Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современный человек по мере своего взросления сталкивается с множеством вызовов и проблем. Как сохранить себя в этом мире? Как не потерять духовно-нравственные ориентиры? Как создать счастливую семью? Как правильно воспитать своих детей? Как поступить в той или иной ситуации?
Духовность и религиозная жизнь являются актуальнейшей гуманитарной проблемой . Только в духовно-нравственной парадигме, как системе духовных идеалов и нравственных норм, в рамках которых воспринимается окружающий мир, возможно рассматривать личностный уровень жизни, пути и методы решения повседневных задач .
И здесь не обойтись без примера, который являли подвижники веры и благочестия, примера святости, духовной мудрости и рассуждения.
Таким человеком для многих людей стал архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Он родился в городе Орле в 1910 году в Царской России. Будучи еще мальчиком, он увидел время жестких репрессий и расстрелов близкого и дорогого ему духовенства. Долгое время будущий архимандрит Иоанн жил в эпицентре атеистической пропаганды - в Москве, а в 1945 году после окончания войны, был рукоположен в сан иерея патриархом Алексием I. В 1950 году за любовь к служению и истовое исполнение своих священнических обязанностей был заключен в колонию строгого режима. После выхода из тюремного заключения с 1955 по 1966 гг. отец Иоанн (Крестьянин) служил в храмах города Пскова и Рязанской области, а с 1966 года до дня своей кончины - в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.
Отец Иоанн (Крестьянкин) воспитал большое количество архипастырей и пастырей Церкви. Его советы решали даже самые тяжелые и запутанные ситуации. Часть его поучений содержится в письмах. Из них, Смирновой Татьяной Сергеевной, письмоводителем отца Иоанна, были составлены сборники . Его жизненный путь стал образом праведности для современного поко ления. На данный момент выпущены многочисленные биографии отца Иоанна, составленные архим. Тихоном (Секретаревым) , Смирновой Т. С. , Бондаренко В. В. и многими другими авторами. Его пастырские беседы о покаянии , его проповеди Великого поста , на церковные праздники , на воскресные дни, на дни, посвященные иконам Пресвятой Богородицы, стали известны далеко за пределами Псково-Печерской обители. Его эпистолярное и гомилетическое наследие изучается студентами духовных заведений и государственных ВУЗов.
Целью данной работы является рассмотрение вклада идей архимандрита Иоанна Крестьянкина в теме семейного воспитания.
Задачи:
- рассмотреть семью в традиционной культуре русского народа; семью как источник духовности и нравственности;
- изучить современный кризис семьи;
- описать взгляды архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на кризис семьи8;
- рассмотреть духовно-нравственные принципы жизни архимандрита Иоанна(Крестьянкина);
- изучить тему семейного воспитания (по Иоанну (Крестьянкину));
- описать влияние улицы, церкви и школы на воспитание личности ребенка (по Иоанну (Крестьянкину)).
Объект исследования – семейное воспитание. Предмет исследования - тема семейного воспитания (по Иоанну (Крестьянкину)).
Глава 1 Тенденции развития современной семьи. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) о кризисе семьи
1.1 Семья в традиционной культуре русского народа. Семья как источник духовности и нравственности
Семья в традиционной культуре русского народа является аксиологическим центром и исполняет ряд важных функций: продолжение рода, воспитание подрастающего поколения, условие экономической стабильности. Семья во все времена носила глубоко утилитарный характер, где определяющим фактором выступали хозяйственные нужды.
Ценность детства, несомненно, присутствовала, но была несколько иной, чем в XXI веке. Ребенок – это будущее семьи, будущее народа. Воспитанию детей придавали большое значение. Основным средством воспитания была трудовая деятельность. Успех усвоения норм и правил, действий, принятых народом обеспечивался строгой дисциплиной и уважением к старшему поколению. Воспитание складывалось из ежедневного повторения привычных действий и приемлемой модели поведения. Народные традиции только усиливали воспитательное воздействие. Молодое поколение повторяло действия, производимые старшими, будь то сельскохозяйственные работы, устройство быта или народные и религиозные праздники. Таким образом, деятельность обеспечивала передачу норм и традиций из поколения в поколение.
