Фрагмент для ознакомления
2
В современных реалиях государственное регулирование цен (тарифов) в российской экономике со свойственной ей свободой экономической деятельностью выступает серьезным механизмом соблюдения государственных, а также общественных интересов. Экономическое и социальное развитие, осуществление конституционных прав на свободу экономической деятельности, достижение баланса экономических интересов участников гражданского оборота, рост уровня и качества жизни граждан представляют только небольшую долю задач, решение которых требует вмешательства российского государства в процессы регулирования цен.
Действенность государственного регулирования цен непосредственно связывается с правовой организацией управления. В последние годы создавалась современная правовая основа государственной ценовой политики. Кроме того, формировались органы ценового регулирования, а также определялись группы регулируемых цен. Тем не менее, действующее законодательство, которое регламентирует административно-правовые отношения в области ценообразования, во многом не отвечает современным реалиям в плане систематизации, а также оно имеет пробелы и противоречия.
Отсутствие в настоящее время единого нормативного правового акта, который бы четко разграничивал компетенцию органов регулирования цен (тарифов) и контроля, приводит к дублированию их полномочий, а также нерациональному использованию финансовых, человеческих, временных, а также других ресурсов. Это обстоятельство негативно влияет на качестве ценового регулирования, а также приводит к банкротству предприятий, цены на товары и продукцию которых подлежат государственному регулированию. Кроме того, к отсутствию инвестиций в соответствующих отраслях экономики и становится тормозом в социально-экономическом развитии России в целом.
Данную тему в своих трудах рассматривали такие авторы как Дутов Д.В., Медведев А.В., Чеботарев Д.А., Букатов Е.Б., Сердюкова И.И., Ушвицкий Л.И. и другие.
Объектом исследования выступают общественные отношения, которые возникают в связи с государственным регулированием цен (тарифов) в российском государстве.
Предмет работы – нормы законодательства, которые регламентируют государственное регулирование цен.
Цель курсовой работы заключается в анализе понятия, содержания, а также основных черт управления в области регулирования цен в РФ.
Для раскрытия поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть методы государственного регулирования цен в России;
- исследовать процесс ценообразования в зарубежных странах: основные особенности;
- определить правовой базис государственного регулирования цен;
- проанализировать государственное регулирование цен и его эффективность в отношении отдельных товаров;
- изучить главные проблемы и перспективы государственного регулирования цен в российском государстве.
Методология исследования основана на использовании исторического, общенаучного, а также диалектического методов познания. Также использованы методы анализа, синтеза, аналогии и обобщения, и формально-логический метод.
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Методы государственного регулирования цен в России
На сегодняшний день каждое государство осуществляет регулирование национальной экономики с разнообразной степенью государственного вмешательства в экономику. При этом в каких пропорциях должно сочетаться государственное, а также рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, имеется обширный спектр подходов, начиная от совершенного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Тем не менее, надобность выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению.
Необходимо подчеркнуть, что отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику являлось многообразным на различных этапах ее становления, а также развития. Так, в период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII вв. доминировала экономическая доктрина меркантилизм. Она опиралась на признание абсолютной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли, а также промышленности.
Следует отметить, что с развитием рыночных отношений класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения в качестве преграды в своей деятельности. Возникшие новые идеи экономического либерализма нашли громадное количество сторонников. Одной из важнейших идей учения А. Смита выступала идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование со стороны государства.
Важно указать на значимый этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике, который связан с именем экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, которые появились в процессе так называемой кейнсианской революции, доказали невозможность самоисцеления экономического спада. Существовала необходимость государственной политики как средства, которое способно уравновесить совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, а также способствовать ее дальнейшей стабилизации. Экономическую политику, которая отражала идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, осуществляли почти все страны мира в середине двадцатого столетия.
Нужно сделать акцент на том, что развитие рыночной экономики во второй половине XX в. обнаружило четко обозначенный вектор к расширению масштабов деятельности государства, а также усилению его роли в экономике. Максимальная экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования. Конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства.
