Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. На протяжении нескольких тысячелетий Ближний Восток был ареной многочисленных международных и локальных военных конфликтов. Этот регион стал колыбелью двух мировых религий. Поэтому он всегда вызывал интерес не только политиков, но и исследователей. Однако, давая характеристику региона в исторической ретроспективе, невозможно оставить за рамками исследования вопрос о роли тех политических деятелей, которые оставили яркий след в его истории. Пожалуй, одним из немногих восточных правителей, широко известным европейцам, следует считать аль-Малик ан-Насир Салах ад-Дунийа Юсуф ибн Айюба, получившим в европейской литературе имя Салах-ад-Дин или Саладин.
Личность Саладина была весьма привлекательной как для арабских, так и для европейских авторов. Арабские авторы рассматривали Саладина как одного из самых верных защитников арабского мира от вторжения извне. Для европейских авторов Саладин - их главный противник в борьбе «за Гроб Господень».
О детских и юношеских годах будущего султана нам известно не много. Родился он в 1138 г. (хотя некоторые источники указывают и на 1137 г.) в г. Тикрите в Месопотамии в семье командующего гарнизоном Тикрита Наджм ад-Дин Айюб ибн Шади. Он получил хорошее образование, серьезно интересовался правом, особенно религиозным, хорошо разбирался в арифметике и геометрии. Отлично знал арабскую историю и генеалогию. Был превосходным наездником и великолепно разбирался в лошадях .
Время становления Саладина приходится на период раздробленности империи Аббасидов. Крестоносцы контролировали восточный берег Средиземного моря от Малой Азии до Синайского полуострова, Сирия и Месопотамия находились под властью Нур ад-Дин Занги, а в Египте правили Фатимиды. Свою военную карьеру в это время Саладин начал под патронажем своего дяди Асад ад-Дин Ширкуха эмира Дамаска и Аллепо . В 1169 г. он уже правитель Египта, формально подчиненный Нур ад-Дину. В 1174 г. Саладин захватил все принадлежащие султану земли и занял его трон, женившись на одной из вдов. В результате этих завоеваний Саладин стал одним из самым могущественным правителем мусульманского Востока и смог сосредоточиться на борьбе с крестоносцами. В 1187 г. он вынудил сдаться Иерусалим, который имел большое значение для мусульман как третий по значению город после Мекки и Медины, поскольку здесь воззнесся на небо пророк Мухаммед.
Захват Иерусалимского королевства вынудил европейских правителей начать подготовку Третьего крестового похода во главе с Фридрихом I Барбароссой, Ричардом I Львиное Сердце и Филиппом II Августом. Одним из центральных сражений этого похода стала оборона Акры, которую Саладину не удалось удержать. Кроме того, Ричард Львиное Сердце смог захватить Арсуф и Яффу, но не решился на осаду Иерусалима. И все же согласно условиям мирного договора, Иерусалим остался за Египтом, крестоносцы получили только небольшую полосу земли вдоль побережья Средиземного моря. Это была полная дипломатическая победа Саладина над коалицией европейских государств. Окончательное изгнание крестоносцев с Ближнего Востока оказывалось неизбежным.
Следующей целью Саладина стало восстановление Багдадского халифата, для чего полководец начал готовить наступление на Багдад, но осуществить его не успел, так как 4 марта 1193 г. скончался в Дамаске. Наследники же созданную им империю разделили: Египет перешел под власть Аль-Азиза, Дамаск – аль-Афзаля, Алеппо – аз-Захиру – сыновьям Саладина.
В истории Саладин остался завоевателем, полководцем остановившем наступление Запада на Ближний Восток, ярым приверженцем ислама. Несмотря на то, что Саладин был сильным противником крестоносцев, в христианской Европе его высоко ценили за личностные качества.
