Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Интерес к творчеству Л. Н. Толстого в целом и к одному из крупнейших его романов «Анна Каренина» в частности не ослабевает с течением времени; его проблематика продолжает оставаться актуальной для всё новых и новых поколений читателей.
Это вызвано рядом причин, прежде всего тем, что автором в произведении затронуты важнейшие вопросы из различных жизненных сфер, и в первую очередь — семейные и любовные отношения.
Перечислить все вопросы, которых автор коснулся в своём романе, не представляется возможным. Однако именно семейные отношения, личная жизнь героев выдвинуты здесь на первый план. И это далеко не случайно, ведь именно в семейных отношениях, по мнению Толстого, кроется ключ к счастью или к несчастью каждого человека. В этом романе, в отличие от «Войны и мира», не ставятся и не решаются глобальные исторические вопросы — в центре внимания автора прежде всего семейные взаимоотношения героев. Через призму внутрисемейных отношений героев автор рассматривает и проблему счастья. Гармония и взаимопонимание в семье дают героям счастье; отсутствие этого взаимопонимания приносит героям горе и разочарования.
Несомненно, образ Анны Карениной — центральный в романе, так как именно это имя вынесено в название романа. И этот образ многогранен, многообразен, и сколько бы исследований не было написано на эту тему, в образе Карениной можно всегда открывать новые и новые черты.
Цель данной работы — проанализировать образ Анны Карениной и те способы, с помощью которых автор формирует его. Для достижения этой цели нам необходимо решить ряд более частных задач:
- кратко остановиться на истории создании романа и месте образа Анны Карениной в нём;
- указать основные тенденции исследований романа Толстого в последние годы;
- дат определения таких понятий, как «образ», «характер», «тип»;
- рассмотреть образ Анны Карениной по следующим критериям:
- описание внешности героини
- речевая характеристика героини;
- поступки героини;
- авторское отношение к героине.
Актуальность данной работы заключается в том, что образ Анна Карениной — один из самых значимых в русской литературе, и при его исследовании всегда открываются новые и новые грани. Вопросы сохранения семейных устоев и роль женщины в них актуальны всегда, в любую эпоху, а именно эти вопросы являются центральными в романы Толстого, подвергаются в нём переосмыслению.
Методологической основой данного исследования послужили преимущественно работы, посвящённые исследованию романа в целом и различных его аспектов в частности, которые были написаны в последние годы (работы К. А. Нагиной, Н. В. Гуреевой, Г. А. Ахметовой, Л, А. Мясниковой), а также работы, посвящённые исследованиям теоретических понятий «образ», «портрет», «тип», «характер» (работы Л. В. Чернеца, И. Н. Исаковой).
.
Глава 1. Основные теоретические положения
1. 1 Современные исследования романа Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина» за последние 15 лет
Если «Войну и мир» Толстой называл «книгой о прошлом», в которой описывал прекрасный и возвышенный «целостный мир», то «Анну Каренину» он называл «романом из современной жизни».
«Роман «Анна Каренина» был задуман и написан в переломную эпоху, в 1873—1878 годах, когда русская жизнь преображалась на глазах. И Толстой как художник и человек был неотделим от этой драматической эпохи, которая и отразилась в его романе очень рельефно и отчетливо. Так что современный роман приобрел черты исторической энциклопедии 70-х годов XIX века», — так характеризует роман один из его исследователей Э. Бабаев.
Как пишет Н. К. Гудзий, «в марте 1873 года Толстой начал работу над романом «Анна Каренина», задуманным еще в 1870 году и законченным лишь в 1877 году. Толстой первоначально хотел показать в нем судьбу «потерявшей себя» замужней женщины из высшего общества. Замысел этот был связан с вопросом о свободе чувства для женщины, ставшем на очередь дня особенно в пореформенную эпоху. Но чем дальше подвигалась работа над романом, тем все шире раздвигались его рамки, как это большей частью бывало у Толстого».
Почти все исследователи этого романа отмечают, что в «Анне Карениной», в отличие от «Войны и мира», Толстой пользовался материалом обыденной жизни. Здесь нет ни одного мирового события, ни одной исторической личности — это роман о современной Толстому жизни.
И в наши дни роман этот привлекает внимание исследователей — современные исследователи пытаются рассмотреть идейное содержание романа под новым углом.
Так, по мнению Н. В. Гуреевой, в романе следует обратить внимание на бессознательную составляющую поступков героев, на бессознательную мотивацию их поступков. «Художественное описание бессознательных аспектов человеческого бытия является одной из главных форм философской антропологии Толстого в романе «Анна Каренина», — пишет исследовательница. — В характерологии романа концепция бессознательного получает значимое художественное воплощение в качестве устойчивых смысловых комплексов, повторяющихся в сюжете романа (предчувствия, предсказания, предзнаменования, сновидения). Элементы бессознательного конституируют мотивы рока и судьбы, понятия судьбы и рока при этом имплицируют различные коннотации».
Сходным проблемам и посвящена и статья С. Владив-Гловер и Л. Гвирцман. Анализ романа Толстого «Анна Каренина» в этой работе сосредоточен на таких психоаналитических понятиях как ви́дение, наслаждение, желание значение, явленность, изображение, подсознательное, слово.
Для характеристики образа Анны элементы подсознательного также важны — можно вспомнить сны Анны, предвещающие ей несчастья и смерть.
Современная исследовательница Ж. Л. Суркова в романе «Анна Каренина» обращает внимание прежде всего на внутреннюю связь этого романа с вопросами жизни и смерти: «В основе «внутренней связи» романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» — вопросы ж
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Толстой Л. Н. Анна Каренина. — М.: Наука, 1970
2. Бабаев Э. «Анна Каренина» Льва Толстого. М., 1978
3. Ахметова Г. А. Житийный сюжет в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» // Вестник башкирского университета, 2012
4. Виды образов в литературном произведении // https://studfiles.net/novgu/145/folder:7983/#2551409
5. Владив-Гловер С., Гвирцман Е. «Видение» как основа поэтики романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Жл. Литературный календарь. М., 2009.
6. Гудзий Н. К. Лев Толстой. М., Гослитиздат, 1960
7. Гуреева Н. В. Поэтика романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»: бессознательное, художественное время, цветовая образность. Автореф. Диссертации на соискание уч. степени к. ф. н. Нижний Новгород 2006.
8. Лакшин В. Я. Толстой Л. Н. // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1971. — Т. 7. — Стб.562.
9. Мясникова Л. А. Путешествие как путь к себе (по роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина» // Журнал «Теория и практика общественного развития», 2011, № 8.
10. Нагина К. А. Распадающийся дом: судьба Анны Карениной // Журнал «Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология», 2013, вып. 4
11. Суркова Ж. Л. Поэтика романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»: идиллические мотивы и эсхатологическая символика. Иваново, 2003.
12. Художественный образ // Литературный глоссарий. http://www.bukinistu.ru/hudozhestvennyiy-obraz.html
13. Чернец Л. В., Исакова И. Н. Персонаж как характер и тип. Виды персонажей // Теория литературы: Анализ художественного произведения http://www.philol.msu.ru/~tezaurus/docs/3/articles/2/2/2
14. Шарфутдинова К. Р. Портретная деталь в экспозиции романов «Анна Каренина» Л. Н. Толстого и «Мадам Бовари» г. Флобера: рецептивно-нарратологические стратегии //Rhema. Рема, 2014.