Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Некоммерческие организации часто относят к «третьему» сектору экономики, при этом применяется т. н. секторальная модель, где всех участников экономических отношений делят по категориям. Исходя из этой модели остальные участники - это государство («первый сектор»), бизнес («второй сектор») и домохозяйства («четвертый сектор»). Во всех развитых государствах уровень развития «третьего сектора» как зеркало отражает уровень развития экономики и является основой гражданского общества.
В работе рассмотрены вопросы создания некоммерческих организаций: цели создания, организационно-правовая форма юридического лица, общий и особенный порядок создания. Приведен перечень нормативных правовых актов, регулирующих создание некоммерческих организаций в Российской Федерации.
Проанализированы проблемные вопросы определения правового статуса некоммерческих организаций как субъектов предпринимательского права, возникшим в связи с реформированием гражданского законодательства и модернизацией института юридических лиц. Рассмотрено соотношение понятий «предпринимательская деятельность» и «приносящая доход деятельность». Выявлены тенденции законодательного закрепления различных организационно-правовых форм некоммерческого сектора и установления исчерпывающего перечня некоммерческих организаций.
Теоретической основой исследования послужили работы таких авторов как: Булатов Е.В., Гросул Ю.В., Ермолова О.Н., Лескова Ю.Г., Сойфер Т.В., Сумской Д.А. и др.
Объект исследования – общественные отношения в сфере правового регулирования статуса некоммерческих организаций.
Предмет исследования – юридическая личность некоммерческих организаций.
Цель исследования – комплексный анализ особенностей и проблем правового регулирования статуса некоммерческих организаций.
Задачи исследования:
- исследовать трансформацию и становление организационно-правовых форм некоммерческих организаций;
- выявить содержание правового статуса некоммерческих организаций;
- проанализировать проблемы правового регулирования некоммерческих организаций.
Методы исследования: анализ, синтез, исторический, формально-юридический и др.
Структура исследования включает введение, три главы, заключение и библиографический список.
Глава 1. Общетеоретические положения о некоммерческой деятельности
1.1. Трансформация и становление организационно-правовых форм некоммерческих организаций
Некоммерческие организации в Российской федерации получили юридическое обоснование относительно недавно. Начало своего развития некоммерческая сфера берет после распада СССР с появлением в 1993 г. нового государства - Российской Федерации. В настоящее время в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации некоммерческие организации - это организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Ранее в СССР некоммерческие организации существовали, но не в таких масштабах, что в настоящее время. Количество их организационно-правовых форм тогда насчитывало несколько видов: творческие союзы (союзы художников, писателей, и др.), профессиональные союзы (профсоюзы), политическая партия (КПСС), комсомольские организации, пионерские организации, ДОСААФ, религиозные организации (Православная церковь и др.), государственные учреждения и некоторые другие. Правовые основы создания и деятельности некоммерческих организаций на территории России заложил Гражданский кодекс РФ в 1995 г., а затем Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». На тот момент указанным федеральным законом были предусмотрены следующие правовые формы: общественные и религиозные организации (объединения); фонды; некоммерческие партнерства; учреждения; автономные некоммерческие организации; объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Далее данный закон в течение 25 лет поэтапно менялся, и добавлялись новые правовые формы некоммерческих организаций, и это не считая отдельных федеральных законов, регулирующих ряд правовых форм, и, конечно, Гражданского кодекса, который был и остается основным документом в определении правовых форм некоммерческих организаций.
Организационно-правовые формы - это разновидность некоммерческих организаций, реализованная в их правовом положении с учетом направленности деятельности. Правовое положение некоммерческих организаций основано на законодательстве.
Гражданский кодекс РФ с момента принятия в 1995 г. определил общие положения в отношении организационно-правовых форм некоммерческих организаций, предусматривал и предусматривает в настоящее время правовую форму потребительских кооперативов, которые не вошли в вышеназванный закон.