Цель исследования – дать характеристику арабским и европейским историческим источникам, создающим образ Саладина.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать обстоятельства прихода Саладина к власти в Египте;
- охарактеризовать представления о Саладине в западноевропейской христианской литературе;
- проанализировать образ Саладина в «Божественной комедии» Данте Алигьери;
- охарактеризовать личность Саладина в восприятии Баха ад-Дина;
- дать характеристику исторической эпохи Саладина в труде Баха ад-Дина.
Объект исследования – Саладин и его время
Предмет исследования – образ Саладина в арабской и западноевропейской литературе.
Источниковую базу исследования составили арабские и западноевропейские хроники, художественные произведения европейских авторов эпохи Возрождения. Арабские хроники Баха ад-Дина и Ибн аль-Асира предоставляют исследователям достаточно содержательный и достоверный материал о жизни полководца. Баха ад-Дин был только на 7 лет младше Саладина, с 1188 г. он практически неотлучно находился при Саладине до самой смерти последнего. В хронике «Жизнь Саладина» Баха ад-Дин очень скрупулезно описывает первые пять лет правления Саладина, хотя детство и юность султана описаны с меньшей точностью. Тем не менее хроника Баха ад-Дина является свидетельством из первых рук, поскольку автор ее входил в ближайший круг султана, свидетелем многих событий был он сам. Баха од-Дин как единственный свидетель переговоров между Саладином и Ричардом Львиное Сердце, сохранил в своей хронике достоверную информацию об этом событии. Несмотря на то, что автор хроники преклоняется перед Саладином, восхваляет его, в целом его труд весьма достоверен, хотя в нем и присутствует характерная для восточных авторов гиперболичность изображаемых событий и лиц .
Ибн аль-Асир подходит к оценке личности Саладина с более взвешенных и даже критических позиций. Его «История атабеков Мосула» (1211 г.) представляет собой скорее критику образа правления Саладина . Автор не смог примириться с тем, что правитель Мосула вынужден был стать вассалом Саладина, поэтому в его труде можно встретить принижение образа султана. Однако в целом Ибн аль-Асир отдает Саладину должное как защитнику ислама, поэтому во втором его труде «Полный свод всеобщей истории» (1233 г.) звучат более объективные оценки правителя.
В западноевропейской традиции восприятие образа Саладина базируется на хронике Гийома Тирского «История деяний в заморских землях» . Автор, рассматривая события 1144-1183 гг. на Ближнем Востоке опирается по большей части на личные впечатления. К сожалению, довести до логического конца описание Третьего крестового похода ему не позволила смерть. Важным свидетельством современник можно называть и «Хронику Эрнуля» - позднее продолжение хроники Гийома Тирского, составленное Балдуином, которая полна живых характеристик деятелей эпохи, и ярко отражает взгляды христиан на события Крестовых походов .
Особое место фигура Саладина занимает в «Божественной комедии» Данте Алигьери .
Исследование основывается на принципах историзма, объективности и опоры на исторические источники.
Использованы методы анализа, обобщения, сравнения и систематизации данных античной литературной традиции, историко-сравнительный и ретроспективный методы.
ПРИХОД САЛАДИНА К ВЛАСТИ В ЕГИПТЕ
В 1163 г. визирь Шевар ибн Муджир был изгнан из Египта по приказу фатимидского халифа -Адила. В этих условиях он обратился за помощью к Нур ад-Дину. Последний усмотрел в этом обращении хороший повод для вторжения его войск в Египет и предоставил визирю свою армию. Вторжение в Египет началось в 1164 г. Двадцатишестилетний Саладин отправился в Египет в ее составе в должности офицера. В 1169 г. вместе с дядей Асад ад-Дин Ширкухом Саладин завоевал Египет.
