Фрагмент для ознакомления
2
Экспансивный характер русской матрицы был сформирован сочетанием ордынской и византийской традиций на землях Московской империи. У ордынцев были истоки насильственного правления и экспансионизма, у византийцев - христианская православная вера и способ утверждения в мире в качестве самодержавия и империи. Московская и Российская империи объединили эти традиции, во многом дополнив и усилив их. В частности, все формы государственной диктатуры - монархическая, самодержавная, диктаторская и тоталитарная - обеспечивали рост за счет территориальной экспансии и увеличения численности населения, делали войны (в том числе внутренние, против «дружественного» населения) постоянным и регулярным условием на протяжении веков. Фактически, именно милитаристская тенденция к экспансии и насилию как основному средству контроля над ресурсами привела к тому, что история России в целом завершилась.
Широкомасштабная динамика определяла буквальное доминирование власти. Продвигался только один тип демографической организации, и это была организация вокруг власти, другими словами, мобилизация всех ресурсов в руки власти посредством силы. Советский Союз был явным продолжением этой традиции. Достаточно вспомнить, что паспорта крестьянам стали выдавать только в конце 1970-х годов, до этого сельское население оставалось крепостным; в то время рабочих уже не приговаривали к призрачным тюремным срокам за опоздания или прогулы; прописка действует и сегодня. Характерно, что и сегодня социальная мобильность как показатель деятельности людей практически отсутствует. Можно вспомнить и известное ленинское высказывание о том, что «проблема власти - это проблема хлеба», к которому сегодня можно добавить проблемы монополий в жилищно-коммунальном, топливно-энергетическом секторах и всех других гарантиях жизни. Россияне, не столько массы, сколько численно значительная часть населения, никогда не испытывали той свободы, о которой говорили Джефферсон и Маркс .
Экспансия всегда основана на вопросе о связи между общественными и частными интересами. Это способ использования частных ресурсов на благо всех без ущерба для общего блага. Вся российская история - наглядное пособие по этой связности, которую лаконично сформулировал Сталин. На протяжении веков это правило обеспечивалось множеством различных социально-политических, религиозных и идеологических инструментов. Такие нормы, как «честная и правдивая служба» и «беззаветное служение»; знаменитые лозунги «Москва - Третий Рим» и «Православие - диктатура - нация»; фразы «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» и «За Родину, за Сталина»; «Думай сначала об Отечестве, потом о себе». воплотились в песнях.
Главными связующими Россию звеньями являются ресурсы личности - общее благо, воплощенное в верховном правителе, крепостное право - диктатура, инновации - заимствования, модернизация - саморазвитие, организаторы (актеры) - специалисты, основатели - творцы.
Некоторые говорят, что чудес в истории не бывает. Однако в данном случае чудеса все-таки произошли. Вечная российская диктатура удивила и потрясла весь мир своим всеобъемлющим размахом.
На протяжении веков нелегитимные и подавляемые частные интересы все еще преобладали. Мы научились этому еще во времена царей и продолжаем подражать этому в советский период, используя двуличие в угоду себе под видом «беззаветного служения» власти.
В России история подавления частных интересов, а значит, индивидуальной энергии и инноваций, уходит в глубь веков. Но частные интересы всегда пробивались, как трава пробивается сквозь асфальт. И на протяжении веков это всегда оставалось вне закона, если его как-то удовлетворяли, а не на почве частной собственности. Власть всегда, всегда пыталась взять всех и вся в свои руки. И всегда с помощью хитрых средств, или, как бы мы сказали сегодня, нерыночных уловок. Опричники, стрельцы и стражники получали всевозможные преимущества. Боярам и дворянам предлагалась общая система пособий. Офицерам предоставлялся список чинов. В советское время дворянам давали привилегии, а безответственным кумовьям - пособия, и все это изобиловало «теневой» экономикой .
Но в наше время, по логике истории, у этого явления есть естественное завершение. Ресурсы и энергия людей направляются в сторону преступности. В результате статус и идентичность становятся главной ресурсной базой для системной коррупции, которая приватизируется вместе с государством, являющимся ее основой. И поскольку эта трансформация могла произойти только в рамках одного диктаторского государства, экспансивность, присущая этому типу государства, сохраняется и по сей день, хотя и отступает по инерции. Затяжной социально-политический кризис России на протяжении всего XX века ясно показывает, что где-то в середине прошлого века потенциал широкой динамики давно иссяк. Победа во Второй мировой войне, формирование социалистического лагеря, Ялтинский мировой порядок и природные ресурсы России/Советского Союза продлевали агонию этой социальной динамики, пока не произошла очередная катастрофа: распад Советского Союза и падение Берлинской стены.
Заключение
Вопрос о российской государственности может быть рассмотрен с точки зрения шести ключевых проблем. Первая проблема современного российского государства заключается в выборе точек отсчета. Все мы знакомы с классическим определением государства, которое, независимо от того, к какой школе мысли оно принадлежит, сводится к триединству личности, территории и власти. Государство - это народ, который осуществляет автономию и суверенитет на своей исторической территории. Однако не следует забывать, что не существует идеальной модели государства, его институтов и учреждений в том виде, в котором они были созданы. Ни одна страна в мире не может претендовать на воплощение модели идеального государства, изложенной Платоном еще в «Республике».
