Фрагмент для ознакомления
2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Анализ понятия дополнительное образование детей
Система дополнительного образования в России в современных условиях играет большую и значимую роль. Эти вопросы в своих трудах рассматривали исследователи Е.Б. Евладова, А.В. Золотарёва, С.Л. Паладьев и др. Изучением проблем дополнительного образования детей занимались исследователи В.В. Белова, В.А. Березина, Р.У. Богданова и др. Осмысление ценности дополнительного образования детей с точки зрения психологии было проведено В.И. Слободчиковым, В.И. Пановым и др.
Вопросы и задачи дополнительного образования кардинально отличаются от основного образования, поскольку направления и деятельность различных детских кружков и других объединений в учреждениях дополнительного образования чаще всего не связаны между собой, в отличие единообразных подходов в системе общего образования. Речь идёт о единых подходах к аттестации, единых требованиях разработки и ведения документации, нормах поведения учащихся и др.
Для членов педагогического коллектива в системе дополнительного образования большое значение имеет общая атмосфера и система педагогических ценностей. Она находит своё выражение в характере отношений с воспитанниками и их родителями. Для многих детей педагог – самый авторитетный взрослый, на которого они хотят быть похожим. Педагоги дополнительного образования – это чаще всего яркие и творческие личности, поскольку те, кто обучает творческой деятельности, должны иметь неиссякаемый источник творчества. В учреждениях дополнительного образования накоплен богатый опыт, касающийся вопросов воспитательной работы с детьми, внешкольной и внеклассной работы образовательных организаций.
Свобода выбора детских объединений по интересам, освоение новых социальных ролей, опыта, неформальное общение, отсутствие жёсткой регламентации, возможность адаптировать потребности отдельно взятой личности к социальным потребностям общества делают дополнительное образование привлекательным для любого школьника. Тем не менее, для дальнейшего успешного развития и становления системы дополнительного образования необходимы новые подходы, которые должны быть направлены на личностное развитие ребёнка и его воспитание специфическими средствами и методами, присущими прикладному, художественному, эстетическому и другим видам творчества.
Под дополнительным образованием понимают такой вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом или профессиональном совершенствовании. Этот вид образования не сопровождается повышением уровня образования. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей. Он призвано удовлетворять их индивидуальные потребности, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, укреплять здоровье и организовывать свободное время.
Законодательство РФ определяет дополнительное образование, как направление образовательной деятельности, дополняющей основное общее образование. Реализуется дополнительное образование с помощью специальных образовательных программ, методов и средств. Дополнительное образование не может заменить обязательное общее. Оно реализуется строго в свободное время субъекта. Формы проведения мероприятий в рамках дополнительного образования могут быть использованы самые разнообразные. Это могут быть семинары, тренинги, компьютерные курсы, всевозможные мастер – классы и др. Некоторые программы могут быть доступны только детям. Это может быть балетная или хореографическая студия, школа гимнастики и др. К примеру, лепкой, рисованием, вышивкой, уроками компьютерной грамотности, вокала или танца может заняться каждый желающий.
Дополнительное образование представлено рядом направлений. Основными из них считаются следующие:
-художественно-эстетическое;
-научно-техническое;
-спортивно-техническое;
-эколого-биологическое;
-физкультурно-оздоровительное;
-туристско-краеведческое;
-военно-патриотическое;
-социально-педагогическое;
-культурологическое;
-экономико-правовое.
Форму обучения устанавливает каждая организация, которая предоставляет дополнительное образование. Дополнительные общеобразовательные программы имеют право реализовывать образовательные организации любых типов [19]:
-дошкольные образовательные организации;
-общеобразовательные организации;
-профессиональные образовательные организации;
-образовательные организации высшего образования;
-организации дополнительного образования;
-организации дополнительного профессионального образования.
Обучение в основном осуществляется на основе следующих видов программ:
1. Типовая (примерная) программа.
2. Модифицированная (адаптированная) программа.
3. Экспериментальная программа.
4. Авторская программа.
