Фрагмент для ознакомления
2
1.Мораль в системе нормативного регулирования общественных отношений
Вопрос, связанный с происхождением норм морали является достаточно сложной философской проблемой. В вопросе о происхождении и дальнейшем развитии морали самыми распространенными являются три подхода: религиозный, который возводит мораль к богу, натуралистический, который выводит мораль из природных законов, в частности, эволюции биологии, и социальных, который рассматривает мораль как один их общественно-культурных механизмов, которые обеспечивает общественную стабильность.
Согласно религиозному подходу источником морали, его принципов и идеалов выступает Абсолют. Бог является той необходимой инстанцией, придающей морали ее всеобъемлющий абсолютный характер. Происхождение морали от бога объясняется также и тем, что люди на основе собственной слабости не могут на самостоятельной основе обуздать свои желания и страсти, по этой причине вынуждены обратиться к богу. Вера в божество позволяет им следовать принципам морали.
К тому же, имеется утверждение, что человек был создан по подобию и образу Бога, следовательно, в нем имеется абсолютное начало и склонность придерживаться норм морали.
Изначально они были отражены в заповедях Бога, которые совершенно по-разному формулируются различными религиозными конфессиями, однако их сущность остается неизменной и общечеловеческой: «верить в одного Бога», «почитать мать и отца», «не красть», «не прелюбодействовать», «не говорить ложных свидетельств».
Происхождение норм нравственности от Бога подчеркивает, что человек не может следовать моральных предписаниям без веры в Бога.
Согласно натуралистическому подходу источником морали выступает либо природа в общем, либо природа каждого человека в отдельности. Однако найти моральные критерии в природе без использования помощи разума нельзя, т.к. человеку в своем естественном состоянии характерны как пороки, так и добродетели.
Разум позволяет установить меру того, что ведет человека к злу и добру. В период Нового времени представления о человеческой природе расходятся. Так, Томас Гоббс предполагает, что в естественной человеческой природе находится лишь зло, которое необходимо обуздать законами и общественными договорами. Жан-Жак Руссо, наоборот, придерживался мнения, что именно в природе человека и заключается залог поведения нравственности.
К чему же стремится человек по собственной природе?
1)к удовольствиям – гедонизм;
2)к пользе – утилитаризм;
3)к счастью – эвдемонизм.
В соответствии с эволюционным подходом, которые появился после того, как Чарльз Дарвин создал теорию эволюционного человеческого развития и тесной взаимосвязи с природой. В природе при помощи естественного отбора происходит формирование человека, который имеет нравственное полезные и биологические свойства. Он передает собственные навыки иным поколениям.
Чарльз Дарвин считал, что мораль происходит из чувств общительности, которые имеются также у низших животных. Инстинкт общительности – это чувство, доставляющее удовольствие от факта пребывания в обществе себе подобных личностей, испытание симпатии и сочувствия к ним. Сочувствие – это чувство взаимного испытания аналогичных впечатлений и чувство товарищества.
После проведенных исследований над животными стало ясно, что они могут сочувствовать не только горю, но и радости. Отсюда и было сформировано представление о том, что у животных имеется взаимопомощь как моральная основа.
Стыд является чувством, которое говорит о наших совершенных поступках, воспоминание о которых заставляет нас испытывать ощущение неудовольствия. Совесть выступает в качестве логического результата борьбы, в которой личный инстинкт, зачастую уступает инстинкту общества.
Особенная роль в эволюционной концепции происхождения нравственных норм отводится альтруизму, т.е. самопожертвованию, которое направлено на благополучие иных людей.
Альтруизм выступает в качестве одной из загадок эволюции. Вполне возможно, что он играл значительную роль в эволюции разумного человека, по всем видимости, обеспечив ему успех при осуществлении конкурентной борьбы. Несмотря на то, что альтруизм характерен для многих животных сообществ, сложилось впечатление, что это конкретная эволюционная стратегия разумного человека.
В соответствии с социально-историческим подходом, источником морали являются отношения в обществе между людьми. Мораль – это результат развития истории. Она предназначена регулировать отношения в общества и поведение людей во время их коллективной жизнедеятельности в условиях постоянного усложнения жизни в общества. (К. Маркс, Ф. Энгельс, А.А. Гусейнов, Р. Апресян и др.)
