Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ 5
1.1 Понятие и природа возрастного кризиса 5
1.2 Содержание и структура возрастного кризиса 8
1.3 Особенности переживания возрастного кризиса 12
Выводы по первой главе 16
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ 17
2.1 Общая характеристика и методы исследования 17
2.2 Проведение исследования 18
2.3 Анализ результатов исследования 22
Выводы по второй главе 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. За свою жизнь человек проходит через множество стадий: младенчество, детство, отрочество, переходный период, зрелость, старость и, наконец, старость. На каждом этапе возникают свои собственные задачи и приоритеты, жизненные проблемы и связанный с ними опыт. Каждая возрастная группа полна уникальных психологических и поведенческих особенностей.
Без переживания и преодоления возрастных кризисов невозможно перейти от (старого) качественного состояния к новому качественному состоянию. В любой возрастной период человек накапливает различные навыки и знания; эти изменения накапливаются медленно и незаметно. До некоторого времени накопленные знания начинают противоречить существующему пониманию того, что они значат. Во время кризиса во многих позициях присутствует деструктивная идея. После этого, на критической постстадии, в начале периода стабилизации, формируется новый образ, исходя из которого человек продолжает строить свою собственную жизнь.
В современной психологии принято различать кризисы детства, когда личность человека интенсивно развивается и формируется под влиянием его окружения, и кризисы зрелости, когда личность человека продолжает развиваться, но под влиянием уже иных факторов. Другими словами, вся жизнь человека - это чередование стабильных и критических периодов. Эти периоды имеют четкие границы, и переход от одного периода к другому происходит скачком, который на самом деле называется кризисом.
Особенность возрастных кризисов заключается в том, что изменения в социальных условиях связаны с восприятием времени, то есть с образами будущего и прошлого. Важно, что возрастные кризисы являются нормативными и необходимыми для решения возрастных проблем развития. Таким образом, кризис является неотъемлемой частью и обязательством человеческого развития.
Следовательно, актуальность темы определяется тем фактом, что кризис стимулирует непрерывное и устойчивое развитие личности.
Объект исследования: временные периоды в развитии человека.
Предмет исследования: возрастные кризисы.
Цель исследования: провести анализ особенностей возрастных кризисов в современных условиях.
Цель предопределяет задачи исследования, которые предстоит решить:
1.Раскрыть понятие и природа возрастного кризиса;
2. Изучить содержание и структуру возрастного кризиса;
3. Рассмотреть особенности переживания возрастного кризиса;
4. Привести характеристику и методы исследования;
5. Осуществить проведение исследования;
6. Провести анализ результатов исследования.
Методы исследования: сравнительный метод, метод наблюдения, метод оценки, метод анализа, дедукция.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Амбрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. — 2020. - № 6. - С. 107-115.
2. Ананьев В.А. Введение в потрясающую психотерапию // Журнал практического психолога. — 2019. - № 7-8. - С. 15-31.
3. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности: дис. ... канд. психол. наук / Р.А. Ахмеров. - М.: Наука, 2020. — 418 с.
4. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Смысл; Эксмо, 2029. - 1136 с.
5. Грязнова Е.В. Предмет философии науки // NB: Философские исследования. - 2019. - № 6. - С. 514-529.
6. Грязнова Е.В. Методы познания и категории философии науки // ZNB: Педагогика и просвещение. - 2019. — № 3. - С. 49-68.
7. Грязнова Е.В. Информационная культурология как научное направление: фило-софско-методологический анализ // Философия и культура. — 2019. - № 3 (99). - С. 452-458.
8. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум / С.В. Духновский. - СПб.: Речь, 2021. - 141 с.
9. Духновский С.В. Переживание дисгармонии межличностных отношений / С.В. Духновский. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2019. - 174 с.
10. Духновский С.В. Психология отношений личности / С.В. Духновский. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2019. - 380 с.
11. Духновский С.В., Овчарова Р.В. Гармония и дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса / С.В. Духновский. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2019. - 296 с.
12.Каргин М. И., Васягина Е. А. Особенности возрастных кризисов в подростковом возрасте // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. — 2019. - № 1. - С. 136-141.
13. Куликов Л.В. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости / Л.В. Куликов. - СПб.: Питер, 2019. - 464 с.
14. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы взрослости / И. Г Малкина-Пых. - М.: Изд-во Эксмо, 2029.- 416 с.
15. Никольская И.М., Грановкая Р.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская. - СПб.: Речь, 2020. - 507 с.
16. Петрушин С.В. Искусство быть вместе: любовь и переговоры / С.В. Петрушин. - СПб.: Речь, 2019. - 240 с.
17. Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. - 2019. - №4. - С. 23-28.
18. Солдатова Е.Л. Нормативные кризисы развития взрослого человека: дис. ... д-ра психол. наук / Е.Л. Солдатова. - Челябинск, 2019. - 375 с.
19. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2020. - 452 с.
20. Чиркова Т.И. Методологические основы психологии / Т.И. Чиркова. - М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2019. - 416 с.
21. Эльконин Д. Б. Психология развития человека / Д. Б. Эльконин. - М.: Аспект Пресс, 2021. - 460 с.
22. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Флинта, 2020. - 342 с.