Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы. Достаточно долгое время в советский период молодежи была гарантирована постоянность социальной жизни и обязательное исполнение поставленных жизненных целей, если они соответствовали заданным обществом программам. В то время стране были присуще следующие характерные черты: высокий уровень трудоустройства, возможность получения бесплатного образования любому человеку независимо от его социального положения, системой распределения выпускников вузов.
С 90-х годов процесс жизненного проектирования молодежи существенно изменился. Современная статистика показывает, что в настоящее время 80% выпускников школ становятся студентами вузов. При этом для значительной части студентов процесс обучения стоит немалых денег, отсюда и возникает вопрос: сами ли студенты оплачивают свое обучение? Возможно, именно этот мотив – желание быть полностью финансово-независимым от родителей и вынуждает прибегать к поиску дополнительной работы. Так или иначе у студентов есть множество потребностей, на которые нужны деньги: покупка одежды, питание, развлечения и так далее. Поэтому почти каждый студент рано или поздно сталкивается с проблемой выбора: работать или нет во время учебы. Одни рассматривают этот вопрос как временную подработку, другие же всерьез задумываются о карьере. В любом случае, выходя на рынок труда «преждевременно», студенты сталкиваются с массой проблем и трудностей, к решению которых подходят по-разному. Трудности работающих студентов заключаются в том, что из-за работы, многие вынуждены пропускать занятия, что приводит к появлению проблем с учебой, ведь далеко не каждый преподаватель готов идти на встречу такому студенту. Несмотря на это, на сегодняшний день подработка (вторичная занятость) в среде студенчества приобрела массовый характер. По данным комитета по делам семьи и молодежи большинство учащейся молодежи работает и зарабатывает, и уже к 4–5 курсам количество студентов, совмещающих учебу с работой, составляет 72%.
В современной России довольно остро стоит проблема материального обеспечения студентов. На данный момент в нашей стране сложная экономическая ситуация, и далеко не каждый родитель может обеспечить образование своего ребенка. Поэтому многие студенты стараются найти свой собственный заработок и быть независимым от родителей. Но главной проблемой становится то, что вторичная занятость в течение учебного года сильно влияет на, прежде всего, основную деятельность студентов – получение образования. Это совмещение в дальнейшем может привести к различным последствиям, ведь совмещение учебы и работы – это двойная нагрузка. Поэтому на эту проблему стоит обратить внимание, ведь сегодняшняя молодежь – это наше будущее, и ее образование, идеи и амбиции являются очень важными.
Степень разработанности темы. Данная тема входит в состав тематики и проблематики социологии труда. Данной проблемой занимались такие известные исследователи как Макс Вебер, Энтони Гидденс и Зигмунд Бауман. Они изучали различные аспекты социологии труда: социальные взаимодействия в сфере труда, трудовое поведение, а также рассматривали труд как базовый социальный процесс.
В социологической литературе всесторонне разработаны проблемы, связанные с социализацией, адаптацией, ценностными ориентациями молодежи и студенчества. Личность студента и его особенности жизнедеятельности изучались не только зарубежными социологами, такими как М. Мидом, Т. Парсонсом, Н. Смелзером, но и отечественными – Ю. Е. Волковым, В. Н. Шубкиным, С. И. Иконниковой, Г. И. Осадчей. Также исследователями затрагивались данные проблемы в контексте более широких вопросов образования студенчества и социализации личности. В их работах говорилось о том, что в процессе социализации формируются наиболее общие, устойчивые черты личности. Значительный вклад в развитие теории социализации внесли такие социологи, как Э. Дюркгейм, П. Сорокин, Р. Мертон, В. А. Ядов, И. С. Кон.
Таким образом, мы видим, что данная тема широко распространена среди исследователей. Однако, определение основных мотивов вторичной занятости студентов в исследованиях социологов различаются.
Цель работы - рассмотреть подработку как практику социализации современной молодёжи.
Задачи работы:
изучить сущность социологии труда;
раскрыть проблему подработки как практики социализации современной молодёжи ;
выявить основные мотивы для подработки молодежи.
Объект работы - подработка как практика социализации современной молодёжи
Предмет работы - мотивы вторичной занятости молодежи.
Методологическую основу исследования составляют принципы системного, структурно-функционального, сравнительно-исторического, деятельностного, феноменологического подходов.
Методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и конкретизация, сравнение, типологизация и классификация, формализация, аналогия, сравнительно-исторический метод.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретико-методологические основы подработки как практики социализации современной молодёжи
1.1. Сущность социологии труда
С развитием экономики, в рыночной структуре наблюдаются изменения, которые влекут за собой появление новых проблем в социологии труда, таких как сложность в социально-трудовых отношениях; большая текучесть кадров; качество работы; изменение интересов и мотивирующих факторов .
Уже с XIX века как за рубежом, так и в России началось обширное изучение вопросов социологии труда. Это напрямую связано с развитием человеческого общества. Еще до нашей эры, в образовавшемся обществе с примитивными способами ведения трудовой деятельности, зарождались проблемы, касающиеся социального неравенства. И уже тогда появились первоначальные представления о роли труда в жизни общества.
По К. Марксу труд – деятельность человека, в процессе которой он использует предметы природы для достижения своих целей. Он говорил о труде, как о обмене веществ между человеком и природой, объясняя это тем, что человек заставляет влиять друг на друга механические, физические и химические свойства предметов и явлений
Фрагмент для ознакомления
3
1. Брушкова, Л. А. Социология: учебник и практикум для вузов / Л. А. Брушкова. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 362 с.
2. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм; переводчик А. Б. Гофман. – 4-е изд., испр. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 307 с.
3. Горохов, В. Ф. Социология в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / В. Ф. Горохов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 250 с.
4. Горохов, В. Ф. Социология в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / В. Ф. Горохов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 249 с.
5. Игошин, Н. А. Обществознание: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. А. Игошин, И. К. Пархоменко, В. И. Гутыра; под общей редакцией Н. А. Игошина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 242 с.
6. Кареев, Н. И. Введение в изучение социологии / Н. И. Кареев. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 319 с.
7. Обществознание: учебник для среднего профессионального образования / Б. И. Федоров [и др.]; под редакцией Б. И. Федорова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 346 с.
8. Обществознание: учебник для среднего профессионального образования / В. И. Купцов [и др.]; под редакцией В. И. Купцова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 256 с.
9. Обществознание в 2 ч. Часть 2: учебник для среднего профессионального образования / Н. В. Агафонова [и др.]; под редакцией Н. В. Агафоновой. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 311 с.
10. Обществознание в 2 ч. Часть 1: учебник для среднего профессионального образования / Н. В. Агафонова [и др.]; под редакцией Н. В. Агафоновой. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 321 с.
11. Плаксин, В. Н. Социология: учебник и практикум для вузов / В. Н. Плаксин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 313 с.
12. Сирота, Н. М. Социология: учебное пособие для вузов / Н. М. Сирота, С. А. Сидоров. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 167 с.
13. Социология: учебник для среднего профессионального образования / О. Г. Бердюгина [и др.]; ответственный редактор В. А. Глазырин. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 414 с.
14. Социология молодежи: учебник для вузов / Р. В. Леньков [и др.]; под редакцией Р. В. Ленькова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 357 с.
15. Социология труда: учебник и практикум для вузов / Р. В. Карапетян [и др.]; под общей редакцией Р. В. Карапетяна. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 325 с.
16. Социология управления: учебник и практикум для вузов / В. Г. Зарубин [и др.]; ответственные редакторы В. Г. Зарубин, В. А. Семенов. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 292 с.
17. Тощенко, Ж. Т. Социология труда: учебник и практикум для вузов / Ж. Т. Тощенко, Г. А. Цветкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 434 с.
18. Экономика и социология труда: теория и практика: учебник и практикум для вузов / И. В. Кохова [и др.]; под редакцией В. М. Масловой, М. В. Полевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 493 с.
19. Экономика и социология труда. Практикум: учебное пособие для вузов / О. С. Осипова [и др.]; под общей редакцией О. С. Осиповой. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 401 с.
20. Шереги, Ф. Э. Социология труда. Условия труда педагогов: монография / Ф. Э. Шереги, А. Л. Арефьев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 298 с.