Таким образом, в вопросе о происхождении и развитии морали наиболее распространенными являются три подхода: религиозный, возводящий мораль к божественному началу, натуралистический, выводящий мораль из законов природы, в частности, биологической эволюции, и социальный, рассматривающий мораль в качестве одного из социокультурных механизмов, обеспечивающих стабильность общества.
Термины «нравственность» и «мораль» равнозначны. Первое из них имеет русские корни, а второе происходит с латинского языка (mos moralis – нравы). Наравне с ними применяется такой термин, как «этика», который с греческого языка означает – ethica, etos, т.е. обычаи, нравы.
В ходе развития истории, выступая в качестве формы социального сознания понятие морали преобразовывалось, не оставалось однообразным и представление о нормах морали и оценках.
Мораль, так же, как и право, находится в постоянном движении и развитии, отражая общественный уровень развития, его структуру социального характера, бытовые, национальные, экономические и религиозные факторы.
Представители социологической науки выделяют три главных течения этической идеи.
Первое течение принято именовать фелицитологией, которая происходит от латинского языка «felicia» и означает счастье. Мораль следует понимать как технику, искусство по достижению счастья, мудрость жизни, искусство избежать любых страданий. К фелицитологии близко находится течение эвдемонизма, которое происходит от греческого языка eudamonia и означает довольство, счастье, а также течения гедонизма (hedone – наслаждение) – это учение о том, каким образом, можно получить наслаждение и избежать страдания.
К первому течению этической идеи следует отнести эпикуреизм, который непосредственно связан с именем философа Древней Греции Эпикура. Счастье, согласно Эпикуру, - это здоровое состояние тела и безмятежность души, она подлежит достижению при помощи удовлетворению естественных человеческих потребностей, устранением душевных тревог и страданий телесного характера. Эпикур определяет две разновидности наслаждений: физические, которые подлежат удовлетворению с помощью еды, одежды, жилья и духовные, которые можно получить от дружбы и знаний.
Основные добродетели данного течения индивидуалистические: наслаждение, покой души, счастье. В период утверждения буржуазных правоотношений гедонизм заново возрождается. Благо частного лица, т.е. собственника и предпринимателя, его благополучие в материальной сфере становится главной добродетелью нравственного характера. Похожие взгляды мы можем наблюдать в трудах Д. Локка, Спинозы, Т. Гоббса.
Следует отметить, что данные представители естественно-правовых взглядов как одного из естественных прав считали стремление к счастью. Воля к самосохранению, счастье и эгоизм – это главные этические принципы Т. Гоббса.
Вторая концепция в моральном понимании – это перфекционизм, который происходит от латинского слова «perfectus», т.е. совершенный. Мораль следует понимать в качестве системе правил и заключатся не в том, каким образом устроить собственную жизнь счастливо, удобно, спокойно, а как достойно жить, согласно человеческой природе, то есть согласно личностным идеалам, каким образом совершенствовать достоинства и личные качества. Данная мораль выдвигает личностные идеалы, которые необходимо подражать.
Это мог быть идеал святого (Иисуса Христа, Муххамеда и др.), идеал праведного рыцаря, джентльмена, несгибаемого революционера, неподкупного судьи, принципиального прокурора, мужественного, с честью и достоинством офицера и др. Основные добродетели – понятие моральной заслуги, признание и положительная оценка усилий, приближающих индивида к идеалу, образу.
Третья концепция принимает мораль как систему правил человеческого общежития, правил, определяющих не то, как поступать, чтобы достигнуть счастья или личного совершенства, поступать, чтобы другим было с нами хорошо, чтобы учитывать благо и др. Основа этой концепции касается формирования общественных отношений, жизни человека в обществе.
Согласно третьей концепции мораль можно определить как совокупность идей, взглядов, представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии, совести и т.п. и складывающихся на основе норм поведения. Основополагающие принципы (нормы) морали: твори добро, не делай зла; поступай с другими также, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой .
Следовательно, можно сделать вывод о том, что мораль - это система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения человека, следование которым имеет добровольный характер. В современном понимании, мораль – важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности.