Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретический аспект и понятийный аппарат
1.1. Понятие законодательного процесса в РФ
Институт законодательного процесса считается системным компонентом конституционно-правовой отрасли, вследствие чего исторический анализ и оценка главных исторических тенденций в данной области остаются актуальной задачей науки государства и права.
Развитие законодательного процесса в России прошло ряд важных исторических этапов. Периодизацию нередко начинают с появления допарламентских государственных органов, законосовещательных органов при царе, указывают такие предпарламентские практики, как Новгородское Вече и т.п. В том случае, когда объектом исследования является законодательный процесс, начало периодизации истории развития института зависит от его нормативного оформления.
На данном историческом этапе произошло формирование конституционно-правового института законодательного процесса как нормативной системы парламентаризма. Либеральные преобразования, произошедшие после революции 1905 г., способствовали не только развитию формальных институтов, но и впервые обозначили появление парламентаризма как явления российской правовой, политической и социальной жизни .
В рамках настоящего исследования рассмотрим советскую историю законодательного процесса в Российском государстве.
Либеральные изменения, которые случились после революции 1905 года, способствовали не только формированию формальных институтов, но и впервые определили возникновение парламентаризма как явления отечественной политической, юридической и социальной жизни.
Развитие законодательного процесса в Российском государстве связано со случившимися в 1917 году преобразованиями во всех областях общественной жизни и возникновением принципиально новой системы государственных органов власти. После провозглашения 1 сентября 1917 года такой формы правления, как республика, случилась окончательная смена прежней политической системы. Послереволюционный период связан с повсеместным введением нового типа народного представительства Советов. Принцип разделения власти в стране отвергли, правовые и политические теории в парламенте уступили место обоснованному на научном уровне советской демократии, существовавшая до этого модель и тип правовой и парламентской культуры прекратили существование, вследствие чего и парламентаризм в качестве системного явления перестал выступать в качестве элемента социально-политического устройства.
Конституция РСФСР 1918 года предусмотрела статус высшего распорядительного, законодательного и контролирующего органа за ВЦИК: высшим органом власти признавался Всероссийский Съезд Советов. Вместе с тем, определенного нормативного регулирования процедуры принятия законов в этом акте не было.
Конституция 1924 года сохранила эти положения и предусмотрела статус Президиума ЦИК СССР в качестве высшего законодательного, распорядительного и исполнительного органа власти, во время сессий ЦИК СССР. Данная Конституция предусмотрела разделение ЦИК СССР на Союзный Совет и Совет Национальностей, а также на правовом уровне предусмотрела полномочия ЦИК СССР из изданию декретов, кодексов, распоряжений и постановлений, объединению работы по законодательству и управлению СССР и установлению объема деятельности Президиума ЦИК и СНК СССР. В этом нормативном документе был предусмотрен общеобязательный характер актов ЦИК СССР .
Общий объем положений законодательного процесса по Конституциям 1936, 1977 годов в условной форме можно поделить согласно базовым формам законодательной деятельности ВС СССР: непосредственно при помощи принятия законов и при помощи утверждения указов Президиума ВС СССР, которые были изданы между сессиями. Президиум ВС СССР наделялся обширной компетенцией, связанной с внесением дополнений и изменений в законодательство, включая законы СССР и Основы законодательства СССР и союзных республик. Голосование законов осуществлялось отдельно по палатам. Закон признавался утвержденным, если за его принятие в каждой палате было подано простое большинство голосов (для того, чтобы внести изменения в Конституцию, необходимо было квалифицированное большинство, не меньше 2/3 голосов, в каждой из палат).
После этого был принят целый комплекс нормативных документов в области законодательного процесса. Закон «О статусе депутатов Советов депутатов трудящихся в СССР», который был принят ВС СССР 20 сентября 1972 года, регламентировал большое количество аспектов деятельности ВС СССР на сессиях, права депутатов во время сессии, правовое положение постоянных комиссий и депутатов. Характерным признаком признается то, что его положения, с одной стороны, непосредственно касались ВС СССР (закрепление права законодательной инициативы депутата ВС СССР, неприкосновенности депутата), а с другой – всей представительной системы органов.
Следующая стадия развития законодательного процесса в России непосредственно связана с социально-политическими преобразованиями, которые случились в 1988-1993 году. Формирование систематически работающих органов представительной власти стало важной вехой во время перестройки и демократизация общества, начатых в середине восьмидесятых годов в СССР. На этой стадии происходит возвращение в правовую и политическую систему устраненных в предыдущее время элементов парламентаризма: парламентской теории и правовой культуры .
Законотворчество считается одной из форм нормотворческой государственной деятельности, которая подлежит осуществлению компетентными должностными лицами и специально уполномоченными на то органами.
Цели законодательного процесса весьма многообразны. В качестве данных целей могут выступать определенные социальные, экологические, экономические приоритеты, приоритеты определенных социальных категорий населения или классов. На предыдущей стадии развития российской теории нормотворчество сводилось к выражению и становлению интересов господствующих классов.
Значение законодательного процесса состоит в том, что он является формально-правовым выражением государственной законотворческой деятельности. Именно он отвечает за все стадии образования закона, и вследствие реализации данных последовательных стадий начинает собственную официальную деятельность.
В законотворческом процессе проводится анализ объективных закономерностей, принимается во внимание их действие в условиях точно определенных места и времени, устанавливается путь оптимального выражения в законодательном установлении потребностей развития общества, выбирается особенный, самый рациональный метод правового влияния на отношения в обществе .
