Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Проблема межэтнических отношений является одной из наиболее актуальных и конфликтогенных вопросов. Отношения между турецкой и греческой общинами на острове Кипр стали причиной образования частично признанного государства, признаваемого только Турецкой Республикой, на севере острова.
Хотя проблема международного признания Турецкой Республики Северного Кипра остается нерешенной, само государственное образование насчитывает уже достаточно продолжительную историю.
В этой связи представляет интерес анализ причин возникновения этого государства, особенностей его формирования и становления в условиях холодной войны и после ее окончания.
Актуальными представляются вопросы изучения современного состояния Турецкой Республики Северного Кипра, его политических и экономических основ.
Интерес представляют тенденции развития этого государства, анализ возможных перспектив его развития, с учетом сложной и динамично развивающейся международной ситуации.
Методы исследования. К методам исследования следует отнести системный, сравнительный, исторический, анализ документов и др.
Объект исследования – Турецкой Республика Северного Кипра.
Предмет исследования – особенности политических процессов и международного положения Турецкой Республики Северного Кипра.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов и выводов исследования при подготовке к соответствующим семинарским занятиям, а также для дальнейшей научной работы по данному направлению.
Целью работы является анализ положения Турецкой Республики Северного Кипра.
Основными задачами работы являются следующие:
1) рассмотреть причины возникновения Турецкой Республики Северного Кипра;
2) определить особенности формирования и развития Турецкой Республики Северного Кипра;
3) выявить современное положение Турецкой Республики Северного Кипра;
4) охарактеризовать тенденции развития ситуации вокруг Турецкой Республики Северного Кипра.
ГЛАВА 1. ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНОГО КИПРА
1.1. Причины образования Турецкой Республики Северного Кипра
Турецкая Республика Северного Кипра образовалась вследствие межэтнического конфликта на острове Кипр. Его истоки уходят к периоду, когда относившийся еще к древнегреческой цивилизации остров подвергся нападению и захвату Османской империи.
Турецкие силы вторжения высадились на Кипре в 1570 году и захватили столицу Никосию. В следующем году последний оплот кипрской государственности Фамагуста пала после долгой осады, положившей начало более чем трехвековому османскому владычеству.
Католическая церковь была подавлена, а православная епархия восстановлена; после отмены феодального землевладения греческое крестьянство приобрело неотъемлемые и наследственные права на землю. Сначала налоги были снижены, но затем значительно увеличены и произвольно повышены. В XVIII веке ответственность за сбор налогов возложили на православного архиепископа.
Тысячи турок-мусульман поселились на острове сразу после османского завоевания. Для султанов Османской империи Кипр был второстепенной провинцией; его губернаторы были недолговечными. Были турецкие восстания в 1764 и 1833 годах, а в 1821 году православный архиепископ был повешен по подозрению в симпатиях к мятежникам в материковой Греции .
Кипрская конвенция 1878 года между Великобританией и Турцией предусматривала, что Кипр, оставаясь под суверенитетом Турции, должен управляться британским правительством. Цель Британии при оккупации Кипра заключалась в обеспечении базы в восточном Средиземноморье для возможных операций на Кавказе или в Месопотамии в рамках британской гарантии защиты азиатских владений султана от России. В 1914 году, когда Великобритания и Турция стали противниками во время Первой мировой войны, первая аннексировала остров; Турция признала это по Лозаннскому договору 1923 года. Через два года Кипр был официально объявлен колонией .
Британская оккупация изначально приветствовалась греческим населением, которое с самого начала ожидало, что британцы передадут Кипр Греции.
Требование киприотов-греков об энозисе (союзе с Грецией) встретило сопротивление со стороны киприотов-турок, что составило серьезное разделение в политике острова; череда почти ежегодных петиций с требованием энозиса сопровождалась контрпетициями и демонстрациями киприотов-турок.
Великобритания предложила передать остров в 1915 году при условии, что Греция выполнит свои договорные обязательства по отношению к Сербии, когда эта страна подверглась нападению со стороны Болгарии; греческое правительство отказалось от него, и предложение не было возобновлено. В 1931 году спрос на энозис привел к беспорядкам в Никосии.
Кипр не пострадал во время Второй мировой войны, за исключением нескольких воздушных налетов. В 1947 году губернатор в соответствии с декларацией Великобритании о колониальной политике опубликовал предложения о расширении самоуправления. Они были отвергнуты в пользу лозунга «энозис и только энозис».
В 1955 году подполковник Георгиос Гривас (известный как Дигенис), киприот, служивший офицером в греческой армии, начал согласованную кампанию за энозис.
Его Национальная организация борьбы киприотов (Ethnikí Orgánosis Kipriakoú Agónos; EOKA) бомбила общественные здания, а также атаковала и убивала противников энозиса как киприотов-греков, так и британцев. Британский юрист лорд Рэдклифф среди прочих предложил самоуправление в 1956 году, но все предложения были отвергнуты, а атаки продолжались.
Архиепископ Макариос III, который как этнарх считал своим долгом отстаивать национальные устремления греков-киприотов, был депортирован на Сейшельские острова.
Он был освобожден из ссылки в марте 1957 года и вскоре обосновался в Афинах. К тому времени операции EOKA были сокращены, но, с другой стороны, меньшинство киприотов-турок во главе с Фазилом Кучуком выразило тревогу и потребовало либо возврата Турции, либо раздела. Общественное мнение в Греции и Турции сплотилось в поддержку этих двух общин соответственно; последовали беспорядки, и греческие жители были изгнаны из Турции. Несмотря на посредничество ООН, обе стороны не пришли к решению.