Что касается изменений федерального закона «О некоммерческих организациях», то рассмотрим их более детально. В 1998 г. в закон были внесены изменения, которые коснулись правового положения, создания, реорганизации и ликвидации религиозных организаций. В соответствии с ними все вышеперечисленные вопросы и вопросы управления религиозными организациями теперь определяются федеральным законом о религиозных объединениях, т. е. специальным законом. А деятельность общественных организаций также в этом году была вынесена в ряд отдельных законов. В 1999 г. к правовым формам добавились государственные корпорации. С 2007 г. вместо учреждений появились частные учреждения. В отличие от «учреждений» частные учреждения - это некоммерческие организации, созданные собственниками (гражданами или юридическими лицами). Правовое положение отдельных видов государственных и иных учреждений стало определяться отдельным законом и иными правовыми актами. С 2008 г. расширился круг правовых форм общественных организаций с появлением общин коренных малочисленных народов Российской Федерации. Также с этого года некоммерческие партнерства получили возможность приобрести статус саморегулируемой организации. А с 2009 г. отдельные виды фондов стали регулировать отдельными законами, к общественным организациям добавились казачьи общества и появились государственные компании. В 2010 г. для государственных компаний и корпораций расширяются права в области инвестирования. С 2011 г. появляются как класс государственные (муниципальные) учреждения и их типы (разновидности или относительно самостоятельные правовые формы): бюджетные, автономные и казенные учреждения. ФЗ «О некоммерческих организациях» с этого времени регулирует создание и деятельность бюджетных учреждений, а для автономных и для казенных учреждений остаются специальные законы (это соответственно ФЗ «Об автономных учреждениях» и Бюджетный кодекс РФ ). Для государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений появляется новое понятие «особо ценное движимое имущество». С 2011 г. учредителями автономных некоммерческих организаций могут быть: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования соответственно, и тогда соответствующий орган власти и определяет порядок участия их в этих некоммерческих организациях. В 2013 г. изменилась субсидиарная ответственность по обязательствам ассоциаций и союзов. Для этих правовых форм она ранее определялась пропорционально их взносу и существовала в течение двух лет с момента выхода, а с 2013 г. определяется в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами этих организаций. Кроме этого, права и обязанности членов ассоциаций и союзов не регулируются законом «О некоммерческих организациях» и установлено, что члены ассоциаций (союзов) сохраняют свою самостоятельность и права. Далее до 2018 г. включительно ФЗ «О некоммерческих организациях» в части правовых форм некоммерческих организаций существенно не менялся. Также в течение всего исследуемого периода (с 1993 по 2018 гг.) параллельно были изданы и действуют отдельные федеральные законы в отношении отдельных правовых форм некоммерческих организаций, которые не только регулируют деятельность некоммерческих организаций по правовым формам, но и расширяют их перечень.
Важным шагом в трансформации правовых форм некоммерческих организаций стало деление их на корпоративные и унитарные, что предусмотрено в ГК РФ с 2014 г. Корпоративными некоммерческими организациями признаются такие, которые не распределяют полученную прибыль между участниками, и учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган. К ним по правовым формам относятся потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.
К унитарным некоммерческим организациям относятся те, которые не имеют членства, учреждены гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследуют благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели. По правовым формам к ним относятся фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации и религиозные организации.
Отметим, что за весь исследуемый период организационно-правовые формы некоммерческих организаций в Российской Федерации претерпели сильную трансформацию. Вместо нескольких правовых форм, доставшихся по наследию от СССР, их количество расширилось до десятков в настоящее время. Как мы выяснили, ГК РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях» играют ключевую роль в появлении новых и трансформации существующих правовых форм. Ряд правовых форм некоммерческих организаций были выведены под действие отдельных федеральных законов. В частности, общественные и религиозные организации в законе представляют одну группу, но с 1998 г. были выведены под действие отдельных федеральных законов.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Рос. газ. – 2020. – 04 июля.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31.07.1998 № 145–ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3823.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер. закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 18.03.20239) // Собрание законодательства РФ. – 2000. - № 32. - Ст. 3340.
5. Об автономных учреждениях: федер. закон от 03.11.2006 № 174–ФЗ (ред. от 21.11.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 45. – Ст. 4626.
6. О свободе совести и о религиозных объединениях: федер. закон от 26.09.1997 № 125–ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 39. – Ст. 4465.
7. Об общественных объединениях: федер. закон от 19.05.1995 № 82–ФЗ (ред. от 19.12.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 21. – Ст. 1930.
Литература
8. Абросимова, Е.А. Российский некоммерческий сектор: пределы правового регулирования / Е.А. Абросимова // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Юридический факультет им. М.М. Сперанского. – М.: Юстицинформ, 2016. – С. 51–55.
9. Беличенко, И.С. Понятие правового статуса исполнительно– распорядительных органов муниципальных образований / И.С. Беличенко // Аллея науки. – 2020. – Т. 2 № 11 (50). – С. 283.
