Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Реформа государственного финансового контроля в России основана, прежде всего, на реструктуризации государственного внутреннего финансового контроля. Эту форму надзора осуществляют различные органы исполнительной власти, министерства, организации и учреждения, ответственные за управление бюджетными ресурсами всех уровней. Это зависит от подотчетности глав соответствующих государственных образований.
Этот подход основан на концепции государственного внутреннего финансового контроля, которая была первоначально сформулирована Европейской комиссией в конце 1990-х годов. В настоящее время он служит руководящей основой для стран, стремящихся создать современные системы государственного финансового контроля. Примечательно, что эта концепция вводит термин PIFC (придуманный Робертом де Конингом в статье в ноябре 1999 года) и определяет отдельные компоненты государственного внутреннего финансового контроля, включая внутренний контроль и внутренний аудит. Эти компоненты гармонизированы с международными стандартами на центральном уровне.
Что касается текущего состояния государственного финансового контроля в России, крайне важно выделить определяющие ценности, характеризующие эту грань системы национального управления, к которым относятся:
- Прозрачность осуществления контроля над бюджетными ресурсами.
- Повышение финансовой дисциплины в использовании бюджетных ресурсов.
- Последовательная и тщательная реализация принципа целевого распределения бюджетных средств.
- Усиление контроля за сохранностью активов в бюджетных учреждениях.
- Достижение качества в функции управления.
- Стандартизация как краеугольный камень единых процедур государственного финансового контроля в различных организациях государственного сектора.
Эти элементы в совокупности подчеркивают непосредственную актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследования – рассмотрение ревизий и проверок как инструментов финансового контроля.
На основании цели в рамках курсовой работы поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть общую характеристика государственного финансового контроля и механизм его реализации в России
2. Исследовать нормативно-правовое регулирование организации государственного финансового контроля в России
3. Определить систему органов государственного финансового контроля в России
4. Рассмотреть понятие и сущность ревизий и проверок
5. Проанализировать классификацию ревизий и проверок.
Объект исследования – финансовый контроль.
Предмет исследования – ревизии и проверки как инструменты финансового контроля.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ
1.1 Общая характеристика государственного финансового контроля и механизм его реализации в России
Государственный финансовый контроль представляет собой проверку соблюдения национального финансового законодательства и разумного использования государственных финансовых и материальных ресурсов органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.
Этот механизм государственного финансового контроля является жизненно важным и неотъемлемым аспектом финансового (бюджетного) законодательства, требующим надлежащего регулирования посредством соответствующих руководящих принципов. Более того, оно образует неотъемлемый компонент системы государственного регулирования, что соответствует основной цели системы – выявлению отклонений от установленных норм и выявлению нарушений, противоречащих установленным правовым принципам.
Таким образом, можно утверждать, что механизм государственного финансового контроля представляет собой непрерывный процесс в рамках финансового надзора. Он опирается на нормативную базу для создания единой методологии, регулирующей задачи, действия и функции, и все они работают вместе, чтобы облегчить реализацию экономической политики России [15, C.47].
Механизм государственного финансового контроля включает в себя различные элементы системы контроля, в том числе субъектов, объектов и целей контроля, а также применяемые методы и технологии контроля, а также руководящие принципы осуществления государственного финансового контроля.
Субъектами государственного финансового контроля являются государственные органы, государственные организации и предприятия, финансирование которых частично или полностью осуществляется из республиканского бюджета.
Финансовый контроль охватывает процессы создания и использования фондов на уровне предприятий, отраслей, регионов и самого государства. Уточним, что это касается средств государственного бюджета на всех этапах их формирования, распределения и использования.
Объектами финансового контроля являются конкретные предприятия, организации и органы управления, способствующие указанным процессам. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации к объектам государственного финансового контроля относятся:
- Государственные органы
- Государственные предприятия
- Государственные корпорации
- Органы управления государственных внебюджетных фондов
- Основные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств
- Первичные распорядители (распорядители) бюджетных доходов
- Первичные распорядители (распорядители) источников финансирования дефицита бюджета
- Финансовые органы, ответственные за бюджетные кредиты и трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и др.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Ст. 101 // СПС КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // СПС КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/?ysclid=lbuxkxc1bo21163514
3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144621/?ysclid=lbuxm2z8cy188629054
4. Федеральный закон от 07.05.2013 № 77-ФЗ «О парламентском контроле» // СПС КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_145996/?ysclid=lbv08qqcan16426915
5. Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» // СПС КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110266/?ysclid=lbv0cq7id3544183957
6. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» // СПС КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/
7. Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку РФ полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» // СПС КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149702/?ysclid=lbv0l781so459899293
8. Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» // СПС КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193262/?ysclid=lbv0nmkqs7978904128
9. Положение о Контрольном управлении Президента РФ (утв. Указом Президента РФ от 08.06.2004 № 729) // СПС КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_47955/1acdf4ded4f2bce5fdb37c36163fd7c9f1b7029a/?ysclid=lbv0ot6aez679191601
Специальная литература
10. Геймур О. Г. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации на современном этапе // Вестник Тюменского государственного университета. 2017. № 3. С. 133 - 140.
11. Государственный аудит: учебник для вузов / под ред. Л.И. Сергеева. Москва: издательство Юрайт, 2022. 271 с.
12. Государственный финансовый контроль / под ред. Н.М. Сабитовой. Москва: издательство рид групп, 2020. 512 с.
13. Гранкина, С. В. Перспективные технологии подготовки управленческих кадров в Самарской области // Вестник Международного института рынка. 2015. № 2. С. 80‒84.
14. Гранкина, С. В. Стратегии развития самарских предприятий: исторический аспект // Инновационные достижения науки и техники АПК. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2017. С. 823‒828.
15. Гранкина, С. В., Саямова, Я. Г. Инновационная стратегия развития предприятия как фактор конкурентоспособности на самарском рынке услуг // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2020. № 1‒1. С. 294‒297.
16. Кривова, С. П., Гранкина, С. В. Мотивированный персонал как залог успеха предприятия // Тезисы докладов XL Самарской областной студенческой научной конференции. Посвящается 80-летию первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина. Самарский областной совет по научной работе студентов. 2014. С. 96;
17. Маркина Е.В. Якушина Т.А. Эффективность внутреннего государственного финансового контроля // Вестник финансового университета. 2019. № 5(95) С. 73-86.
18. Новиков, Ю. И., Ивлева, Д. С. Ревизия как основной метод финансового контроля // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2018. № 4 (15).
19. Семенова Н.Н. Чекалдаева Ю.А. К вопросу о нормативно-правовом регулировании государственного финансового контроля в бюджетной сфере // Научные исследования. 2017. № 4(5). С. 23-27.
20. Финансовое право: учебник и практикум для вузов / под ред. Г.Ф. Ручкиной. Москва: издательство Юрайт, 2022. 348 с.
21. Ялбулганов А. А. Реформирование внутреннего государственного финансового контроля: цели, задачи и правовые вызовы // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 11(120). С.76-94.