Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Сегодняшняя жизнь, взорванная переменами, новыми способами мышления и действий, вызывающая множество экономических и психологических трудностей, требует всех его моральных и физических резервов для адаптации к новым условиям и не только выживания, но и победы - в первую очередь над самим собой, а затем и над обстоятельствами. Дети постоянно меняются, как меняется сама жизнь. Они знают больше, они знают больше, чем, скажем, 20 лет назад. Их отношение к внешнему миру, взрослым и сверстникам также меняется.
С появлением компьютера в жизни детей они стали уделять меньше внимания общению со сверстниками. Что касается общения учеников начальной школы с учителем в современной школе, то ему не хватает того обаяния, уважения и доверия, которые были характерны для этой ситуации 30 или даже 20 лет назад. И дело не в том, что кто-то стал таким же или лучше (взрослые или дети), просто мир очень сильно меняется, а вместе с ним и система человеческих ценностей. Традиционно даже студентов, изучающих педагогические специальности, учат, что учитель пользуется авторитетом у младших школьников, и жизнь приводит все больше и больше доказательств обратного.
Современные взрослые, как правило, очень рано перестают быть безусловным авторитетом для детей. Проблема развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте актуальна еще и потому, что именно в этот период происходит формирование личности. От того, насколько легко ребенок сможет общаться и вступать в контакт с окружающими его людьми, зависит его дальнейшее образование, работа, судьба и место в жизни. И именно в этот период приобретается способность брать на себя ответственность за свой язык и правильно его организовывать, выстраивать отношения с окружающими людьми.
Также закладывается способность к самодисциплине, организации как личной, так и групповой деятельности, а также понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности. Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым он будет следовать всегда и везде, независимо от обстоятельств. А характер речи и экспрессивного общения будет определять меру независимости и степени свободы ребенка среди окружающих на протяжении всей его жизни.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить психологические особенности формирования межличностных отношений со сверстниками у младших школьников.
Объектом исследования является процесс выявления психологических особенностей формирования межличностных отношений со сверстниками у младших школьников.
Предметом исследования являются основы и принципы формирования межличностных отношений со сверстниками у младших школьников.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление благоприятных условий для формирования адекватных межличностных отношений со сверстниками у младших школьников.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младших школьников;
- изучить подходы к изучению межличностных отношений со сверстниками в отечественных и зарубежных исследованиях;
- детально проанализировать психологические способы формирования межличностных отношений со сверстниками у младших школьников;
- проанализировать методики определения межличностных отношений со сверстниками у младших школьников;
- изучить программу формирования межличностных отношений со сверстниками у младших школьников.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по психологии и преподаванию, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
Психическое развитие детей младшего школьного возраста - одна из основных проблем современной детской психологии. Изучение этого вопроса имеет как научное значение, так и практический интерес, поскольку направлено на решение большого количества педагогических и психологических вопросов, непосредственно связанных с эффективным учебным процессом и педагогической работой детей младшего школьного возраста.
Результаты разработки этой проблемы могут помочь учителям и воспитателям лучше и правильнее ориентироваться в психических особенностях детей младшего школьного возраста и помочь детям лучше осознать потенциальные возможности своей психики. Использование знаний, раскрывающих эти особенности и возможности, важно для улучшения педагогической работы с детьми младшего школьного возраста [12].
Важнейшим периодом в становлении и развитии человека является его обучение в начальной школе. В это время закладываются основы психического развития детей, создаются предпосылки для подготовки самостоятельно мыслящей, критичной личности, способной сопоставлять, сопоставлять, сопоставлять проблему, предлагать несколько путей ее решения, оценивать их и выбирать наиболее рациональные, наиболее существенные.
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются основные человеческие свойства когнитивных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу.
Эти процессы должны были стать «культурными» к концу младшего школьного возраста, то есть трансформироваться в высшие психические функции, связанные с языком, произвольные и опосредованные, по мнению Л.С. Выготского. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми ребенок этого возраста занимается в основном в школе и дома: учеба, общение, игры и работа. Каковы наиболее важные изменения, которые происходят с восприятием, вниманием, памятью, речью и мышлением в начальной школе?
Развитие речи. Потребность в общении определяет развитие языка. На момент поступления в школу словарный запас составляет от 3000 до 7000 слов и состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, чисел и союзов. Ребенок может свободно объясняться с другим человеком по любому поводу, который касается повседневной жизни и входит в сферу его интересов. Ребенок прислушивается к звучанию слова и дает ему оценку.
В этом возрасте ребенок достаточно хорошо понимает, какие слова используются, а какие настолько плохи, что ему стыдно их произносить. Если ребенок посещал детский сад, его следует обучать навыкам осознанного речевого управления. Он может воспроизвести звуковой состав слова, разделить слово на составляющие его части и установить порядок звуков в слове. Способность анализировать слова способствует успешному овладению чтением и письмом. Ребенок, который ходит в школу, вынужден перейти со своей «собственной программы изучения языка» на программу, предлагаемую школой. Он способен общаться на уровне разговорной речи.
Младшему школьнику предоставляется пересказ услышанной истории, собственная история. В условиях школьного обучения проводится работа над словом, предложением, а также над связной речью. Все эти три направления развиваются параллельно. В работе по развитию устной речи большое внимание уделяется эмоциональности, правильности, выразительности и ясности. Изучая устную речь, дети обнаруживают, что тексты различаются по структуре и имеют стилистические различия в рассказах, описаниях, размышлениях, письмах, эссе, статьях и т. д. Для письменной речи решающее значение имеет ее правильность: орфография и грамматика. Ребенок учится писать вместе с овладением письменным языком. Все это говорит о том, что в младшем школьном возрасте речь ребенка развивается очень активно [8].
