Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УМСТВЕННОЙ ОДАРЕННОСТИ, ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ
1.1 Понятие и сущность одаренности у детей. Классификация одаренности
Одаренность - это системное качество психики, развивающееся на протяжении всей жизни, которое определяет, может ли человек достичь более высоких, выдающихся результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который отличается (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в определенном виде деятельности.
Детство - это период формирования способностей и личности. Это период глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелости самого феномена - одаренности. Прогресс этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития ода-ренности.
Одним из наиболее спорных вопросов, касающихся проблемы ода-ренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «Все дети одарены» - «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одного из них считают, что практически любой здоровый ребенок может развиться до уровня одарен-ного при условии создания благоприятных условий. Для других одарен-ность - уникальное явление, и в данном случае основное внимание уделяет-ся поиску одаренных детей. Эта альтернатива выдвигается в следующем положении: потенциальные предпосылки для прогресса в различных ви-дах деятельности присущи многим детям, в то время как значительно меньшая часть детей демонстрирует реальные выдающиеся результаты [12].
Одаренность часто проявляется в успехе деятельности, которая носит спонтанный, любительский характер. Например, ребенок, интересующийся техническим дизайном, может увлеченно создавать свои модели дома, но при этом не проявлять такой активности в школе или на специально орга-низованных внеклассных мероприятиях (кружок, секция, студия). Кроме того, одаренные дети не всегда стремятся показать свои достижения дру-гим. Таким образом, ребенок, пишущий стихи или рассказы, может скрыть свое увлечение от учителя.
Следовательно, одаренность ребенка следует оценивать не только по его учебной или внеклассной деятельности, но и по деятельности, которую он инициирует.
Типы одаренности
Существует три типа одаренности: - академическая; - интеллектуаль-ная; - творческая.
Академическая одаренность - это «способность блестяще владеть, то есть учиться».
Для академической одаренности важны следующие компоненты: ин-теллектуальные способности, мотивация, креативность.
Психологические характеристики детей, проявляющих академиче-скую одаренность, можно рассматривать только как признаки, которые сопровождают одаренность, но не обязательно как ее вызывающие. Таким образом, наличие этих психологических характеристик может служить только основанием для предположения об академической одаренности, а не выводом об их безусловном наличии.
Интеллектуальные вундеркинды занимают особое место среди ода-ренных детей. Это не по годам развитые дети, способности которых про-являются в чрезвычайно высоком темпе развития умственных способно-стей. Для них характерно очень раннее обучение, письмо, чтение и счет, начиная с 2-3 лет; изучение трехлетней учебной программы в конце перво-го класса; самостоятельный выбор сложных учебных предметов (пятилет-ний мальчик пишет «книгу» о птицах - сделал иллюстрации, другой маль-чик того же возраста создает собственную энциклопедию по истории и т.д.). Их отличает исключительно высокий уровень развития индивидуаль-ных познавательных способностей (блестящая память, исключительная си-ла абстрактного мышления и т.д.).
Творческая одаренность - это характеристика не только высшего уровня выполнения деятельности, но и ее трансформации и развития.
Одаренный ребенок:
1. Он проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
2. Предлагает множество идей, решений проблем, ответов на вопро-сы.
3. Он свободно, настойчиво высказывает свое мнение, энергично его отстаивает.
4. Склонен к рискованным действиям.
5. У него богатое воображение, фантазерка. Он часто беспокоится об образовании в раннем детстве, улучшении общества, проблемах.
6. У него хорошо развито чувство юмора, он видит юмор в ситуаци-ях, которые другим могут показаться не смешными.
7. Чувствительный к красоте, внимательный к эстетике вещей.
8. Не конфликтует, но и не приспосабливается, он не боится отли-чаться от других.
9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
10. Стремится к самовыражению, творческому использованию пред-метов [8].
1.2 Особенности психического развития одаренных детей
Положение о гармоничном умственном развитии одаренных детей неоднократно пересматривалось на протяжении всей истории психолого-педагогического изучения феномена детской одаренности. Современные исследования показывают, что гармония в развитии различных аспектов психики одаренного человека - относительная редкость. Чаще всего можно столкнуться с неравномерностью, односторонним развитием, которое ча-сто не только продолжается на протяжении всей жизни одаренного чело-века, но и углубляется, что приводит к ряду психологических проблем. Поэтому одаренные дети и подростки, по мнению Ж.Ш. Терасье, часто страдают так называемой диссинхронией, которая развивается в темпе развития интеллектуальной, аффективной и двигательной сфер; «диссин-хронией» называют эффект ускоренного развития одного психического процесса в сочетании с нормальным (соответствующим возрасту) или даже более медленным развитием другого.
Для Ж.Ш. Терасье диссинхронность умственного развития - это це-лостное явление. В то же время он предлагает различать два основных ас-пекта, связанных с диссинхронией:
1) внутренняя, т.е. неоднородность (разнородность) темпов развития различных психических процессов (интеллектуально-психомоторная или интеллектуально-аффективная диссинхронность), а также неравномерность развития отдельного психического процесса (например, часто наблюдается несоответствие между процессом овладения средствами речи и способно-стью к суждению в интеллектуальном развитии).