Отечественная практика законотворчества на современном этапе развития формируется таким образом, что главная составляющая законодательной работы в ее содержательной сущности исполняется Государственной Думой Российской Федерации, следовательно, ей и принадлежит главная роль в нормотворческой деятельности.
Все это можно объяснить тем, что Конституция Российской Федерации именно к полномочиям данной палаты относит первоначальное исследование проекта закона и принятия по нему соответствующего законодательного решения, обеспечивая одновременно участие в процессе законотворчества верхней палаты.
В России Конституция РФ определяет основы процесса законотворчества и устанавливает круг соответствующих субъектов процесса законотворчества.
К субъектам процесса законотворчества следует отнести его непосредственных участников, действия которых прямо направлены на образование закона. К их числу можно отнести органы государства, должностных лиц, граждан, разных общественных политических сил: общественные организации, политические партии и др.
Всех субъектов процесса законотворчества можно подразделить на следующие группы:
1) в обязательном порядке принимающие участие в процессе законотворчества;
2) принимающие участие в процессе законотворчества на основании специфики определенного акта законодательства.
Под участниками законодательного процесса мы можем подразумевать круг организаций и лиц, принимающих участие в осуществлении законодательной деятельности, вступающие в определенные правоотношения и обладающие по этой причине установленный законодательством комплекс прав и обязанностей. В нормативно-правовых актах – Конституции РФ, Регламентах Государственной Думы РФ и Совета Федерации, иных документах круг участников очерчен довольно четко.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.05.2023) // Российская газета, N 153-154, 12.08.1998
3. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 19.12.2022) Об общественных объединениях // Российская газета, N 100, 25.05.1995
4. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 25.05.2023) О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 1998 г. N 7 ст. 801
5. Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 N 33-СФ (ред. от 23.12.2022) О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Парламентская газете от 19 февраля 2002 г. N 35-36
Научная и учебная литература:
6. Азиева Р.Х., Мутаев А.-С.А. Механизм взаимодействия законодательной и исполнительной власти в РФ // Журнал «Экономика и бизнес: теория и практика». – 2022. – С. 11-12
7. Ахметзянова Р.Р. Основные стадии правотворческого процесса // Право и государство: история и современность, перспективы развития. Сборник научных статей. – 2019. – С.14-18
8. Бекетова С. М., Захаров Д. О. История развития законодательного процесса в России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. -2011. – С.158-159
9. Горобец В.Д. Законодательная и исполнительная власть: взаимодействие в законодательном процессе // Евразийский юридический журнал. - 2019. - № 7 (134). - С. 351-352.
10. Кагерманов А.С.С. Некоторые аспекты правотворчества в Российской Федерации // Журнал «Право и практика». - 2019. - № 1. - С. 53-57.
11. Кашапов В.Р., Кузнецов И.А. Законодательный процесс: понятие, участники // Журнал «Столица науки». - 2020. - № 6 (23). - С. 173-177.
12. Ковалёва Н.Ю., Письменов Ю.В. К вопросу о конституционно-правовом статусе общественных объединений // Актуальные проблемы конституционного, муниципального и международного права. Сборник научных статей. - 2019. - С. 74-79.
13. Кожевина М.А. Юридическая наука и законотворчество в России: к истории вопроса // Проблемы современного законодательства России и зарубежных стран. Сборник научных статей. - 2016. - С. 26-29.
14. Конституционное право России : учебник для вузов / Л. А. Нудненко. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 531 с.
15. Магомедова Е.А., Нефедов К.В. Актуальные проблемы правотворчества в контексте механизма правового регулирования // Журнал «Аллея науки». - 2020. - Т. 1. - № 9 (25). - С. 618-621.
16. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Теория государства и права России: учебное пособие : в 2 т. Т. 1. Государство. — Москва : Проспект, 2019. — 640 с.
17. Орешкина И. Б. Проблемы правотворчества в условиях представительной демократии // Вестник СГЮА. - 2019. - №4 (129). – С. 57-60
18. Панков В.А. Понятие законодательного процесса в отечественной юридической мысли // Журнал «Скиф. Вопросы студенческой науки». - 2020. - № 9 (49). - С. 135-140.
19. Пискунова О.В. Правотворчество как форма обеспечения реализации правовых норм // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2019. - № 5 (130). - С. 23-29.
20. Рахметова Р.С. К вопросу о роли взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества // Журнал «Экономика и социум».- 2022. - № 12-1 (103). - С. 847-851.
21. Стрекозов В. Г. Конституционное право России : учебник для вузов / В. Г. Стрекозов. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 279 с.
22. Торпуджиян А.Х. Некоторые аспекты участия Правительства РФ в законодательном процессе // Журнал «Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление». - 2019. - № 6 (109). - С. 48-51.
23. Шабуров А.С. Правотворчество: понятие и содержание // Журнал «Личность, право, государство». - 2019. - № 2. - С. 67-69
24. Юмагулова О.Э. О месте Правительства РФ в системе разделения властей в свете последних изменений в Конституцию // Журнал «Студенческий вестник». - 2020. - № 34-1 (132). - С. 63-66.
25. Юрченко В.В. Взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти РФ // Журнал «NovaUm.Ru». - 2019. - № 21. - С. 171-174.