В настоящее время ценовая политика выступает главным элементом системы управленческого учета. Она подразумевает не только установление цены на продукцию, товары, услуги и работы, но и процесс управления ценами в различных рыночных ситуациях. Система ценообразования организации должна иметь своей целью определение наиболее эффективным способом цены, которую покупатель готов заплатить, а также исследовать возможности реализации продукции по цене, которая включает определенную прибыль. Поэтому перспективы управленческого учета связаны не только с калькулированием себестоимости изготавливаемой продукции, но и с калькулированием отпускной цены. Это имеет существенное значение для завоевания лидирующих позиций в определенных сегментах экономики. Влияние государства на процессы ценообразования стало одним из важных и систематически применяемых методов экономической политики развитых стран.
Необходимо подчеркнуть, что сформировавшаяся система государственного регулирования цен наравне с иными формами отраслевой государственной политики влияет на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. Роль этой формы регулирования в последние десятилетия резко усилилась в связи с ростом инфляции.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) / Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.04.2023) / Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 05.06.2014.
3. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «Об электроэнергетике» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) / «Собрание законодательства РФ», 31.03.2003, № 13, ст. 1177.
4. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О естественных монополиях» / «Собрание законодательства РФ», 21.08.1995, № 34, ст. 3426.
5. Указ Президента РФ от 28.02.1995 № 221 (ред. от 30.04.2016) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» / «Собрание законодательства РФ», 06.03.1995, № 10, ст. 859.
6. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 (ред. от 27.12.2019) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» / «Собрание законодательства РФ», 13.03.1995, № 11, ст. 997.
Учебные и научные издания
7. Аппазова Д.Р., Уста Г.А. Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики // Д.Р. Аппазова / Учетно-аналитическое обеспечение стратегии устойчивого развития предприятия: сб. трудов. 2018. С. 85-89.
8. Вакушин М.В., Радаев М.С., Субханкулов Р.Н. Концепция ценообразования, методы государственного регулирования цен // М.В. Вакушин / Безопасность: Информация, Техника, Управление: сб. статей. 2020. С. 65-68.
9. Ворошилова Л.Н. Государственное регулирование цен как фактор повышения экономической безопасности России // Л.Н. Ворошилова / Стратегии противодействия угрозам экономической безопасности России: сб. трудов. 2022. С. 145-149.
10. Дутов Д.В. Государственное регулирование цен // Д.В. Дутов / Планирование и прогнозирование социально-экономического развития в новых геополитических условиях: сб. статей. 2020. С. 30-31.
11. Журкова П.А., Крупкин П.Р. Концепция ФЗ «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)» // П.А. Журкова / Трансформация права в информационном обществе: сб. трудов. 2019. С. 147-152.
12. Зайкова С.Н. Институциональная среда государственного и муниципального регулирования цен (тарифов) // С.Н. Зайкова / Правовое регулирование социально-экономических процессов: история и перспективы развития: сб. статей. Москва-Берлин, 2018. С. 77-85.
13. Иванова Д.А., Иванов М.В. Государственное регулирование цен на лекарственные препараты // Д.А. Иванова / Государство и бизнес. Современные проблемы экономики: сб. трудов. 2018. С. 248-251.
14. Кисина Е.И. К вопросу о государственном регулирование цен // Е.И. Кисина / Перспективы развития предприятий в условиях инновационной направленности экономики: сб. трудов. 2019. С. 44-47.
15. Ковалева Л.Ф. Государственное регулирование цен как метод обеспечения экономической безопасности предприятия // Л.Ф. Ковалева / Общество и экономическая мысль в XXI в.: пути развития и инновации: сб. трудов. 2020. С. 251-255.
16. Медведев А.В. Практика и перспективы государственного регулирования цен // А.В. Медведев / Актуальные вопросы современной науки и образования: сб. статей. Пенза, 2022. С. 10-12.
17. Недюхина О.М. Зарубежный опыт государственного регулирования аграрного сектора экономики // О.М. Недюхина / Проблемы экономики: сб. трудов. 2020. № 1(30). С. 203-210.