Общество не стоит на месте, а постоянно развивается, и если молодое поколение успевает освоить новшества, то более старшее - нет. С другой же стороны, молодежь, осваивая новшества, забывает осваивать моральную составляющую. Поэтому между молодежью и старшим поколением возникает незримая стена непонимания. И для того, чтобы хоть как-то сгладить «углы» непонимания, нужно с самого раннего детства прививать детям нравственные ценности, правильные нормы поведения, приобщать к культуре, ограждать от негативного влияния СМИ. Не зря же многие мыслители говорят, что за молодежью наше будущее, и чтобы это будущее было светлым, нужно уже сейчас заострить своё внимание на воспитании юного поколения.
Духовно-нравственное воспитание молодежи является главной проблемой не только для образования и науки, но и для общества в целом. Культурное становление общества зависит в первую очередь от того воспитания, которое получает нынешняя молодежь. Нельзя сказать, что до настоящего времени эта проблема не ставилась перед общественностью и ей не уделялось внимание, однако на данный момент, в связи с упадком морали, ее актуальность увеличивается с каждым днем всё больше.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что на сегодняшний день человек живет и формируется в обществе, окруженный большим количеством разнообразных источников мощного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые постоянно оказывают большое влияние на неокрепший разум, чувства и психику молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.
Духовность, нравственность - базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении.
С.С. Аверинцев писал, что: «Довольно часто в будничной жизни мы используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, впрочем, в современном научно-педагогическом познании эти понятия игнорируются или же относятся лишь только к религиозным воззрениям. Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании считается понятие «духовность» . И действительно, без понимания человеком «духовности» рухнет не только его собственный внутренний мир, но и вообще моральная ценность общества в целом.
На сегодняшний день актуальной проблемой является проблема «выстраивания» внутреннего мира человека, можно предположить, основываясь на том, что у человека природой заложено стремление к прекрасному, значит развивая в ребенке художественные наклонности и приобщая к творчеству, культуре, искусству и религии можно создать внешние предпосылки к тому, чтобы в душе человека возродился и ожил росток духовности и праведности.
А.Ф. Киселев писал: «Культура как высший акт творчества человека рождалась под мощным воздействием природы через духовные нравственные и творческие силы человека. Ее краеугольным камнем является народная культура, скрепляющая поколения прочными духовными связями.» . Поэтому нужно не забывать свою культуру, а продолжать передавать нынешнему поколению, и не просто передавать накопленный опыт молодёжь на дальнейшее развитие.
Но не всё так просто, и я соглашусь с высказыванием А.Ф. Киселева, по поводу: «Проблема в том, собственно, что мы разучились «строить» внутренний мир человека. Воспитание, в основном, направлено на формирование человека вовне: как буду выглядеть в обществе, какое пространство в нем займу, какую карьеру сделаю, какой у меня будет дом, машина и другое» . То есть А.Ф. Киселев доносит до нас то, что сейчас главной является материальная сторона, когда как о духовной составляющей мы забываем и не уделяем должного внимания. И это я считаю совершенно неправильным. Ведь, если мы будем постоянно думать о материальном, мы превратимся в бездушных роботов, а мы люди, и должны заботиться о своей духовной составляющей.
Нравственное воспитание испокон веков считается важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и подразумевает становление его отношения к родителям, окружающим, к коллективу, обществу, Родине, отношения к труду, к своим обязанностям и к самому себе.
Главное значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт ребенка. Я полагаю, что воспитание протекает прежде всего в повседневной жизни ребенка, где он привыкает следовать нравственным правилам, нормам, принципам и где он может сам убедиться в их необходимости.
Успех нравственного воспитания, как и воспитания вообще, определяется в зависимости от учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. И сейчас, в практике многих учебных заведений складывается определенная система нравственного воспитания, которая учитывает постепенное повышение требований к детям в зависимости от их возраста, посредством усложнения разнообразных видов деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аверинцев, С.С. Православная традиция как культурно-историческая традиция и как Церковное Предание // Этическая мысль. - М., 2012
2) Бондаренко В. В. Отец Иоанн (Крестьянкин). И путь, и истина, и жизнь. — М.: Молодая гвардия, 2018. — 471 с.
