Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования непосредственно связана со значением судебной власти в истории развития Российского государства. Ее главная роль в современных реформах нашего государства и общества заключается в том, что она призвана гарантировать реальность прав и свобод человека и гражданина, обеспечив при этом действие других ветвей государственной власти, в частности, законодательной и исполнительной, в рамках правового пространства Конституции РФ.
Судебная власть в качестве разновидности государственной власти во взаимодействии с ее остальными ветвями должна быть независимой и сильной, хорошо подготовленной профессионально, соответствующим образом оформленной организационно, обрести высокий статус и действовать в регламентированном процессуальном порядке, утверждая идея верховенства и справедливости права.
Самостоятельность и независимость суда нельзя считать достаточным условием для оснащенной и стабильной судебной власти в стране. Судебная власть сможет принести обществу пользу только в том случае, если она наделена необходимыми полномочиями: вправе разрешать все споры, которые нарушают права и свободы граждан, а также юридических лиц. гражданское общество обязано доверить судебной власти защиту от посягательств на предусмотренный в государстве правопорядок и утверждение режима социальной справедливости.
Многие спорные и неразрешенные вопросы существуют в сфере конституционного контроля, непосредственном обустройстве государственной власти, административной юрисдикции. В связи с этим исследование судебной власти в системе российской государственной власти является весьма трудной задачей, призванной наряду с проводимой в стране судебной реформой создать судебную власть, которая будет независима от законодательной власти, будет отвечать всем требованиям правового государства, сумеет обеспечить эффективную защиту прав граждан.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с судебной властью в РФ.
Предмет исследования – нормы права, регламентирующие деятельность судебной власти в РФ.
Цель данной работы – комплексное исследование судебной системы по действующему законодательству.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) рассмотреть понятие и принципы судебной власти;
2) изучить судебную систему Российской Федерации;
3) определить функции судебной власти;
4) исследовать конституционно-правовой статус судей.
Методологическую базу исследования составили современные методы познания, функциональный подход, логический прием анализа, синтеза и аксиологический. Применялся также ряд специальных методов: сравнительно-правовой, статистический, системный, конкретно-социологический, исторический, формально-правовой и др.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Понятие и принципы судебной власти
Судебной властью признается специфическая самостоятельная ветвь власти государства, которая осуществляется при помощи состязательного, гласного, обычно, коллегиального изучения и разрешения в заседаниях суда споров о праве .
Конституция РФ 1993 г. несколько изменила формулировку: «Государственная власть в РФ осуществляется на основании деления на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательные, исполнительные и судебные органы самостоятельны (статья 10 Конституции РФ).
Следовательно, судебная власть является независимой властью государства. указанный принцип не значит разделения властей на перегородки, не связанные между собой. Власть государства, в ее современном понимании, едина и все ее ветви, принимая во внимание особенности их функций, исполняют собственные задачи, призванные обеспечивать решение общих государственных проблем.
Судебная власть, защищая законные интересы государства, охраняя права и свободы человека, является участником осуществления всех государственных функций. Ее значение в условиях динамично развивающегося общества, функционирования рыночной системы хозяйственной деятельности, несомненно, растет. И это имеет важное значение, т.к. в демократическом обществе решение складывающихся конфликтов должно производиться без насилия и произвола, на основании известных всем нормативных установлений, что и обеспечивается судебной властью .
Принципы организации и деятельности судебной власти предусмотрены в универсальных международных акта (как, например, Всеобщая декларация прав человека , Международный пакт о гражданских и политических правах ), в Конституции РФ, а также в отраслевом процессуальном законодательстве.
С некоторой долей условности данные принципы делятся на две группы, в совокупности формирующие систему демократических основ правосудия:
1)общие принципы организации и деятельности судебной власти как одной из ветвей власти государства;
2) специальные принципы организации и функционирования судебной власти.
К основным началам относятся следующие принципы:
1.Принцип законности, заключающийся в точном и неукоснительном соблюдении при организации судебной деятельности и судебной системы Конституции РФ, а также принимаемых в соответствии с ней законов и иных правовых актов.
Основные положения данного принципа предусмотрены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, где говорится, что государственные органы власти и местные органы самоуправления, физические лица, должностные лица, общественные организация обязаны соблюдать конституционные нормы; в ч. 3 ст. 118 Конституции РФ отмечается, что судебная система РФ основывается на Конституции РФ и федеральном конституционном законодательстве, а согласно ст. 120 Конституции РФ суд, установив при изучении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, решает вопрос в соответствии с законодательными нормами.
2.Принцип самостоятельности и независимости предполагает внешнюю и внутреннюю автономию судебной власти, что обуславливается наличие соответствующего перечня функций и полномочий, стабильным функционированием системы судебных органов власти; отличительными особенностями статуса судьи как носителя судебной власти; наличием всех необходимых материальных ресурсов для организации и деятельности судебной власти. Суды осуществляют судебную власть на основе независимости и самостоятельности, подчиняются только конституционным нормам и федеральному законодательству.
Установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а также должностного лица нормам Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным нормам и принципам международного права, международным соглашениям, конституции субъекта РФ, закону субъекта РФ, суд решает вопрос в соответствии с нормами права, имеющими наибольшую юридическую силу.
В России не могут быть изданы законы и иные нормативно-правовые акты, умаляющие или отменяющие самостоятельность и независимость судов. Лица, виновные в оказании незаконного влияния на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвуют в отправлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут определенную юридическую ответственность. Присвоение властной компетенции суда наказывается в соответствии с положениями уголовного законодательства.
3. Принцип бюджетного финансирования государством предусмотрен в ст. 124 Конституции РФ и заключается в том, что судебное финансирование производится только из бюджета федерального уровня и предназначено обеспечить возможность полного и независимого осуществления правосудия. С этой целью и был сформирован специальный орган - Судебный департамент при Верховном Суде РФ.
4. Принцип федерализма определяется отличительными особенностями федеративного устройства страны и реализуется в возможностях ее
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты:
1.Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998
2. Международный Пакт от 16.12.1966 О гражданских и политических правах // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
4. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) О судебной системе Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, N 1, ст. 1.
5. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) О Конституционном Суде Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021) // Российская газета, N 138 - 139, 23.07.1994
6. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) О судах общей юрисдикции в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, N 7, ст. 898
7. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) Об арбитражных судах в Российской Федерации // Российская газета, N 93, 16.05.1995.
8. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 18.03.2023) О статусе судей в Российской Федерации // Российская юстиция, N 11, 1995
Научная и учебная литература:
1. Апалько М.С. Понятие и основные признаки судебной власти // Журнал «Научный Лидер» . - 2023. - № 53 (98). - С. 103-107.
2. Артамонова Ю.С. Современные проблемы правового регулирования статуса судей в РФ // Уголовно-исполнительная система России в условиях реформирования. Сборник научных статей. - 2019. - С. 9-13.
3. Братановский, С. Н. Конституционное право Российской Федерации : учебник / С. Н. Братановский, О. Г. Остапец ; под. общ. ред. С. Н. Братановского. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. - 462 с.
4. Бурак Д.Д. Основные функции судебной власти // Журнал «Юридический факт». - 2020. - № 118. - С. 35-38.
5. Власова Е.А. Судебная власть в России: ее задачи, цели, функции в обеспечении прав и свобод человека // Журнал «Закон и право».- 2020. - С. 119-122.
6. Дикова И.В. К вопросу о принципах судебной власти // Журнал «Вестник Сибирского юридического института МВД России». - 2019. - № 2 (35). - С. 158-162.
7. Зангиев М.А.С. Система принципов судебной власти и формы их реализации // Журнал «Colloquium-Journal». - 2021. - № 9-3 (96). - С. 53-54.
8. Конституционное право России: учебник для вузов / Л. А. Нудненко. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 531 с.
9. Конституционное право: учебник / П.П. Баранов, А.Ю. Мамычев, под ред. и др. — Москва: Юстиция, 2018. — 409 с.
10. Метелева А.А. Проблемы правового статуса судей в РФ // Журнал «Студенческий форум». - 2020. - № 20-3 (113). - С. 48-51.
11. Мешкова Т.А. Нормативно-правовое регулирование правового статуса судей // Журнал «Интернаука». -2022. - № 1-3 (224). - С. 82-85.
12. Муцалов Ш.Ш., Идилов Ш.К., Дадаев Х.М. Правовой статус Конституционного Суда РФ // Журнал «International Law Journal». - 2022. - Т. 5. - № 2. - С. 141-149.
13. Некрасов С. И. Конституционное право РФ: учебное пособие для бакалавров / С. И. Некрасов. – 2-е изд., перераб. и доп. –М.:Юрайт. -2020. – 364с.
14. Пасынкова Е.М. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи // Журнал «Теория права и межгосударственных отношений». - 2021. - Т. 1. - № 8 (20). - С. 192-199.
15. Радунцева А.Е. Судебная власть и судебная деятельность в Российской Федерации // Журнал «Юридический факт». - 2019. - № 71. - С. 26-29.
16. Расулов И.А. Верховный Суд РФ: порядок формирования и полномочия // Журнал «Проблемы совершенствования законодательства».- 2019. – С.79-82
17.Сечина Е.Ю. К вопросу о реформировании системы конституционных (уставных) судов субъектов // Журнал «Вопросы российской юстиции». - 2021. - № 14. - С. 93-98.
18. Стрекозов В. Г. Конституционное право России: учебник для вузов / В. Г. Стрекозов. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 279 с.
19. Черепанов В. А. Конституционное право России: учебник для бакалавров / В. А. Черепанов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2021. — 424 с.
20. Шутков А.С. Понятие и сущность судебной власти // Журнал «Студенческий вестник». - 2022. - № 39-3 (231). - С. 51-52.