На каждом этапе тысячелетнего развития России как государства мы, россияне, как народ, составляющий государство, задаем себе значимый вопрос: каково предназначение государства? Начало нового тысячелетия - не исключение. Мы спрашиваем себя, чему может научить нас опыт мирового и отечественного национального развития и что России необходимо переосмыслить сегодня, чтобы обеспечить безопасность и процветание российского народа.
И вновь приходится признать, что Россия обладает некоторыми «уникальными характеристиками». Это не лирические размышления о «загадочных душах» или «особых путях», не вопрос великорусской национальной гордости, а скорее осознание объективных сложностей управления такой страной.
Прежде всего, есть ли в мире другая страна с такой большой территорией, таким количеством различных регионов и в то же время с таким маленьким населением, борющимся за воспроизводство своего главного ресурса - людей? 'Если посмотреть на основные черты истории, обусловленные стремлением людей к приобретению земли, даже если принять во внимание просторы бесплодной тундры, то становится ясно, что наша земля является большим соблазном для большинства окружающих нас стран, то есть естественным аппетитом всех. Ясно, что мы должны быть готовы к отступлению», - писал Менделеев в своих «Идеях воли».
На этом фоне аргумент о том, что государство, существующее только для обслуживания своих граждан, слабое государство и слабый государственный аппарат, и прежде всего бизнес и гражданское общество, должны процветать, кажется несколько неубедительным - и, говоря словами Президента России в его речи к Федеральному собранию в 2003 году, . Такая страна, как Россия, может выжить и развиваться в существующих границах, только если она сильна. Во все периоды, когда государство ослаблено, как политически, так и экономически, Россия всегда находится под угрозой распада».
Вторая проблема с образом современного российского государства. Может ли быть сильная Россия без сильной центральной государственной власти? Нет. Альтернативы развитию сильной президентской власти нет. Поэтому можно говорить о триединстве сильная экономика - сильная президентская власть - сильная власть. Более того, характер сильной власти несовместим с целью установления демократической системы и принципа верховенства закона.
Третий вопрос, касающийся статуса современного российского государства, - сможет ли Россия выжить как сильное единое государство с множеством конфессий и этносов. Наш главный союзник в этом вопросе - российская история. Я утверждаю, что, несмотря на трудности в расширении территории российского государства, в России никогда не было межэтнических или межрелигиозных войн. Толерантность российского народа характеризуется не столько благими намерениями, сколько подспудным ощущением того, что отказ от этого приведет к войне и разрушению государства.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев, С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения / С. С. Алексеев. — М., 2001. — 752 с.
2. Авакьян С. Практика российской государственности // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1997. № 1. С. 21-33.
3. Баглай, Марат Викторович (1931-). Конституционное право Российской Федерации [Текст]: учебник / М. В. Баглай. - 13-е изд., изм. и доп. - Москва: Норма: Инфра-М, 2018. - 767 с.
4. Булатов Р.Б. «История государства и права: Российская государственность: становление и развитие. N. 8 /2006 — книга автора Булатов, Рашид Борисович, С. 6 - 7.
5. Горелик, Д. С. Правовая культура гражданского общества / Д. С. Горелик // Известия Саратовского университета. - 2009. -Т.9. - вып.1. - С. 125-126.
6. Затонский, В. А. Правовой менталитет, правосознание и правовая активность граждан в контексте повышения эффективности российской государственности / В. А. Затонский // Право и политика. - 2007. - №6. - С. 122-129.
7. Захаров В.В. Эволюция права и правовых институтов в истории российской государственности [Текст]: монография / [Захаров В. В. и др.]. - Москва: Проспект, 2012. – 425 с
8. Козловский, С. И., Градобоева, К. К. Проблемы развития современной российской политической системы с точки зрения правовой культуры / С. И. Козловский, К. К. Градобоева // Право и практика. — 2010. — №7. -С. 100-104.
9. Коваленко, А.И. Правовое государство: концепции и реальность: (В схемах, поясн. и рекомендациях в процессе его изуч.) / Коваленко А. И.; Междунар. науч.-просветит. ассоц. "Знание", Центр юрид. всеобуча. - Москва: Б. и., 1993. - 78 с
10. Кожевников, В. В. Традиционное российское правосознание и современная политико-правовая реальность / В. В. Кожевников // Инновационное образование и экономика. - 2009. - №4 (15). - С. 63-67.
11. Костюк, К. Н. Политическая мораль и политическая этика в России (к постановке проблемы) /К. Н. Костюк // Вопросы философии. -2000,-№2. -С. 35-38.
12. Крисанов, А. А. Правосознание крестьянства и развитие юридического мировоззрения в России / А. А. Крисанов // Философия права. Материалы международной научной конференции. - СПб., 2007. - С. 158160.
13. Крыгина, И. А. Некоторые культурно-правовые аспекты российского менталитета / И. А. Крыгина // Право и культура: проблемы взаимосвязи: Тезисы докладов и сообщений участников научно-теоретической конференции. - Ростов на-Дону, 1996. - С.116.
14. Куликова, А. В. Проблемы формирования правовой культуры населения России: автореф. дис. ...канд.социол.наук / А. В. Куликова. -Нижний Новгород, 2005. - 20 с.
15. Сморгунов, Л. В. О сущности политических традиций / Л. В. Сморгунов // Вестник Ленинградского университета. Серия «Экономика, философия, право». - 1983. - Вып.2, №11. - С.40-47.
16. Сорокин, В. В. Концепция эволюционного преобразования правовых систем в переходный период / В. В. Сорокин. - Барнаул, 2002. -543 с