3) Власов Е. А. Духовно-нравственные принципы жизни архимандрита Иоанн (Крестьянкина)//ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО В КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ ИЗМЕРЕНИИ. Псковский государственный университет. Псков, 2021. С. 133-138
4) Власов Е. А. Четыре среды воспитания и их роль в развитии личности ребенка//ЕЖЕГОДНАЯ БОГОСЛОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯТО-ТИХОНОВСКОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2022. С. 98-102
5) Власов Е. А. Семья XXI века – актуальные проблемы в духовном наследии архимандрита Иоанна (Крестьянкина)// Человек и трансформация современного общества: проблемы безопасности, духовности и культуры: Сборник материалов Международного научно-практического Свято-Тихоновского форума, который включал конференцию «Помощь современной семье: проблемы и способы их разрешения»; круглый стол Международного общества свт. Григория Паламы «Обожение и личность в Византийской мысли»; VIII Свято-Тихоновскую конференцию (Псков, 13–18 ноября 2021 г.) / под редакцией М. А. Манойловой, А. В. Верле, К. А. Шморага. — Псков: Псковский государственный университет, 2021. С. 51-53
6) Власов Е. А. Факторы, определяющие духовно-нравственное развитие личности (по трудам архим. Иоанна Крестьянкина)// ЧЕЛОВЕК И ТРАНСФОРМАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ, ДУХОВНОСТИ И КУЛЬТУРЫ. Сборник материалов IX Международной научно-практической Свято-Тихоновской конференции. Псков, 2022. С. 121-127
7) Еремина А. А., Стойчева С. С. Духовно-нравственное воспитание молодежи//X КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ. Сборник научных статей. Под ред. З.Я. Селицкой. 2018. С. 150-156
8) Иоанн (Крестьянкин), архим. Опыт построения исповеди. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2018. 256 с.
9) Иоанн (Крестьянкин), архим. Радуйся, Невесто Неневестная! Проповеди на праздники, посвященные иконам Пресвятой Богородицы. — Печоры: Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 2019. — 368 с.
10) Иоанн (Крестьянкин), архим. Двое в плоть едину / Сост. П. В. Купцов. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2018. 128 с.
11) Иоанн (Крестьянкин), архим. Слово из вечности. — Симферополь: Издательство Шпатакова «Родное слово», 2013. — 512 с.
12) Иоанн (Крестьянкин), архим. За Христом по крестному пути. Проповеди Великого поста. — Печоры: Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 2016. — 302 с.
13) Иоанн (Крестьянкин), архим. По следам Евангельской истории. Т. I. Проповеди от Пасхи до Пятидесятницы. — Печоры: Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 2017. — 152 с.
14) Иоанн (Крестьянкин), архим. По следам Евангельской истории. Том II. Проповеди на двунадесятые праздники. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 2017. 256 с.
15) Иоанн (Крестьянкин), архим. Проповеди Великого поста. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 2016. 302 с.
16) Калачикова О. Н. Репродуктивные намерения и брачные установки молодежи//СЕМЬЯ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ. Материалы Международного симпозиума. Иваново, 2022. С. 3-5
17) Киселев, А.Ф. Выбор // Педагогика. - 2008. - № 9. С. 22-25
18) Кузнецов С. Минпросвещения и Минцифры обсудят влияние компьютерных игр // Сайт РИА Новости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ria.ru/20220926/igry-1819661759.html (дата обращения 27.10.2023).
19) Кунгурова Д. А., Сунцова А. А. Чайлдфри: норма или отклонение?// МИР: МОЛОДЕЖЬ. ИНИЦИАТИВА. РАЗВИТИЕ. Материалы молодежного форума. Нижний Тагил-Екатеринбург, 2022. С. 63-70
20) Манойлова М. А., Рыбаков С. Ю. Духовная безопасность в образовании и духовно-нравственная парадигма // Теология традиционных религий в научно-образовательном пространстве современной России. Сборник материалов международной конференции. Казань: Издательство «Бриг», 2020. - 192 с.
21) Смирнова Т. С. От сердца к сердцу. Письма архимандрита Иоанна Крестьянкина. Т. 1. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 2015. 325 с.
22) Смирнова Т. С. От сердца к сердцу. Письма архимандрита Иоанна Крестьянкина. Т. 2. — Печоры: Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 2015. — 325 с.
23) Смирнова Т. С. Божий инок. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 2018. 400 с.
24) Тихон (Секретарев), архим. Христов Пастырь: Жизнь и труды стар ца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) по материалам архива Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря / архим. Тихон (Секретарев). Печоры, 2010. 528 с
25) Черемных В.Ю. Демографические тенденции в контексте развития молодежного потенциала// ЧЕЛОВЕК. ИСТОРИЯ. КУЛЬТУРА. ИСТОРИЧЕСКИЙ И ФИЛОСОФСКИЙ АЛЬМАНАХ. Том 17. Саратов, 2021. С. 54-60