязвимостей населения стандартным способом во времени позволяет государству:
Фрагмент для ознакомления
3
. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 (ГК РФ ч.2) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
3. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
4. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 29.12.2022) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
5. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.12.2022) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
6. Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 N 1244-1 (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
7. Приказ Минтруда России от 26.12.2022 N 816 «Об утверждении плана законопроектной деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2023 год [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
8. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 N 134-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
9. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 N 178-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
10. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 N 165-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
11. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
12. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
13. Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
14. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
15. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
16. Федеральный закон от 19.12.1997 N 153-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей». [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
17. Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 N 5-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
18. Адамян, С. Д. Социальная сфера как угроза экономической безопасности России / С. Д. Адамян // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 317-322.
19. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: Правовое регулирование: учеб.пособие / Н.В. Антипьева. - М.: Изд. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 224 с.
20. Асланова, С.Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования / С.Х Асланова // Молодой ученый. - 2019. – C. 511-519.
21. Белоусова, А. А. Совершенствование социальной защиты малоимущего населения / А. А. Белоусова // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 448-449.
22. Борисова, Д. И. Экономическая безопасность в социальной сфере: проблемы или возможности? / Д. И. Борисова, К. В. Тимошенко // Молодой ученый. — 2016. — № 6.3 (110.3). — С. 10-13.
23. Васильева Ю.В. Право социального обеспечения. Пенсионное право Российской Федерации / Ю.В. Васильева, И.Р. Маматказин. -Пермь, 2016. - 308 с.
24. Егорова, М. С. Понятие и сущность социальной защиты населения / М. С. Егорова // Молодой ученый. — 2020. — № 35 (325). — С. 111-113.
25. Кожевников Д.Е. Государственная социальная помощь малоимущим гражданам: правовые вопросы: монография / Д.Е. Кожевников. - Екатеринбург: Изд. дом «Ажур», 2012. - 188 с.
26. Кокшарова, Е. С. Проблемы социальной защиты населения / Е. С. Кокшарова, Ю. Е. Ковбасюк // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 225-227.
27. Минникес И.А. Индивидуальное правовое регулирование: проблемы теории и практики: монография / И.А. Минникес. - Иркутск: Институт законодательства и правовой информации, 2008. - 160 с.
28. Нечепуренко, Е. И. Экономическая значимость и особенности обязательного страхования / Е. И. Нечепуренко// Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 313-316.
29. Потачина, Т. В. Обязательное государственное страхование и его сущность / Т. В. Потачина // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 139-141.
30. Тарасова, Л. А. Деятельность органов государственной власти в сфере социальной защиты населения / Л. А. Тарасова, Ф. Ж. Суркина // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 187-189.
31. Тургунова, А. Т. Социальные угрозы и социальная безопасность / А. Т. Тургунова // Психология: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2018 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2018. — С. 33-35.
32. Чулакова, М. С. Государственные проекты «Содействие занятости» и «Социальный контракт» как эффективные меры по борьбе с безработицей в России / М. С. Чулакова // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 39-41.