Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
С каждым годом проблема поддержки грудного вскармливания становится все более актуальной. Несмотря на то, что количество детей, находящихся на естественном грудном вскармливании увеличивается, распространенность грудного вскармливания все еще остается низкой как в РФ, так и в других странах мира. По данным статистики, в РФ только 41,5% детей находятся на грудном вскармливании в первые шесть месяцев жизни, в то время как в остальном мире этот показатель значительно ниже - 31,6%. [4]
Согласно исследованиям педиатров, заменить грудное молоко женщины без вреда для новорожденного ребенка невозможно. Грудное молоко является единственным надежным источником питания, поскольку оно естественным образом удовлетворяет потребности младенцев в питательных веществах.
Грудное молоко содержит сбалансированное количество белков, жиров и углеводов, а также ферменты, витамины и минеральные вещества, комплекс биологических защитных и иммуномодулирующих функций, таких как иммуноглобулины, лизоцимы, лактоферрин и другие вещества. Они не только обеспечивают защиту от инфекций, но и стимулируют развитие собственной иммунной системы ребенка.
Важную роль играет эмоциональный аспект грудного вскармливания. Особая близость, возникающая между матерью и ребенком во время грудного вскармливания, сохраняется на всю жизнь. Иными словами, она закладывает основу для дальнейшего нормального интеллектуального развития и оказывает значительное положительное влияние на организм женщины. Прикладывание ребенка к груди в первые часы после рождения стимулирует выделение окситоцина, который, в свою очередь, стимулирует сокращения матки и предотвращает послеродовое кровотечение.
В пропаганде грудного вскармливания большие надежды возлагаются на медицинских работников, в особенности – на сотрудников акушерских стационаров. Поэтому тема работы является актуальной.
Цель: Изучить особенности проведения поддержки грудного вскармливания у родильниц в акушерском стационаре.
Задачи:
1.Рассмореть теоретические основы грудного вскармливания;
2.Изучить пользу грудного вскармливания для здоровья матери и ребенка;
3.Провести анкетирование родильниц на предмет приверженности к грудному вскармливанию;
4.Проанализировать роль медицинских работников акушерского стационара в поддержке грудного вскармливания.
Объект: Проблема грудного вскармливания.
Предмет: Мероприятия по поддержке грудного вскармливания у родильниц.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. Теоретические основы грудного вскармливания
Педиатрия – это сочетание медицины болезней и медицины развития. По существу, эта дисциплина занимается профилактикой многих хронических заболеваний и созданием благоприятных условий для развития у детей высокого интеллекта и разносторонних способностей. Одной из основных функций младенца, которая обеспечивает рост организма, является питание.
Заболевания, вызванные дефицитом питания, характеризуются нарушением пластических процессов и формированием патологий в тканях организма. Однако, эти патологии можно предотвратить, обеспечив питание, соответствующее возрастным особенностям ребенка [8]. Важнейшим фактором здорового образа жизни человека является питание, которое должно быть полноценным и сбалансированным. Поэтому рассмотрим особенности питания новорожденных детей.
Существует 3 вида вскармливания новорожденных:
естественное, когда ребёнок получает только грудное молоко;
смешанное, когда ребёнка докармливают искусственной смесью;
искусственное, когда ребёнок получает только искусственные смеси.
Нарушения в питании имеют не только краткосрочные, но и долгосрочные последствия, нарушающие дальнейшее физическое и психическое развитие детей. Естественное вскармливание сегодня рассматривается не только как обязанность накормить ребенка, но и как продолжение связи между матерью и ребенком. Грудное молоко помогает новорожденным адаптироваться к окружающей среде. Грудное молоко содержит широкий спектр регуляторных веществ, включая гормоны, биологически активные вещества и т.д.
Современная теория рационального питания детей раннего возраста основывается на следующих принципах:
1. Количественное обеспечение. Питание должно обеспечивать достаточное количество белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов, учитывая то, что потребности здоровых новорожденных в питании сильно варьируют в зависимости от массы тела, гестационного возраста, темпов роста и условий окружающей среды.
2. Сбалансированное многокомпонентное питание. Питание ребенка должно содержать основные микро- и макроэлементы, жирорастворимые и водорастворимые витамины. Например, грудное молоко содержит меньше соли, чем любой заменитель молока, и отвечает пищевым потребностям и метаболическим возможностям детей этого возраста.
3. Пищевое предобеспечение. Правильное питание предшествует и опережает все процессы роста и развития детей. Дефицит и недостаточность некоторых компонентов рациона может привести к нарушению роста развития. Если в рационе уже имеется дефицит или содержится очень малое количество определенных минералов и витаминов, то органы, которые в это время наиболее активно развиваются, могут оказаться в критическом состоянии. Любое явление в развитии организма может полноценно происходить только при наличии всех химических веществ, участвующих в процессе неогенеза тканей. Медицинская помощь, направленная на всестороннюю поддержку грудного вскармливания, должна включать также коррекцию питания рожениц.
4. Физиологическая адекватность питания. Количество и качество пищи должно соответствовать физиологической способности ребенка, глотать, переваривать и усваивать пищу.
5. Важность грудного вскармливания на самых ранних этапах развития ребёнка [1]. Грудное молоко по своей природе способно удовлетворить потребности младенцев в питании и развитии и является самым надежным универсальным источником питания. Кроме того, одной из самых удивительных способностей младенцев является способность энергично сосать грудь с первых часов жизни. Однако интервалы между кормлениями очень нерегулярны, и матери должны знать, что на ранних этапах очень частое кормление грудью является нормой до момента установления лактации.