10. Булатов, Е.В. Совершенствование системы некоммерческих организаций в российском гражданском праве / Е.В. Булатов, Д.С. Панина // Территория науки. – 2016. – № 3. – С. 164–165.
11. Воробьева, Ю.Ю. Религиозные организации как институт гражданского общества: особенности правового статуса / Ю.Ю. Воробьева // Административное и муниципальное право. – 2015. – № 8. – С. 865–871.
12. Гросул, Ю.В. «Приносящая доход деятельность» и «предпринимательская деятельность некоммерческих организаций»: проблемы понятийного аппарата / Ю.В. Гросул // Юрист. – 2015. – № 10. – С. 13–16.
13. Гутников, О.В. Оптимизация видов юридических лиц в соответствии с потребностями гражданского оборота / О.В. Гутников // Журнал российского права. – 2017. – № 1. – С. 54–62.
14. Захаренко, Д.С. Новые положения гражданского законодательства о некоммерческих организациях / Д.С. Захаренко // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 17. – С. 83–86.
15. Золотарева, А. Б. К вопросу о целесообразности деления организаций на корпоративные и унитарные / А.Б. Золотарева, А.В. Киреева // Юрист. – 2015. – № 15. – С. 29–34.
16. Информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации. URL : http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx
17. Красильников, А.В. К вопросу о соотношении понятий «правовое положение» и «правовой статус» в сфере уголовно–процессуальных правоотношений / А.В. Красильников // Сетевое издание «Академическая мысль». – 2020. – № 3 (12). – С. 48.
18. Лескова, Ю.Г. Некоммерческие организации в измененном ГК РФ: новые вопросы применения закрепленных правил / Ю.Г. Лескова // Власть Закона. – 2014. – № 3. – С. 25–37.
19. Мазитов, Р.Я. О понятиях статуса, правового статуса и конституционно–правового статуса органов внутренних дел / Р.Я. Мазитов, С. Дооронов // Вестник филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет» в г. Ош Кыргызской Республики. – 2018. – № 2 (18). – С. 62.
20. Некоммерческие организации в международном и национальном праве : монография / С. Е. Нарышкин, Т. Я. Хабриева, А. Я. Капустин и др. ; под ред. Т. Я. Хабриевой, С. В. Чиркина. – М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : Норма : ИНФРА–М, 2019. – С. 247
21. Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. URL : http://bus.gov.ru/pub/home
22. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. URL : https://egrul.nalog.ru/
23. Парфенов, К.Б. Некоммерческие организации: особенности правового статуса и регулирование деятельности в системе российского гражданского права / К. Б. Парфенов // Актуальные вопросы юридичес. – С.– кой науки и практики. Материалы III Международной научно–практической конференции. – 2018. – С. 448.
24. Попова, Ю.С. Современная классификация некоммерческих организаций / Ю.С. Попова, Г.Н. Пряхин // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – № 21 (350). – С.145–152.
25. Предпринимательская деятельность НКО / Под ред. К. Г. Чупровой. – СПб.: Центр РНО, 2015. – 151 с.
26. Сойфер, Т.В. Некоммерческие организации: проблемы гражданской правосубъектности / Т.В. Сойфер // Журнал российского права. – 2018. – № 1. – С. 30–39.
27. Сойфер, Т.В. Актуальные направления развития гражданского законодательства о некоммерческих организациях / Т.В. Сойфер // Российская юстиция. – 2014. – № 3. – С. 8–10.
28. Сойфер, Т.В. Экономическая деятельность некоммерческих организаций и ее гражданско–правовое обеспечение / Т.В. Сойфер // Журнал российского права. – 2016. – № 1. – С. 22–30.
29. Сумской, Д.А. Новеллы гражданского законодательства о юридических лицах / Д.А. Сумской // Гуманитарные и юридические исследования. – 2015. – № 2. – С. 65–69.
30. Титов, С.Р. Финансы некоммерческих организаций / С.Р. Титов, В.А. Федоров. – Хабаровск, 2015. – 134 с.
31. Турбанов, А.В. Проблемы классификации юридических лиц: продолжение дискуссии / А.В. Турбанов // Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации. – 2011. – № 7. – С. 6–15.
32. Шаповал, О.В. К вопросу о правовом статусе и формах некоммерческих организаций в рамках сравнительного анализа законодательства стран– участниц ШОС / О.В. Шаповал, З. В. Кузнецова // Евразийский юридический журнал. – 2018. – № 10 (125). – С. 53.