Фрагмент для ознакомления
2
1. В науке конституционного права нет четко выстроенной системы функций Конституционного Суда Российской Федерации: одни исследователи выделяют из смысла конкретных полномочий данного органа, другие - из общих конституционных целей и принципов, третьи - фактически отождествляют функ-ции и полномочия органов конституционной юстиции.
2. Необходимо разграничивать полномочия Конституционного Суда Российской Федерации и его функции ввиду смысловых различий данных право-вых категорий. Думается, что функции Конституционного Суда Российской Фе-дерации вытекают из целей и смысла его деятельности, которые заложены в Кон-ституции Российской Федерации и конкретизированы в Федеральном конституци-онном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации», а его полномо-чия осуществляются в рамках выполнения функций в соответствии с такими це-лями и смыслом.
3. Представляется оправданным выделить правозащитную функцию Конституционного Суда Российской Федерации. Данная функция органа консти-туционного контроля вытекает из признания прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (статья 2 Конституции России), а также из цели деятельности Конституционного Суда Российской Федерации - защиты прав и свобод человека и гражданина. Правозащитная функция реализуется Конститу-ционным Судом Российской Федерации посредством осуществления конкретных полномочий, которые охватываются понятием «конституционный контроль» (раз-решение дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативно-правовых актов, проверка конституционности нормативных актов по жалобам граждан и запросам судов, толкование Конституции Российской Федерации).
4. В основе осуществления правозащитной функции Конституционного Суда Российской Федерации лежит право человека и гражданина на судебную за-щиту и право на обращение с жалобой в Конституционный Суд. Учитывая, что Конституционный Суд, реализуя свои полномочия, достоверно устанавливает факт наличия или отсутствия нарушения прав и свобод человека и гражданина и, как следствие, обоснованности или необоснованности конституционной жалобы, часть 1 статьи 96 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» нуждается в уточнении и может быть изложен в следующей редакции: «Правом на обращение в Конституционный Суд Россий-ской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение кон-ституционных прав и свобод обладают граждане, которые полагают, что их права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе».
5. В деятельности Конституционного Суда Российской Федерации правоза-щитная функция может рассматриваться в двух ее проявлениях: прямом и косвен-ном.
Рассмотрение правозащитной функции Конституционного Суда Российской Федерации в прямом и косвенном проявлениях основывается на правовой природе конституционного контроля, который может быть конкретным и абстрактным.
Отталкиваясь от сущности конкретного конституционного контроля, пола-гаем, что Конституционный Суд Российской Федерации, осуществляя полномочия по проверке конституционности нормативных актов по жалобам граждан и запро-сам судов, выполняет правозащитную функцию в прямом ее проявлении, по-скольку в этом случае защищается то или иное право или свобода человека и гражданина в привязке к конкретному юридическому делу, где это право было нарушено .
В свою очередь, рассмотрение дел в порядке абстрактного конституционно-го контроля можно считать косвенным проявлением правозащитной функции, по-скольку такие дела напрямую не связаны с проверкой конституционности норма-тивного акта, примененного в конкретном деле. Соответственно, человек и граж-данин не является субъектом, прямо заинтересованным в исходе дела и признании той или иной нормы закона неконституционной. Однако права и свободы человека и гражданина защищаются и в этом случае, поскольку при признании Конститу-ционным Судом нормативного акта неконституционным устраняется угроза нарушений прав и свобод.
Таким образом, функции Конституционного Суда - это различные проявления его назначения, отражающие его роль в политике, жизни общества и граждан, реа-лизации государственных задач. Конституционному суду свойственны следующие функции: интегративная, политическая, охранительная, регулятивная, предваритель-ного и последующего конституционного контроля. Данные функции осуществляют-ся Конституционным Судом с целью пресечения нарушений правил организации и деятельности, установленных Основными нормами, а признание и защита прав и свобод человека и гражданина является его обязанностью. Осуществляя свои функ-ции, Конституционный суд является важным элементом демократической системы общества, гарантом рационального функционирования самоограничения власти гос-ударства, соблюдения им прав и свобод граждан.
2.2. Компетенция Конституционного Суда
Конституционный Суд Российской Федерации судебный орган конститу-ционного контроля. В соответствии со ст. 1 Федеральным конституционным зако-ном «О Конституционном Суде Российской Федерации» (Закон о Конституци-онном Суде) Конституционный Суд Российской Федерации судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий су-дебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Конституционный суд – это орган судебной системы, который обеспечивает контроль за соответствием актов судов базовому закону РФ и защиту интересов граждан и юридический лиц (ст. 118 Конституции РФ). Суд является независи-мым. Он принимает решения самостоятельно на основе принципов законности, равенства, справедливости, неприкосновенности и других базовых положений, ко-торые раскрывает основной закон.