Но в том же году его дядя скончался. Амир Дамаска Нур ад-Дин выбрал нового преемника на пост великого визиря Египта, но неожиданно шиитский халиф аль-Адид отдал власть сунниту Саладину. Возможно, халиф так поступил, поскольку считал Саладина слабым и неуверенным правителем. «Нет среди нас человека слабее и моложе годами, чем Саладин, поэтому им необходимо руководить, и он не выйдет из-под нашей опеки. Придет время, и мы найдем средства склонить на нашу сторону воинов, а когда армия поддержит нас, и мы укрепимся в стране, то без труда избавимся от Саладина». Но как только Саладин получил власть, проявил себя как решительный и самостоятельный руководитель, чем был взбешен Нур ад-Дин. Саладин сразу же открыл кампанию против крестоносцев в 1170 г. и тогда же захватил замок Эйлат, который служил угрозой для прохода мусульманских кораблей.
После смерти в 1171 г. аль-Адида Саладин становится султаном Египта и восстанавливает там суннитскую веру. Официально, несмотря на всю полноту власти, Саладин продолжал представлять в Египте Нур ад-Дина. Саладин решает самостоятельно напасть на крепости Иерусалимского государства, но, когда об этом узнает Нур ад-Дин и отправляет свои войска из Сирии, Саладин сворачивает лагерь и возвращается в Египет, а Нур ад-Дину приносит свои искренние извинения. Тот их не принимает, напряженность между ними возрастает. В 1173 г. после смерти отца Саладина Нур ад-Дин начинает готовить поход на Египет. К лету следующего года Саладин собирает войска у Каира, готовясь к атаке, но неожиданно Нур ад-Дин умирает и Саладин получает политическую независимость. Теперь у него два пути — идти на крестоносцев или завоевать Сирию, которую теперь будут делить вассалы Нур ад-Дина.
Саладин может забрать Сирию, пока туда не пришли враги, но нападение на землю своего господина противоречит исламским традициям, которые он ревностно чтил. Это может сделать его недостойным лидером в войне против крестоносцев. Тогда Саладин решает принять позицию защитника 11-летнего наследника Нур ад-Дина ас-Салеха и пишет ему письмо, в котором обещает быть «его мечом». В то же время в Алеппо приходят захватчики и ас-Салех вынужден выдвинуться туда со своим войском, чтобы подавить мятеж. В то время пока наследник остается в Алеппо, Саладин выдвигает к Дамаску отряд из 700 конников, которых впускают в город люди, преданные его семье. Полководец оставил город одному из своих братьев и приступил к захвату остальных земель, некогда принадлежавших Нур ад-Дину. Он берет Хаму и Алеппо. Своими военными успехами Саладин был обязан своей хорошо обученной регулярной армии из мамлюков, которая включала в основном конных лучников и отряды конных копейщиков.
Постепенно он подчиняет себе Сирию. В 1175 г. он запрещает упоминать имя ас-Салиха в молитвах и выбивать его на монетах и вскоре получает формальное признание от багдадского халифа. В следующем году он заключает соглашение с наследником Нур ад-Дина. Саладин возвращается из Дамаска в Каир, где строит новую цитадель. Наконец Саладин подчиняет себе последнего независимого правителя и Иерусалимское государство остается один на один с могущественным противником.
Таким образом, началом своей блестящей карьеры Саладин был обязан дяде Асад ад-Дин Ширкуху и воле случая, который после смерти родственника дал ему в руки власть над Египтом. Установив там суннитскую веру и относительно приведя в порядок дела, он начинает подготовку к походу на Иерусалим. Однако вмешательство Нур ад-Дина привело к тому, что Саладин отвел войска из Палестины, а после смерти Нур ад-Дина завоевывает Сирию. Теперь у него остался один противник – Иерусалимское государство.
2. ОБРАЗ САЛАДИНА В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ: ИДЕЛЬНЫЙ ВОИН И ПРОТИВНИК ХРИСТИАН
Наиболее ярко и емко личность Саладина в западноевропейской христианской литературе получила отражение в Хронике Гийома Тирского. С точки зрения европейца, в исламском мире после Харун-ар-Рашида таких значимых фигур не появлялось. Восхищение в первую очередь его великодушие и уважение к противнику, а также его полководческие таланты. Тем не менее, для Гийома Тирского он прежде всего враг – враг христианства, которого автор называет «страшнейшим врагом нашим» . Это не удивительно, Гийом Тирский не мог не находится в зависимости от обстоятельств столкновения двух миров – мусульманского и христианского, и, как считали христиане, завоевания их территории мусульманами.