Греческое и турецкое правительства сделали решительный шаг в феврале 1959 г., когда достигли соглашения в Цюрихе. Позже в том же месяце на конференции в Лондоне британское правительство и представители общин киприотов-греков и киприотов-турок приняли греко-турецкий компромисс.
В 1960 году в Никосии были ратифицированы договоры, которые сделали Кипр независимой республикой, при этом Великобритания сохранила суверенитет над военными базами в Акротири и Декелия .
Согласно условиям договоров, новая республика не будет участвовать в политическом или экономическом союзе с каким-либо другим государством и не будет подлежать разделу.
Греция, Турция и Великобритания гарантировали независимость, целостность и безопасность республики, а Греция и Турция согласились уважать целостность территорий, оставшихся под британским суверенитетом. В декабре 1959 года Макариос был избран президентом, а Кучук вице-президентом, оба из которых имели право вето в вопросах, касающихся безопасности, обороны и иностранных дел.
Киприоты-турки, которые составляли менее одной пятой населения, должны были представлять три десятых государственной службы и две пятых армии и избирать три десятых членов Палаты представителей, а также совместное греко-турецкое также должен был быть создан военный штаб.
Первые всеобщие выборы состоялись в июле 1960 года. Из 35 мест, отведенных киприотам-грекам, 30 получили сторонники Макариоса, а 5 были отданы Прогрессивной партии трудящихся (AKEL), возглавляемой коммунистами. Все 15 мест киприотов-турок получили сторонники Кучука. Кипр стал республикой 16 августа 1960 года и был принят в члены ООН. Британское правительство согласилось оказать финансовую помощь в течение пяти лет, и в марте 1961 года Кипр стал членом Британского Содружества.
После обретения независимости кипрско-греческое большинство и меньшинство киприотов-турок усилились. Трудности, с которыми столкнулось правительство при реализации некоторых сложных положений конституции, особенно в отношении местного самоуправления и финансов, побудили Макариоса в конце 1963 года предложить Кучуку 13 поправок. Они были отклонены турецким правительством и киприотами-турками, и боевые действия прекратились. между двумя кипрскими общинами.
В результате территория, контролируемая киприотами-турками, сократилась до нескольких анклавов, а Никосия была разделена линией прекращения огня, известной как Зеленая линия, охраняемой британскими войсками.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамов, Л.Г. Кипрское урегулирование в контексте современных подходов к европейской безопасности / Л.Г. Абрамов // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. — 2010. — № 4(47). — С. 43-61.
2. Власова, К.В. Кипрский конфликт: истоки противостояния и возможные пути решения проблемы / К.В. Власова, Л.Н. Отарашвили. // Общество. Наука. Инновации (НПК-2020). Сборник статей XX Всероссийской научно-практической конференции, в 2 т. — Киров: Вятский государственный университет, 2020. — С. 90-96.
3. Гришечкин, В.В. К вопросу о статусе Северного Кипра / В.В. Гришечкин // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. — 2011. — № 3. — С. 69-72.
4. Заяц, Д.В. Феномен непризнанных государств в современном мире / Д.В. Заяц // Географическая среда и живые системы. — 2020. — № 1. — С. 53-69.
5. Козик, К.А. Кипрский вопрос в политике турецкой республики (начало XXI в.) / К.А. Козик // Евразийский союз ученых. — 2015. — № 11-1(20). — С. 67-72.
6. Лебедева, Е.А. Проблема определения международно-правового статуса (на примере северного Кипра) / Е.А. Лебедева // СКИФ. Вопросы студенческой науки — 2020. — № 2(42). — С. 185-190.
7. Орек, Дж. Исторические факты Турецкой республики Северного Кипра с документами / Дж. Орек. — Стамбул: Альфа-Публикации, 2020. — 270 с.
8. Хайбрахманова, А.А. Анализ Кипрского конфликта с точки зрения структурного подхода. Перспективы урегулирования / А.А. Хайбрахманова. // Оригинальные Исследования. — 2020. — № 3. — Том 10. — С. 145-155.
9. Цыркуль, Э.В. Проблема Кипра в отношениях Турции и Европейского Союза / Э.В. Цыркуль. // КЛИО. — 2015. — № 7. — С. 115-117.
10. Ergun Olgun. Turkish Cypriot view: A Confederation for the "Island of Cyprus"? - [Электронный ресурс]URL: https://www.mfa.gov.tr/turkish-cypriot-view_-a-confederation-for-the-_island-of-cyprus__.en.mfa (Дата обращения: 26.04.2023)
11. Paul Taylor. Consociationalism - [Электронный ресурс]URL: https://www.mfa.gov.tr/consociationalism.en.mfa (Дата обращения: 26.04.2023)
12. The Turkish Republic of Northern Cyprus-The Status of the two Communities in Cyprus (10 July 1990) Prof. Elihu Lauterpacht, C.B.E., Q.C.. - [Электронный ресурс]URL https://www.mfa.gov.tr/chapter2.en.mfa (Дата обращения: 26.04.2023)
13. Relations with The Organisation of Islamic Cooperation (OIC). - [Электронный ресурс]URL: https://mfa.gov.ct.tr/foreign-policy/international-organisations/relations-with-the-oic/ (Дата обращения: 26.04.2023)