До окончания грудного вскармливания матери могут рассчитывать на то, что их дети будут хорошо регулировать свой аппетит. Внимательные мамы могут определить, сыт или голоден их ребенок по его поведению до и после кормления. Грудное молоко - это не просто сочетание питательных веществ. Грудное молоко - это сложнейшая биологическая субстанция, обладающая положительными защитными и иммуномодулирующими свойствами. Оно не только защищает от инфекций и аллергии, но и способствует развитию собственной иммунной системы ребенка, а также содержит ряд противовоспалительных компонентов. Защитные функции, обеспечиваемые грудным вскармливанием, наиболее ярко проявляются в первые годы жизни, и их длительное действие зависит от успешности и продолжительности грудного вскармливания [4].
Способность обеспечивать пищей свое потомство независимо от времени года, является одним из основных эволюционных преимуществ млекопитающих перед другими видами животных. Даже при изобилии пищи лактация является наиболее эффективным и динамичным способом удовлетворения пищевых потребностей ребенка. То же самое справедливо и для человека. Выработка молока молочными железами - сложный процесс. Высокий уровень эстрогенов во время беременности подавляет действие гипофизарного пролактина, определяющего выработку молока. Кроме того, плацента синтезирует большое количество плацентарного пролактина, который подготавливает молочные железы к их последующей работе.
Сразу после родов плацентарное торможение выработки молока исчезает, и увеличение его количества обычно происходит до того, как мать замечает наполненность груди. Матери, кормящие грудью сразу после родов, обнаруживают, что большое количество молока начинает вырабатываться уже через 24-48 часов после родов. Количество вырабатываемого молока зависит не от уровня материнских гормонов, а от того, насколько эффективно ребенок сосет молоко. На обе молочные железы влияют одни и те же гормоны, но количество вырабатываемого молока зависит от того, сколько в каждой из желез съедает ребенок.
Многие женщины успешно вскармливают младенца лишь одной молочной железой, при этом – вторая (неиспользуемая) молочная железа инволюционирует. В первые часы жизни младенцы следуют врожденной программе поиска пищи. У здоровых новорожденных рефлекс на грудное вскармливание формируется уже при рождении. Об этом свидетельствуют активный поиск соска, крепкое присасывание к груди. Ключом к поддержанию лактации является эффективное и частое опорожнение молочных желез.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абольян Л.В. Охрана и поддержка грудного вскармливания для достижения целей устойчивого развития. Аналитический обзор / Л.В. Абольян, В.А. Полесский, У.М. Лебедева // Социальные аспекты здоровья населения. – 2020. - №66. – С. 1-35.
2. Аверьянова, Н. И. Вскармливание ребенка первого года жизни / Н.И. Аверьянова, А.А. Гаслова. - М.: Феникс, 2019. - 192 c.
3. Алешина Е.И. Распространенность и актуальные проблемы грудного вскармливания / Е.И. Алешина, М.Ю. Комиссарова // В сборнике: Пищевая непереносимость у детей. Современные аспекты диагностики, лечения, профилактики и диетотерапии Новикова В.П., Косенкова Т.В. сборник статей. Под редакцией Новиковой В.П., Косенковой Т.В. Санкт– Петербург, 2016. – С. 246–252.
4. Антонов, А. Н. Вскармливание ребенка раннего возраста и уход за ним / А.Н. Антонов. - М.: НАРКОМЗДРАВ СССР, Государственное издательство медицинской литературы, 2016. - 713 c.
5. Арутюнян А.Г. Медико-социальные аспекты грудного вскармливания / А.Г. Арутюнян // Бюллетень медицинских интернетконференций. - 2019. - Т. 9. - № 8. - С. 332.
6. Захарова И.Н. Грудное вскармливание: ответы на некоторые сложные вопросы кормящих женщин / И.Н. Захарова, Е.Б. Мачнева // Медицинский совет. – 2017. – № 1. – С. 60–65.
7. Золотарева И.Л. Грудное вскармливание как основа развития здорового ребенка / И.Л. Золотарева, Н.Н. Попова // В сборнике: Современное образование: опыт прошлого, взгляд в будущее. Сборник статей, 2020. – С. 256-262.
8. Каширская Е.И. К вопросу поддержки грудного вскармливания: от теории к практике / Е.И. Каширская, О.П. Каменева, Н.И. Черемина и др. // Медицинский совет. – 2020. - №1. – С. 24-29.
9. Корнилова Г.М. Роль медицинских учреждений в поддержке грудного вскармливания / Г.М. Корнилова, Л.Н. Заболотная, Л.З. Сафина // Практическая медицина. – 2010. - №6. – С. 118–120.
10. Ларионова, Т.В. Грудное вскармливание. Что может быть лучше? / Т.В. Ларионова. - М.: Феникс, 2017. - 663 c.
11. Лебедев А.Г. Поддержка грудного вскармливания: проблемы и перспективы (клиническая лекция) / А.Г. Лебедев, З.В. Сиротина, В.Н. Соколов // В сборнике: Новые технологии в акушерстве и гинекологии. Сборник научных трудов, 2014. – С. 222–242.
12. Логунова М.А. Основные проблемы грудного вскармливания в организациях родовспоможения / М.А. Логунова, К.А. Сабыржанова // Studentscience – 2020. – 2020. - №3. – С. 602-603.
13. Плескань О.Ю. Грудное вскармливание / О.Ю. Плескань // Медицинская сестра. – 2017. – № 7. – С. 7–9.
14. Пустотина О.А. Грудное вскармливание – проблемы и решения / О.А. Пустотина // Ульяновский медико-биологический журнал. - 2011. - № 4. - С. 131-139
15. Программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации: методические рекомендации/ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России. – М.: б. и., 2019. – 112 с.