Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Спецификой ономасиологического представления языкового смысла является то, что он может быть выражен не только словами, но и расчлененными ономасиологическими единицами; например, языковой смысл «предметность» передают а) предложно-падежные сочетания (думать о друге); б) словосочетания особого типа (набережная улица = набережная; железная дорога); в) лексии (редко что, мало кто); г) фразовые номинанты (кто молод, что скажешь). Для всех форм выражения языкового смысла главным является семантическая общность, возможность использования одного и того же местоименного конкретизатора.
Датский лингвист Йене Отто Харри Есперсен (1860-1943) - авторитетный специалист по теории языка, грамматике и истории английского языка. Понимание грамматики, основанной на принципе живой разговорной речи, отражено в его книге «The Philosophy of Grammar» («Философия грамматики», 1924). Кроме этого, с именем О. Есперсена прочно связано также введение в терминологический аппарат лингвистической науки термина «понятийные категории».
К сожалению, в современной лингвистике категориальное значение части речи и в еще большей степени - категориальное значение языкового смысла не представлены на теоретическом уровне, а в тех работах, в которых предпринимаются попытки сделать это, допускается их смешение. Категориальное значение части речи представляет собой особый тип языковой семантики: это векторный имплицитный тип семантики, в отличие от грамматических значений, грамматических категорий и словообразовательного значений, выражающих свою семантику эксплицитно - в грамматической и словообразовательной оформленности слова. Это значение части речи включается в качестве ядерного грамматического значения в языковое поле соответствующего грамматического контекста, который находит в нем свое воплощение». Это определение и показ способов выражения субстантивности свидетельствует о том, что автор смешивает понятия «категориальное значение части речи» и «категориальное значение языкового смысла», выводя последнее под именем «грамматический концепт части речи.
Объектом исследования являются труды О. Есперсена по вопросам языкознания (преимущественно английского языка).
Предмет исследования – части речи в работах О. Есперсена.
Цель исследования – характеристика подхода О. Есперсена к классификации частей речи.
В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:
1. Анализ основных положения трудов О. Есперсена по грамматике.
2. Характеристика подхода «трёх рангов» как основы классификации частей речи О. Есперсеном в его грамматических трудах.
1. Общая характеристика основных трудов О. Есперсена по грамматике
В статье «The teаching of grammаr» (в переводе - «Преподавание грамматики») (1924) О. Есперсен схожим образом подчёркивал то обстоятельство, что грамматика не ограничена двойным делением на форму и функцию. Разъясняя это положение, учёный писал об её более доскональном подразделении на категории: «Существуют три класса категорий, (а) формальные категории, (b) синтаксические категории, и (с) категории значения, или, как мы можем назвать их, понятийные категории» [11, р. 273]. Он отмечал, что иногда можно отграничить друг от друга синтаксическую функцию и внутреннее значение. О. Есперсен приводил в качестве яркого и наглядного примера языки с категорией трёхчастного рода (мужской, женский и средний), отличной от естественной (или понятийной) категории пола.
Синтаксические категории, О. Есперсен считал двойственными. Это мнение учёного было связано с тем, что данные категории обращены не только к одной форме, но и к самому понятию. В статье «Типы и функции понятийных категорий» она по этому поводу указывала: «Они находятся посередине и представляют собой соединительное звено между миром звуков и миром понятий» [9, с. 61]. Но именно в синтаксических функциях (иначе, в предложении) находят свою реализацию те или иные части речи.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Берестова О. Г. Понятийная категория состояния в философии и лингвистике // Известия Пензенского государ¬ственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2000. № 27. С. 199-201.
2. Богородицкій В. А. Общій курсъ русской грамматики (Изъ университетскихъ чтеній). Казань: Типолитографія Императорскаго Университета, 1904. Репринт 2011 - 211 с.
3. Гухман М М Понятийные категории, языковые универсалии и типология // Вопросы языкознания. 1985. № 3. С. 3-12.
4. Ельмслев Л. Можно ли считать, что значения слов образуют структуру? / пер. с англ. И. А. Мельчука // Новое в лингвистике. М.: Издательство иностранной литературы, 1962. Вып. 2. С. 117-136.
5. Кондрашов Н А. История лингвистических учений: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». М.: Просвещение, 1979. 224 с.
6. Левицкий Ю. А., Боронникова Н В. История лингвистических учений. М.: Директ-Медиа, 2013. 525 с.
7. Мещанинов И. И. Члены предложения и части речи / Академия наук СССР. М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1945. 321 с.
8. Орлянская Е. Г. К вопросу о соотношении мыслительных и языковых категорий // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2009. № 8 (27): в 2-х ч. Ч. II. C. 137-139.
9. Шустова С. В. Типы и функции понятийных категорий // Pаzhuhesh-e Zаbаnhа-ye КЬа^і. Scientific РиЬІісайоп of the Fаculty of Foreign Lаnguаges, Umverstiy of Тейгап. 2009. № 47. Speciаl Issue, Russiаn. C. 59-70.
10. Jespersen О. Phtiosophy of Grammar. L.: Unwin Brothers, 1992. 358 p.
11. Jespersen О. The System of Grammar // Jespersen О. Selected Writings. N. Y.: Routledge, 2010.