Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что в настоящее время в Российской Федерации на законодательном уровне закреплено несколько видов контроля, реализуемого отдельными государственными органами, а также разновидности надзора, полномочия в рамках которого также могут производиться специально уполномоченными на то субъектами. При этом цель и контроля, и надзора состоит в обеспечении принципа законности в государственном управлении, как одно из основополагающих принципов, предусмотренных действующим законодательством.
При этом, несмотря на тот факт, что обеспечению законности и дисциплины в государственном управлении уделяется значительное внимание, в правоприменительной практике возникают определенные проблемы, связанные преимущественно с осуществлением административного надзора.
Объектом работы выступают общественные отношения, возникающие в результате процесса обеспечения законности и дисциплины в области государственного управления.
1. СУЩНОСТЬ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА
1.1 Контроль как основной способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
Исследование любого правового института необходимо начинать с основополагающего фактора, а именно понятийного аппарата правового явления. Таким образом, в первую очередь необходимо рассмотреть, что представляется собой государственное управление, с целью понимания его сущности. Следует отметить, что на законодательном уровне определение термина «государственное управление» отсутствует, вследствие чего затрудняется понимание сущности государственного управления, а также приводит к наличию в науке права различных точек зрения на этот счет.
В начале 90-х годов XX века несколько изменились подходы к пониманию государственного управления, его места и роли в механизме государственной власти России. Одновременно Конституция РФ, закрепившая принцип разделения властей, вводит в политико-правовую сферу новое понятие – «исполнительная власть», исключая при этом из официального обращения понятие «государственное управление». В этой связи в административно-правовой науке наряду с категорией «государственное управление», имеющей теперь только теоретическое значение, стала использоваться и новая категория – «исполнительная власть».
Ввиду отсутствия нормативного закрепления определения изучаемого института, следует обратиться к публикациям исследователей, занимающихся данным вопросом.
Так, в доктрине государственное управление это вид социального управления, обеспечивающий организацию определённых социальных процессов и отношений в конкретную, структурированную систему, а так же упорядоченность общественных систем, согласованность действий, их необходимую стабильность и устойчивость.
Государственное управление в широком понимании исследователи рассматривают также в качестве регулирующей деятельности государства в целом (деятельность представительных органов власти, исполнительных органов государственной власти, прокуратуры, судов и т.д.). Государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения.
Такой подход к понятию государственного управления является более объемным, чем понятие исполнительной власти, так как в данном случае государственное управление включает все три ветви государственной власти и представляет собой общую характеристику государственной власти,.
Говоря об узком понимании, то государственное управление - это административная деятельность, т. е. деятельность исполнительных органов государственной власти на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов. В административном праве понятие государственного управления рассматривается в узком понимании. Государственное управление в узком смысле — это практическая деятельность Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ.
1.2 Надзор как основной способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
Надзор выступает способом обеспечения законности и заключается в постоянном систематическом наблюдении в целях выявления нарушений законности специальными государственными органами за деятельностью других государственных органов, должностных лиц и граждан.
Сущность надзора состоит не вмешательстве в деятельность субъектов, а, в раскрытие правонарушений которые могут встречаться в деятельности поднадзорных субъектов. Такие мероприятия по надзору проводят выборочно, и они не могут быть постоянными .
Выступая методом обеспечения законности надзор состоит из двух составляющих: 1) Это непосредственно проверка всех субъектов на предмет исполнения требований законодательства. 2) Это по итогам надзора принятие каких- либо мер, заключающееся в восстановлении нарушенного законодательства.
В связи с этим надзору присущи следующие свойства
1. Активная деятельностью специально уполномоченных государственных органов;
2. Наблюдение за исполнением законодательства поднадзорными субъектами;
3. Надзором за деятельностью организаций, которые не подчинены надзорным органам.
2СПЕЦИФИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ
2.1 Роль и значение контрольной деятельности, реализуемой на государственном и муниципальном уровнях
Президент Российской Федерации неоднократно ставил задачи по совершенствованию системы государственного контроля, повышению его эффективности, что, в частности, подтверждается утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 Стратегией национальной безопасности Российской Федерации . В пункте 45 Стратегии установлено, что обеспечение государственной и общественной безопасности осуществляется путем повышения эффективности деятельности органов государственного контроля (надзора), правоохранительных органов и специальных служб.
Ведомственный контроль» — контрольная деятельность в рамках одного ведомства, а «внутриведомственный контроль» — контрольная деятельность внутри одного ведомства.
С учетом функционального предназначения указанные признаки в большей степени относятся к деятельности государственных ведомств как учреждений, отвечающих за исполнение функций по контролю. Так, согласно триста тридцать первому постановлению Правительства от июля две тысячи четвертого года , ФАС страны реализует надзор за государственными ведомствами исполнительной ветви власти, а также органами того же типового функционала на областном и муниципальном уровне в областях монополии, рекламы, ценовой политики и тарифов, а также товарооборота в соответствии регламентированных им законодательством прав .
2.2 Специфика административного надзора, современные проблемы его осуществления
В процессе правовой и экономической реформы государство нуждается в создании реальной эффективно -действующей системы законности и правопорядка. Для того чтобы закон соблюдался всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, объединениями необходимо наличия механизма, который бы обеспечивал строгое и точное соблюдение законов.
Надзор в государственном управлении выражается в 2 формах – административный и прокурорский. Административный надзор следует отличать от государственного контроля органов исполнительной власти. Поскольку как было определено в первой главе настоящей работы, контроль и надзор имеют различную правовую природу и соответственно эти термины не допустимо признавать тождественными.
Что касается определения термина «административный надзор», то в доктрине под ним понимают наблюдение уполномоченным на то государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, нормы санитарии и др.).
В то же время, в более узком значении действующее законодательство в качестве административного надзора позволяет рассматривать исключительно надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, реализуемый в соответствии с нормами Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ (ред. от 01.10.2019) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог настоящего исследования, с учетом норм действующего отечественного законодательства, материалов опубликованной судебной практики, а также научных публикаций ученых практиков, можно сделать следующие выводы:
На уровне Конституции РФ устанавливается крайне важный принцип, заключающийся в обязанности соблюдать действующие на территории страны нормативно-правовые акты. Однако зачастую законность и дисциплина в полной мере не соблюдаются, вследствие чего законодателем был разработан институт контроля и надзора.