Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1 Понятие тревожность в психолого - педагогической литературе 5
1.2. Психологические особенности детей с задержкой психического развития 10
1.3 Особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 16
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 22
2.1 Организация, методы и методики исследования 22
2.2 Результаты обследования детей младшего школьного возраста с ЗПР на выявление уровня тревожности 23
2.3 Методические рекомендации по снижению уровня тревожности у младших школьников с задержкой психического развития 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Проблема школьной тревожности у детей в настоящее время является актуальной психолого-педагогической проблемой в современных системах образования. В случае со школьников с задержкой психического развития эта проблема имеет особое значение в силу специфики их эмоционально-волевой сферы. Кроме того, в последние годы число детей с задержкой психического развития увеличилось.
По данным различных исследователей, в популяции детей обнаруживается от 6 до 11% детей с названной патологией разного генеза. Одним из показателей эмоционально-волевой сферы является проявление тревожности у данной категории детей. Проблема тревожности у таких детей весьма актуальна, так как у них имеются дополнительные предпосылки к выработке данного новообразования личности, например: неустойчивость эмоционально волевой сферы как демонстрация нарушения развития, нередко отрицательные условия семейного воспитания, трудности, которые возникают в процессе учебной деятельности.
Как отмечают психологи и дефектологи, развитие тревожности под влиянием неблагоприятных факторов усугубляет дефициты детей и подростков с задержкой развития, затрудняя их интеграцию в общество и адаптацию к жизни. В последние десятилетия интерес российских психологов к изучению тревожности и ее видов значительно возрос в связи с резкими изменениями в обществе, что приводит к переживанию эмоционального напряжения и тревоги.
В отечественной и зарубежной психологии существует множество работ, в которых рассматривается проблема тревожности учащихся. Среди тех, кто внес важный вклад в изучение этой проблемы, можно назвать Л.С. Выготского [7], Г.Г. Аракелова [1], С.О. Кьеркегора, Ю.А. Зайцева, Дж. Локка, А.М. Прихожан [18], А.Р. Мэя [17], З. Фрейд [ 23], Б. Спинозу и другие. Несмотря на это, тема школьной тревожности в младших классах до сих пор недостаточно разработана в теории и практике.
Цель исследования – изучить особенности проявления тревожности у младших школьников с задержкой психического развития.
Объект исследования: тревожность младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности проявления тревожности у младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1) на основе анализа психологической литературы по проблеме исследования рассмотреть понятие тревожности.
2) Дать психолого - педагогическую характеристику младших школьников с задержкой психического развития.
3) Рассмотреть особенности тревожности младших школьников с задержкой психического развития.
4) Провести эмпирическое исследование по изучению уровня тревожности младших школьников с задержкой психического развития.
5) Разработать методические рекомендации по преодолению тревожности младших школьников с задержкой психического развития.
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
эмпирические: диагностика, тестирование, количественый и качественный анализ
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список используемых источников и литературы, приложение.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Понятие тревожность в психолого - педагогической литературе
Состояние тревоги и связанное с ним понятие тревожности занимают одно из главных мест среди наиболее актуальных проблем современной психологии. Тревожность определяется как индивидуальная психологическая характеристика, которая проявляется склонностью человека к частым и интенсивным переживаниям тревоги, а также низким порогом ее возникновения. Согласно исследованиям зарубежных и отечественных психологов, истоки тревожности, как устойчивой черты личности, идут из детства личности и поэтому, по мнению А. М. Прихожане[18], Л.И. Бойович, А. В. Захарова[12], решающим периодом является дошкольный возраст, который является сенситивным периодом для формирования и развития многих качеств и свойств личности ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Аракелов Г.Г., Шишкова Н.Р. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник МУ, сер. Психология. М., 1998. №1. С. 18.
2. Астапов В.М. Тревожность у детей. М., 2002. 160 с.
3.Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2019. - 176
4.Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР[Текст] / Л.Н. Блинова. – М.: Энас, 2017. – 136с.
5.Битянова М.Р. Адаптация ребёнка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М.: изд-во Педагогический поиск, 1999. 298 с.
6.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008. 398 с.
7.Выготский JI.C. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2015. 507 с.
8.Габдреева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. М.: изд-во Тонус, 2000. 180 с.
9.Гин, Светлана Мир загадок. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе / Светлана Гин. - М.: Вита-Пресс, 2018. - 524 c.
10.Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2017. - 312 c.
11.Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений [Текст]: учебник для вузов / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2015. – 592 с.
12.Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. (Серия "Мир психологии"). М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000
13.Зеньковский В.В. Психология детства. М., 2012. 348 с.
14.Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 2004. 608 с.
15.Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Знание, 1988. 80 с.
16.Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. М.: изд-во Речь, 2017. 248 с.
17.Мэй Ролло [May R.] Смысл тревоги. М., 2001. 416 с.
18. Основы дефектологии. Учебное пособие / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. - М.: Просвещение, 2017 - 144 c. 16.
19.Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. М., 1998. С. 1-7.
20. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., 2017. 304 с.
21. Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности. М., 2001. С. 144-156.
22.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 2000. - 705 с.
23.Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического разви-тия. - Минск, 1989. 136.
24.Степанов, П.В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования / П.В. Степанов. - М.: Педагогический поиск, 2017. - 468 c.
25.Троценко, С. Н. Особенности учебной деятельности детей с задержкой психического развития / С. Н. Троценко // Вестник развития науки и образования. - 2011. - n 2. - с.125-128.
26.Фрейд З. Психология бессознательного. - СПб.: Питер, 2007. – 400с.
27.Яковлева О.В. Коррекция тревожности у детей и подростков. // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2017. № 11 (54). C. 133135.