В восприятии Гийома Тирского Саладин – «дельный воин», «муж деятельный, предприимчиво действующий во всех делах» . Кроме того, он часто упоминает о таком качестве как щедрость. Попутно заметим, что в системе рыцарских средневековых ценностей, такая характеристика была высшей похвалой. Таким образом, для Гийома Тирского Саладин враг страшный, но очень щедрый и дельный муж и воин. Оценки Гийома Тирского, действительно, неоднозначны. С одной стороны, он ценит ум и полководческий талант Саладина, с другой – военные успехи султана кажутся ему не столь значимыми. Основное качество султана, по мнению епископа Тира, это гордыня, например, описывая захват Саладином крепости около Иордана в 1179 г. он отмечает: «страшнейший враг наш Салах-аддин при счастливом стечении обстоятельств и благополучной удаче одержал победу и вознесся до такой гордыни» .
В последующем изложении у Гийома Тирского моральные оценки Саладина напрямую зависят от его военных успехов и проводимой им политики. Справедливости ради отметим, что епископ Тирский очень очно подметил, что вся стратегия Саладина в военной сфере была подчинена единой цели, правда, христианский автор уверен, что эта цель – амбициозность, стремление обратить любую ситуацию в свою пользу: «Между тем Салах-аддин, так как он был мужем неутомимейшим и страстно желал распространения своей славы и расширения своего господства, считая наши силы за ничто и стремясь к большему, велел переправляться в восточные регионы» . Повествуя об этом, Гийом Тирский говорит о «великодушии» Саладина, вкладывая в это понятие несколько иной смысл, чем мы понимаем сегодня. Он скорее, имеет в виду честолюбие, поскольку султан «стремился к большему». Однако, среди главных Саладина он больше всего выделяет одну – удачу.
Безусловно, давая оценки противнику христианского мира епископ Тирский оценивает его самого и его поступки с точки зрения христианской морали, отсюда и главный грех султана – высокомерие . Однако, в хронике Гийома Тирского сильно и отражение античной традиции, отсюда упоминание о фортуне, которая сопутствует султану. Автор считает, что исключительно благодаря ей Саладин и смог достичь своего высокого положения. Гийома Тирский систематически подчеркивает низкое происхождение Саладина, утверждая, что исключительно благодаря удачному стечению обстоятельств последнему удалось добиться своего положения, он постоянно повторяет сочетания «муж низкого происхождения», «человек крайнего положения», «судьба к нему невероятно благосклонная» и т.п. Как отмечала С.И. Лучицкая, для христианской системы ценностей удача, фортуна – категория отрицательная, противопоставлявшая божественному провидению и чаще всего увязывавшаяся с силами тьмы . Поэтому мы можем сделать вывод, что в целом Гийом Тирский дает негативную оценку нашему герою, тем более что его приход к власти автор оценивает как нечестные, даже беспринципные действия. По мнению Гийома Тирского, Саладин, как раб Нур-аддина не имел морального права поднимать против него восстания. Эхорошо укладывается в логику повествователя, для которого Нур-аддин справедливый правитель, отсюда и его следующий пассаж: «Салах-аддин, презрев законы гуманности, забывая о своем статусе и платя неблагодарностью за неблагодеяния, оказанные ему в детстве покровителями, будучи еще незрелым отроком, восстал против своего хозяина» . Анализируя этот пассаж, мы должны иметь в виду, что автор хроники исходил главным образом из средневековых представлений о рыцарской чести, основанной на принципе вассальной верности и корпоративных правил поведения. Иными словами, автор хроники рассматривает Саладина как неверного вассала, предавшего господина.