Также особо стоит вынести вопрос о полномочиях и компетенции Консти-туционного Суда РФ, так как именно этот вопрос является дискуссионным и до-статочно неоднозначным для понимания. Необходимость раскрытия этого вопроса очевидна, так как, ответив на него, мы сможем определить место и роль Консти-туционного Суда РФ. В законах к компетенции Конституционного суда РФ отно-сится решение таких дел, как:
- дела, касающиеся соответствия нормативно-правовых актов (федераль-ные законы, нормативные акты Президента, Правительства, Госдумы и т.д.) нор-мам Конституции РФ;
- дела, затрагивающие международные договорные отношения и затраги-вающие интересы государства, субъектов РФ;
- дела, затрагивающие вопросы соответствия нормативно-правовых актов субъектов РФ положениям федерального законодательства, положениям Консти-туции РФ;
- предоставление заключений о конституционности законов;
- рассмотрение жалоб о нарушении прав и свобод российских граждан со-гласно нормам, отраженным в Конституции РФ;
- выдача заключения о законности и порядке выдвижения обвинений про-тив Президента в аспекте вопросов совершения им государственной измены или любого другого тяжкого преступления.
Также стоит отметить, что 2020 год ознаменовался внесением изменений в осуществление конституционного правосудия ввиду внесения изменений Консти-туцию РФ, внесения поправок в федеральный конституционный закон «О Консти-туционном суде», что привело к изменению полномочий Конституционного Суда РФ:
- проверять конституционность региональных законов, проектов ФЗ, при-нятых, но еще не подписанных законов;
- оценивать возможность исполнения решений иностранных и междуна-родных судов, если они противоречат публичному порядку. Такую оценку суд проводит по запросу президента, правительства или Верховного суда.
Если далеко не углубляться в сущность этих полномочий, а просто ознако-миться с нормативно-правовыми актами, то сразу заметна особенность функцио-нирования Конституционного суда в Российской Федерации. В полномочия тако-го судебного органа входит решение вопросов права, что подразумевает рассмот-рение этим судом тех дел, суть которых сводится к выявлению их соответствия или несоответствия (по форме, по содержанию, по процедуре принятия и т.д.) Конституции РФ .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосова-нием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосо-вания 1 июля 2020 года] // Рос. газ. – 2020. – 04 июля.
2. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организа-ции и функционирования публичной власти: Закон Российской Федерации о по-правке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ // Рос-сийская газета от 16 марта 2020 г. № 55.
3. О Конституционном Суде Российской Федерации: федеральный кон-ституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021 г.) // Собра-ние законодательства РФ. - 1994. - № 13. - Ст. 1447.
Материалы судебной практики
2. По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федераль-ного закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская Независимая Вещательная Корпорация»: Постановление Конституционного суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П // СЗ РФ. 2003. № 30. Ст. 3101.
Литература
3. Барри Д. Конституционный суд России глазами американского юриста // Государство и право. 1993. № 12. С. 8.
4. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015. 634 с.
5. Бляшкина Н. А. Конституционный Суд Российской Федерации в си-стеме органов государственной власти Российской Федерации // Инновации в науке. 2018. №6. С. 65-71.
6. Гарифуллина А.Р. Конституционный контроль во Французской и Хор-ватской республиках: вопросы теории и практики / А.Р. Гарифуллина, Л.В. Юн // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: сборник научных тру-дов IV Международной конференции профессорско-преподавательского состава. 2020. С. 196-203.
7. Койбаев Б.Г. Государственная власть и институты гражданского обще-ства в конституционно-правовом пространстве Российской Федерации // Гумани-тарные и юридические исследования. 2015. № 3. С. 62-67.
8. Конституционное право Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Н.В. Витрука. М.: Норма: Инфра-М, 2015. 623 с.
9. Курочкина К. С. Конституционный Суд в судебной системе Россий-ской Федерации // Молодой ученый. 2021. № 23 (365). С. 211-213.
10. Маркина Е. В. К вопросу о расширении полномочий Конституционно-го Суда РФ в контексте внесения поправок к Конституции РФ // VII Донской юридический форум: Сборник материалов Национальной научно-практической конференции. 2020. С. 57-59.
11. Мильчакова О.В. Разрешение юрисдикционных споров (споров о ком-петенции) в Конституционном Суде // Административное и муниципальное право. 2014. № 1. С.100.
12. Насырова (Хабриева) Т.Я. Конституционный контроль. М.: Норма, 2019. 410 с.
13. Несмеянова С.Э. К вопросу о развитии конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации // Российский юридический журнал. 1998. № 1. С. 106-115.
14. Овсепян Ж. И. Судебный конституционный контроль в Российской Федерации: проблемы деполизации (сравнительный анализ) // Государство и пра-во. 1996. № 1. С. 36.
15. Остапович И.Ю. Судебный конституционный контроль и нормотвор-чество: проблемы соотношения: учеб. пособ. М.: РИОР: Инфра-М, 2015. 230 с.
16. Рафалюк Е.Е., Кичигин Н. В. Реализация правовых моделей: пробле-мы и поиск решений // Журнал российского права. 2014. № 5. С. 35-140.
17. Рустемов К. Б. Проблемы деятельности Конституционного суда Рос-сийской Федерации // Молодой ученый. 2021. № 24 (366). С. 133-135.
18. Сайбулаева С. А. Функции Конституционного Суда Российской Феде-рации: некоторые вопросы теории и практики. Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 2, том 1, 2018. С.1-9.
19. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учеб-ник для академического бакалавриата и магистратуры. - 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. 752 с.
20. Юн Л.В. Нравственные основы современного правопонимания: обще-теоретические аспекты // Проблемы высшего образования и современные тенден-ции социогуманитарного знания (VIII Арсентьевские чтения): сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием. 2020. С. 84-86.