2) внешний - отражающий особенности взаимодействия брошенного ребенка или подростка со своим социальным окружением (учителями, ро-дителями и родственниками, другими детьми). Считается, что диссинхрон-ность может быть причиной неадаптивного поведения одаренного ребенка или подростка в его отношениях с окружающей средой. Функции обуче-ния могут как усиливать, так и ослаблять диссинхронность [13].
Распространенный тип диссинхронности связан с разницей в скоро-сти развития интеллектуальных и коммуникативных процессов. Хорошо известно, что высокий уровень интеллектуального развития гарантирует не только ребенку (и взрослому!) успех в общении с другими людьми, но он часто связан с большими трудностями в установлении контакта и осу-ществлении общения, и именно здесь проявляется феномен интеллектуаль-ной и социальной диссинхронности.
Хотя одаренные дети и подростки, испытывающие трудности в об-щении, часто успешно взаимодействуют с партнерами через Интернет, они должны знать, что процессы общения значительно меняются по сравнению с традиционными формами общения. Во-первых, изменяется содержание ряда коммуникативных целей и некоторых сложных коммуникативных действий, требующих высокого уровня социального восприятия (восприя-тие: восприятие; прямое отражение объективной деятельности через орга-ны чувств), эмоциональных процессов (эмпатия) и, в более общем плане, социальной компетентности. Во-вторых, трансформируются способы практической реализации коммуникативных целей [15].
Другой распространенный тип диссинхронии вызван неравномер-ным развитием интеллектуальных и психомоторных процессов - последние отвечают за двигательную активность человека. Хорошо известно, что одаренность в психомоторной сфере часто сочетается с недоразвитием ин-теллектуальной сферы ребенка, подростка или взрослого, даже из повсе-дневных наблюдений. Многочасовые тренировки и тренировки, недоста-ток свободного времени, сильная физическая усталость талантливых спортсменов не способствуют развитию их интеллектуальных способно-стей. Известен и другой вариант: слишком часто у интеллектуально ода-ренных детей может наблюдаться задержка в развитии психомоторных навыков, то есть скованность мышц, неуклюжесть, неуклюжесть и неадек-ватная двигательная реакция. Нередко на уроках физкультуры среди уче-ников появляется лучший «математик» в классе или одаренный молодой поэт. Это вызывает насмешки и даже домогательства со стороны одно-классников. Ранний опыт подобных конфликтов со сверстниками негатив-но сказывается на формировании и развитии характера одаренных детей и подростков. Кроме того, они часто не знают, как утвердиться в группе сверстников, недостаточно развиты физически, чтобы постоять за себя в спорах, они не агрессивны, поэтому избегают столкновений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей, М.: ИЦ Академия,2002.;глава 5, 317с.
2. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности, М,1998. -23с.
3. Бернс Р. Развитие Я-концпции и воспитание. - М.:Прогрес,1986. -420с.
4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. -М.: Международная педагогическая акаде-мия,1995. - 212с.
5. Большая Советская энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред. Прохо-ров А.М. Изд. 3-е; Советская энциклопедия, Т.18; 1974. - 632с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте, СПб.:Союз,1997. - 320с.
7. Дружинин В.Н. Психология, учебник для гуманитарных вузов; под ред.; СПб.: Питер,2007.-611с.
9. Клименко В.В. Психологические тесты таланта. Харьков,1996.
10. Кулагина И.Ю. Педагогическая психология, учебное пособие; под ред., М.: ТЦ Сфера,2008.
11. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников, учеб. пособие для студентов высших педагогических заведений, М.: ИЦ Академия,2000.
12. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков, учеб. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведе-ний/Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С., Марютина Т.М; под ред. -2-е изд., пере-раб. и доп., М.: ИЦ Академия,2003.
13. Немов Р.С. Психология, словарь-справочник, часть 1, М.: Владос - Пресс,2007.-303с
14. Немов Р.С. Психология, словарь-справочник, часть 2, М.: Вла-дос- Пресс,2007. -351с.
15. Новейший психологический словарь, 2 изд, Ростов-на-Дону: Фе-никс,2006.-806с.
16. Ожегов С.И. Словарь русского языка:70000 слов,22-е изд., М.: Русский язык,1990.
17. Панов В.И. Если одаренность-явление, то одаренные дети - это проблема, Начальная школа: плюс-минус,2000,№3
18. Попова Л.В. Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности, М.,1993.
19. Попова Л.В. Одаренные мальчики и девочки; Начальная школа: плюс-минус,2000,№3.
20. Пидкасистый П.И. Педагогика, под ред. М.: Высшее образова-ние,2008,-430с.
21. Радугина А.А. Психология и педагогика. М.: Библионика,2006 - 254с.
22. Реан А.А. Психология ребенка, от рождения до 11лет, Методика и тесты, под ред.-М.:АСТ; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,2007.-224с
23. Степанова Г.В. Творческое воспитание школьников, ЦГЛ, М.,2006.
24. Савенков А.И Одаренные дети в детском саду и школе; Учеб. по-собие для студентов высших педагогических учебных заведений, М.:ИЦ Академия,2000.
25. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей, М.,1996.
26. Терасье Ж.К. Сверходаренные дети, М.,1999.
27. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий, М.,1961.
28. Хуторский А.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения, М.,2000.
29. Экземплярский В.М. Проблема школ для одаренных, М.,1977.