Сенсорное развитие. Ребенок, приходя в школу, не только различает цвета, форму, размер и расположение предметов в комнате, но и может правильно назвать предлагаемые цвета и формы предметов и правильно соотнести предметы в соответствии с размером. Он также может отображать простейшие формы и окрашивать их в определенный цвет. Очень важно, чтобы ребенок мог адаптировать предметы к определенному стандарту.
Стандарты - это разработанные человечеством образцы основных качеств и свойств объектов. Внимательно рассматривая, ощущая или слушая, ребенок выполняет действия, отслеживает связь воспринимаемого объекта. В природе существует бесконечное количество цветов, форм и звуков. Человечество постепенно упорядочивало их, сводя к системам цветов, форм, звуков - сенсорным стандартам. Для школьного образования важно, чтобы сенсорное развитие ребенка было достаточно высоким. Нормально развитый ребенок школьного возраста хорошо понимает, что картинка или рисунок - это отражение реальности. Поэтому он пытается соотнести изображения и рисунки с реальностью, увидеть, что на них изображено.
Ребенок уже знает, как правильно оценить многообещающую картинку. Рисунки и картины способствуют развитию знаковой функции сознания и художественного вкуса. Восприятие младших школьников характеризуется неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательным любопытством». Учащихся интересует окружающая жизнь, за которой они с любопытством наблюдают, пытаясь увидеть в ней что-то новое и необычное, неизвестное им самим.
Низкая дифференцированность восприятия, слабость анализа в восприятии компенсируется выраженной эмоциональностью восприятия. Учителя, знающие эту особенность детского восприятия, учат учащихся целенаправленно слушать и наблюдать, придают большое значение развитию наблюдательности с элементами сравнения. В четвертом классе восприятие усложняется и углубляется, становится более организованным. Студенты используют свои аналитические способности, воспринимая изучаемые объекты и дифференцируя их. Мышление учащихся начальной школы претерпело серьезные изменения. Ребенок начинает учиться в школе с определенным состоянием ума. Ребенок видит внешнюю сторону предметов и явлений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аристова И.Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля. - Владивосток: Издательство ДВГУ, 2003. - 105 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2002. - 416 с.
3. Блонский П.П. Психология младшего школьника: Избран.психолог. труды / Под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской.- М.; Воронеж: МПСИ: НПО»МОДЭК», 2006.- 631 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 1995. - 352 с.
5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальностям «Дошкольное воспитание» и «Воспитание в дошкольных учреждениях». - М.: Просвещение, 1988 - 336 с.
6. Вербина Г.Г. Психология эмоций. - Чувашия: Издательство Чувашский государственный университет, 2008. - 308 с.
7. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 180 c.
8. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2001. - 368 с.
9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2-х частях. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. - 343 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред.В.В. Давыдова. М.: 1999.- 560с.
11. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов.- М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
12. Гинецинский В.И. Пропедевтический курс общей психологии: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПб. университета, 1997. - 190 с.
13. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1999. - 464 с.
14. Дусавицкий А.К. Особенности межличностного отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения. -(15.05.13).
15. Запорожец А.В. Эмоции и их роль в регуляции деятельности: Тезисы докладов к V Всес. Съезду психологов СССР. - М.: Просвещение, 1977. - 230 с.
16. Изард К.Е. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000. - 250 с.
17. Изард К.Е. Эмоции человека. - М.: издательство МГУ, 1980. - 230 с.
18. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. - СПб: Речь, 2005. - 400с.
19. Ковалец И.В. Азбука эмоций. - М.: Владос, 2004. - 136 с.
20. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: научно-методическое пособие для педагогов и психологов. - Минск: ООО «ФУА информ», 2003. - 312 с.
21. Кондрашина И.Н. Динамика межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
22. Матюхина М.В. Психология младшего школьника. Учеб. пособ. для студ. заочников факультетов подготовки учителей начальных классов. - изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1976. - 207 с.
23. Младший школьник, его развитие и воспитание /Под общ. ред. П.Ю. Сироткина, А.Н. Хузиахметова. - Казань: изд-во Дом печати, 1998. - 211 с.
24. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студентов вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
25. Немов Р.С. Психология. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - Т.1. - 688 с.
26. Никольская И.М. Психологическая диагностика, коррекция и профилактика патогенных эмоциональных состояний у младших школьников: Автореф. дис. ...канд. наук. - СПб., 2001. - 30 с.
27. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. - СПб.: Питер, 2004. - 268 с.
28. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. по дисц. «Возрастная психология» для студ. вузов / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт: МГППУ, 2010. - 460 с.
29. Психология детства: учебник / Под ред. А.А.Реана. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - 350 с.
30. Психология мотиваций и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: ЧеРо, МПСИ, Омега-Л, 2006. - 704 с.
31. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 288 с.
32. Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: Просвещение, 1987. – 325
33. Реан А.А., Коломинский, Я.Л. Социально-педагогическая психология. - СПб.: Питер, 1999. - 400 с.
34. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. - 416 с.
35. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. - СПб.: Питер, 2001. - 368 с.
36. Флейк-Хобсон, К., Робинсон, Б., Скин, П. Развитие ребенка и его отношении с окружающими. - М., 1993. - 464 с.