Дополнительное образование оказывается встроенным в структуру любой деятельности, в которую включен ребенок. Дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга. По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, но он может рассматриваться как самостоятельная образовательная система. Все больший масштаб приобретает образовательная деятельность, связанная с удовлетворением познавательных интересов и потребностей детей и подростков в тех сферах, которые не всегда могут быть реализованы в рамках школьного образования. Подобная тенденция является ведущим фактором, способствующим интеграции общего и дополнительного образования [9].
1.2. Роль дополнительного образования в современной образовательной среде
Дополнительное образование детей рассматривается как процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее предпочтений, склонностей, способностей. Это процесс добровольно избранного ребенком освоения некоторого вида деятельности и области знания, выходящих за рамки обязательного образования, направленного на удовлетворение его интересов. Ученые и исследователи видят ценность дополнительного образования в развитии склонностей, способностей ребенка, в его самообразовании, самореализации и самоопределении.
Основу дополнительного образования составляет образовательная деятельность, которая проводится по специально разработанным образовательным программам. Дополнительное образование имеет свои собственные методики и технологии и предусматривает выход на соответствующий его специфике образовательный результат. Под дополнительным образованием также понимается образовательная деятельность, осуществляемая по образовательным программам, имеющим конкретизированные образовательные цели и объективируемые, фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты.
При всех положительных изменениях, происходящих в обязательном образовании, дополнительное образование находится тем не менее, в роли второстепенного. Механизм поступления ресурсов четко не определен, поэтому возникают определённые сложности в организации дополнительного образования на базе школы, связанные с обеспечением материально-технической базы. Это возможно лишь при тесном сотрудничестве двух разных систем образования, а также только после изменения подходов и взглядов всю систему дополнительного образования в целом [10].
Тем не менее, система дополнительного образования в России непрерывно развивается. В современной образовательной среде большую роль при работе с детьми играют учреждения дополнительного образования детей. В этих организациях имеется возможность компенсации недостатка учебной нагрузки в различных творческих мастерских. Уже в дошкольных организациях используют такие формы деятельности, как анализ особых успехов и достижений ребёнка. Это происходит на основе итогов конкурсов, соревновательных мероприятий, выставок и др. В системе дополнительного образования выделяют следующие формы работы детьми:
-система творческих конкурсов и выставок;
-творческие лаборатории;
-обучение в малых группах;
- индивидуальное обучение на основе программы творческого развития, в определённой области;
-работа по творческим и исследовательским проектам;
-соревновательные мероприятия.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адамова, П.А. Развитие социального интеллекта детей школьного возраста: способы реализации [Текст] / П.А. Адамова, В.В. Винникова, Т.М. Газарова // Образование и воспитание. – 2017. – No 2. – С.21-24.
2. Алиева, Ш.Г. Cоциальное развитие школьников [Текст] / Ш.Г. Алиева // Молодой ученый. – 2014. – No 2. – С.711-715.
3. Борисова, К.О. Внеурочная деятельность младших школьников как средство формирования социальной активности [Текст] / К.О. Борисова // Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития: сб. тр. науч. конф. – Воронеж: Ритм. - 2017. – С.14-17.
4. Дерманова, И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст] / И.Б. Дерманова. - СПб.: Речь. - 2002. – 80 с.
5. Евтеева, Е.С. Влияние детско-родительских отношений на развитие социальной успешности школьников [Текст] / Е.С. Евтеева // Молодежь XXIвека: образование, наука, инновации: сб. тр. науч. конф. – Новосибирск: НГПУ. - 2017. – С.95-96.
6. Забродина, А.В. Реализация возможностей дополнительного образования в социальном развитии школьников [Текст] / А.В. Забродина // Гносеологические основы образования: сб. тр. науч. конф. / ЕГУ им. И.А. Бунина. – Елец. - 2017. – С.336-338.
7. Зайцева, Е.А. К вопросу о развитии социального интеллекта в учебной деятельности младших школьников [Текст] / Е.А. Зайцева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – No 1. – С. 946-948.
8. Иваненко, М.А. Педагогическое сопровождение социального развития ребенка в период детства [Текст] / М.А. Иваненко // автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.07 / М.А. Иваненко. – Екатеринбург. - 2005. – 23 с.