18. Нестерова О.В. Государственное регулирование цен как важнейший элемент государственного регулирования экономики // О.В. Нестерова / Наука, образование и духовность в контексте концепции устойчивого развития: сб. трудов. Ухта, 2018. С. 56-59.
19. Ползикова Д.А., Соколова Е.А. Государственная политика регулирования цен в России // Д.А. Ползикова / Экспериментальные и теоретические исследования в XXI в.: проблемы и перспективы развития: сб. трудов. 2018. С. 260-263.
20. Радаев М.С., Вакушин М.В., Субханкулов Р.Н. Государственное регулирование цен, понятие, методы и цели // М.С. Радаев / Современная экономика: сб. статей. 2019. С. 19-20.
21. Хачатрян С.А. Государственное регулирование цен: инструменты // С.А. Хачатрян / Социальные институты в правовом измерении: теория и практика: сб. трудов. Иркутск, 2022. С. 42-47.
22. Чеботарев Д.А., Дмитриева Ю.А. Государственное регулирование цены в условиях кризиса // Д.А. Чеботарев / Международная научно-техническая конференция молодых ученых: сб. трудов. Белгород, 2020. С. 5933-5945.
Периодические издания
23. Бодин А.Б., Бондарев А.К. К проекту ФЗ «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)» // Сахар. 2018. № 10. С. 54-56.
24. Букатов Е.Б. Особенности государственного регулирования цен на лекарственные средства // Colloquium-Journal. 2020. № 23-2 (75). С. 20-24.
25. Волов И.П., Юдина Ю.В. Процедурные вопросы государственного регулирования цен (тарифов) на уровне субъектов РФ // Российское конкурентное право и экономика. 2020. № 3 (23). С. 94-101.
26. Гуляева О.С. О государственном регулировании цен в условиях рыночной экономики // Финансовая экономика. 2022. № 12. С. 107-110.
27. Дехтярь И.Н., Конина Е.Н. Проблемы государственного регулирования цен в РФ // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2022. № 5 (148). С. 125-131.
28. Довгучиц С.И., Сергеев О.В., Шишков В.В. Разработка предложений по совершенствованию государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. 2019. № 4. С. 5-12.
29. Какатунова Т.И., Медведева О.С. Государственное регулирование цен в российской практике в современных условиях (на примере Калужской области) // Инновационная экономика и современный менеджмент. 2023. № 2 (44). С. 15-18.
30. Минаков А.В. Государственное регулировании цен и их влияние на инфляционные процессы в России // Вестник экономической безопасности. 2023. № 1. С. 245-252.
31. Миташова А.А., Федотов А.А., Синицына В.А. Правовые основы государственного регулирования цен // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 4-3 (67). С. 128-131.
32. Новиков В.А., Кочиашвили И.Д. К вопросу о государственном регулировании цен в современной экономике // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2019. № 17 (33). С. 18-24.
33. Погосян Э.К. Государственное регулирование цен // Аллея науки. 2019. Т. 1. № 1 (28). С. 447-450.
34. Семенович К.С. Государственное регулирование цен энергетических ресурсов // Конкурентное право. 2020. № 1. С. 31 - 34.
35. Сердюкова И.И., Харитонов Г.Л., Черникова Т.В. Некоторые особенности государственного регулирования цен в России и других странах // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 10-2 (92). С. 181-183.
36. Ушвицкий Л.И., Тер-Григорьянц А.А., Иванникова М.Н. Государственное регулирование цен в нефтегазовой промышленности // Вестник Екатерининского института. 2022. № 2 (58). С. 132-136.
37. Шуман В.А., Землянская И.С. Государственное регулирование цен как фактор, влияющий на экономическое развитие страны и региона // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Экономика. 2018. № 1. С. 31-33.
Интернет-ресурсы
38. Законопроект «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.eg-online.ru/document/law/370681/ (Дата обращения: 21.04.2023 г.)
39. Регулирование цен. Когда нужно остановиться? [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32G9zs (Дата обращения: 21.04.2023 г.)