Фрагмент для ознакомления
2
Местное самоуправление является одним из правом населения избирать государственные органы в муниципальном управлении и решать местные вопросы, что позволяет достичь демократического режима в российском государстве. Создавая муниципальные образования, государство нацелено на обеспечение независимости местного самоуправления, предоставляя гражданские права и равные с ними обязанности.
Наделяя независимостью местное самоуправление, государство должно создать финансово- экономическую и действующую систему с признанием муниципальной собственности.
Обстоятельство того, что местное самоуправления имеет свою собственность и выполняет в отношении нее соответствующие полномочия, указано в Конституции РФ, а также Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления». При этом, имея в собственности принадлежащее муниципалитету имущество, при его использовании и реализации, возникают некоторые проблемы, зависящие от пробелов регулируемого законодательства, а также в процессе взаимодействия при переходе от административной к рыночной экономике.
Управление муниципальной собственностью в сфере изучения процесса функционирования, является одно из актуальной темой, развитие и реализация которой не будет иметь эффективной деятельности без урегулированного и спланированного процесса управления муниципальной собственностью.
Данная тема выражает свою актуальность в отношении того, что в настоящее время объем муниципальной собственности значительно уменьшился, что позволяет установить степень определенной проблемы по отсутствию качества управления муниципальной собственностью.
Благодаря наличию муниципальной собственности, улучшается и качество жизни населения муниципального образования и улучшение состояния его экономики, что позволяет решать возникающие проблемы на уровне муниципалитета без вовлечения и участия государства.
При этом наличие проблем все же имеет свое отражение в тех ситуациях, когда возникает необходимость следовать тенденциям развития общества и экономики, а также достижению высокого уровня жизни населения местного управления. В результате чего возникает необходимость в разработке определенных методов совершенствования управлением развития муниципальной собственности.
Объектом исследования является муниципальная собственность и ее составные элементы.
Предметом исследования является процесс управления муниципальной собственностью и основные направления деятельности органов местного самоуправления города Ярославля по управлению муниципальной собственностью.
Цель исследования - разработать мероприятия по совершенствованию управления муниципальной собственностью в муниципальном образовании города Владимир.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие вопросы:
- рассмотреть конституционные, правовые и организационные основы развития системы управления муниципальной собственностью в РФ
- определить характеристику системы управления муниципальной собственностью в РФ: современное состояние, проблемы и пути их решения
- провести анализ системы управления муниципальной собственностью в МО г. Владимир
- разработать предложения по повышению эффективности системы управления муниципальной собственностью города Владимир
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы системы исследования управления муниципальной собственностью
1.1 Конституционные, правовые и организационные основы развития системы управления муниципальной собственностью в Российской Федерации
Понятие собственности относится к гражданско – правовому регулированию, а право собственности закреплено конституционными нормами, в связи с чем выступает в виде гражданских правоотношений, которые регулирует ГК РФ.
При этом отдельного закона, регулирующего гражданские правоотношения в сфере управления собственностью нет и наличие такого права у органов государственной власти, в связи с чем, также регулируется гражданским законодательством, за исключением отдельных правовых актов, которые связаны с реализацией права собственности у тех лиц, которые имеют правомочия в отношении государственной собственности.
Конституция РФ устанавливает принцип по защите различных форм собственности, при этом ГК РФ формирует перечень тех лиц и субъектов, которые имеют право на собственность: физические и юридические лица, субъекты РФ и муниципальные образования.
В отношении муниципальной собственности гражданское законодательство определяет в виде наличия собственности городских, сельских поселений и иных мун6иципальных образований. При этом именно ГК РФ, впервые обозначил понятие муниципального образования, в целях выделения таких субъектов гражданских правоотношений, ввиду того, что именно муниципальная собственность является основным ресурсом экономического развития и состояния муниципальных образований, определяя важность конституционного развития всего государства.
Основным фактором, позволяющим обеспечивать необходимый контроль реализации и использования публичной собственности, является их правовое регулирование, без которого невозможно распределить полномочия в отношении муниципальной собственности и достичь интересов публичного образования. При этом именно Конституция РФ установила основные правовые положения муниципальной собственности и перечень всех допустимых в отношении нее действий.
Муниципальную собственность и некоторые правовые основы ее функционирования также содержаться в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления. Следовательно положения о муниципальной собственности не имеет единого закона, который регулировал бы все ее вопросы. Однако в Основном и федеральных законах определена основная сущность функционирования и прекращения муниципальной собственности.