9. Калинина, Е.А. Развитие социального опыта во внеурочной деятельности школьников [Текст] / Е.А. Калинина // Наука и социум: сб. тр. науч. конф. – Новосибирск: СИПСПСР, 2017. – С.73-75.
10. Кокуева, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка [Текст] / Л.В. Кокуева. – М.: АРКТИ. - 2015. – 112 с.
11. Левина, И.Л. Распространенность, типология, клиническая динамика и профилактика школьной дезадаптации [Текст] / И.Л. Левина // автореф. дисс. д-ра. мед. н. / И.Л. Левина. – Томск, 2003. – 42 с.
12. Любецкая, Т.А. Внеурочная деятельность школьников как фактор всестороннего развития личности [Текст] / Т.А. Любецкая, Н.А.Толмачева // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сб. тр. науч. конф. – Чебоксары: Интерактив плюс. - 2016. – С.185- 188.
13. Меджидова, Э.С. Социально-коммуникативное развитие детей младшего школьного возраста как научно-педагогическая проблема [Текст] / Э.С. Меджидова // Молодой ученый. – 2016. – No 6. – С.799-803.
14. Монгуш, О.О. Психолого-педагогическое сопровождение детей школьного возраста [Текст] / О.О. Монгуш // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. Москва, июнь 2015 г. – М.: Буки-Веди. - 2015. – С.59-62.
15. Мулдашева, М.М. Внеурочная деятельность младших школьников как составная часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО [Текст] / М.М. Мулдашева // Новые технологии в образовании: сб. тр. науч. конф. – М.: Перо. - 2017. – С.60-63.
16. Пащенко, Т.В. Средства формирования нравственных ценностных ориентаций у школьников в педагогическом процессе [Текст] / Т.В. Пащенко // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. Новосибирск, сентябрь 2013 г. – Новосибирск. НСК: СибАК. - 2013. – С.127-132.
17. Петрова, И.В. Развитие социальной компетентности школьников [Текст] / И.В. Петрова // Поволжский педагогический поиск. – 2015 г. – No 2 (12). – С. 56-59.
18. Попова, С.В. Социально-эмоциональное развитие младших школьников [Текст] / С.В. Попова, С.Н. Назарова // Молодой ученый. – 2017. – No5. – С.260-263.
19. Потемкина, Ю.С. Развитие социального интеллекта школьников во внеучебной деятельности [Текст] / Ю.С. Потемкина, Е.А. Соловьева // Мир педагогики и психологии. – 2017. – No 6 (11). – С.143-153.
Родионова, Л.А. Социально-коммуникативное развитие школьников как одно из приоритетных направлений образования детей [Текст] / Л.А. Родионова, С.В. Пазухина. // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. Санкт- Петербург, декабрь 2017 г. – СПб.: Свое издательство. - 2017. – С.63-65.
20. Рябова, Е.Ю. Внеурочная деятельность как средство развития личности младших школьников [Текст] / Е.Ю. Рябова // Перспективы развития научных исследований: сб. тр. науч. конф. – Нефтекамск: Мир науки. - 2016. – С.131-134.
21. Семенака, С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе [Текст] / С.И. Семенака. – М.: АРКТИ. - 2015. – 72 с.
22. Смородинова, З.И. Развитие социальной компетентности школьника [Текст] / З.И. Смородинова // Научный альманах. – 2016. – No 6 (19). – С.390-393.
23. Социальное развитие младших школьников: программа, планирование, занятия, диагностические материалы. Старшая группа [Текст] / авт.-сост. Л.А. Загуменная. – Волгоград: Учитель. - 2013. – 231 с.
24. Сутковая, Н.В. Педагогическое сопровождение как объект методической работы [Текст] / Н.В. Сутковая // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. Краснодар, февраль 2017 г. – Краснодар: Новация. - 2017. – С.29-33.
25. Шаймарданова, Л.Ш. Внеурочная деятельность в начальной школе как фактор развития личности младшего школьника [Текст] / Л.Ш. Шаймарданова, А.С. Леонтьева // Актуальные аспекты педагогики и психологии начального образования: сб. тр. науч. конф. – Прага: Vеdecko vydavatelskе centrum «Sociosfеra-CZ». - 2018. – С.62-64.