Как следует из Конституции РФ, муниципальное имущество является собственностью муниципального образования и реализация данной собственности обеспечивается органами местного самоуправления. Данное правовое положение объясняется тем, что в соответствии с Основным законом российского государства, местное самоуправление наделено самостоятельной компетенцией по управлению муниципальным образованием, в следствии чего осуществляет все вопросы местного самоуправления самостоятельно органами муниципального образования, которыми являются:
- формирование местного бюджета и его реализация,
- утверждение перечня налогов и сборов,
- реализация на свое усмотрение на праве владения муниципальной собственностью,
- создание, утверждение и реализация социально – экономических программ в отношении определенного муниципального образования,
- организация и предоставление населению муниципального образования различных социальных услуг, улучшающих качество их жизнедеятельности
В связи с наделением муниципальных образований самостоятельным полномочиями в различных государственных сферах, а также в сфере жизни общества, определяет необходимость в решении многих вопросов, в отношении муниципальной собственности, финансовых и социально – экономических отношений, что обеспечивается на уровне действующих уставов муниципальных образований, а также правовыми актами местного значения.
При этом следует отметить то факт, что вопросы муниципальной собственности, регулируются исключительно Конституцией РФ, федеральными законами и правовыми актами местного самоуправления. Законы изданные субъектами РФ, не оказывают правового воздействия на собственность муниципального образования.
Однако в отношении некоторых муниципальных объектов, на основании требований федеральных законов, субъекты РФ на территории которого находятся муниципальные образования, имею право решать некоторые опросы по распределению, либо исключению муниципальной собственности у определенного муниципального образования.
Раскрывая тему конституционных и правовых основ управления муниципальной собственность, следует также отметить, что распоряжение и использование муниципальной собственностью осуществляется на основе совершения сделки, методом заключения договора, в отношении которого также существуют некоторые ограничения, которые необходимо учитывать органам муниципального образования при совершении сделок с муниципальным имуществом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.11.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
3. Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007 N 25-ФЗ (последняя редакция)
4. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 02.11.2023)
5. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023)
6. Решение Совета народных депутатов города Владимира от 28 января 2016 г. N 133 "О Положении об управлении муниципальным имуществом г. Владимира" (с изменениями и дополнениями)
7. Решение Владимирского городского Совета народных депутатов от 24 октября 2002 г. N 170 "О новой редакции "Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Владимира" (с изменениями и дополнениями)
Учебная и научная литература
8. Бабун Р. В. Организация местного самоуправления. Учебное пособие. — М: КноРус, 2019. 274 с.
9. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление : учебник для вузов / Ю. В. Гимазова ; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.
10. Большаков, С. Н. Организационные структуры муниципального управления и их совершенствование / С. Н. Большаков, О. Л. Ким, М. И. Чекалев // Экономика и политика. – 2020. – № 1(15). – С. 16-22.
11. Иванов, В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - М.: Инфра-М, 2018. - 222 c.
12. Комментарий к Федеральному закону "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". - М.: Юстицинформ, 2018. - 176 c.
13. Купряшин, Г. Л. Основы государственного и муниципального управления : учебник для вузов / Г. Л. Купряшин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 574 с.
14. Липски, С.А. Государственное (муниципальное) управление и государственная служба / С.А. Липски. - М.: Русайнс, 2018. - 112 c.
15. Местное самоуправление : учебник для вузов / Н. С. Бондарь [и др.] ; под редакцией Н. С. Бондаря. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 386 с.
16. Нечкин А. В., Кожевников О. А.Муниципальное право. Практика высших судебных инстанций России с комментариями. Учебное пособие для вузов. — М: Юрайт, 2020. 268 с.
17. Оглы, Ш. М. Актуальные проблемы управления муниципальной собственностью и пути их решения / Ш. М. Оглы. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 85-87.
18. С Тимофеев Местное самоуправление в системе государственных и общественных отношений / Н. С Тимофеев. - Москва: Высшая школа, 2018. - 176 c.
19. Соловьев, С. Г. Муниципально-властные институты в местном самоуправлении Российской Федерации / С.Г. Соловьев. - М.: Юридический центр, 2018. - 360 c.
20. Сёмкина, О.С. Государственное и муниципальное управление: вызовы и приоритеты: материалы iii международной научно-практической конференции. том 2. / О.С. Сёмкина. - М.: Русайнс, 2019. - 189 c.
21. Тарханов, М. В. Механизм реализации местного самоуправления в муниципальных районах субъектов Российской Федерации (на примере Московской области) / М.В. Тарханов. - М.: Юркомпани, 2018. - 180 c.
22. Чаннов С. Е. Муниципальное право. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета. — М: Юрайт. 2019. 302 с.