Фрагмент для ознакомления
1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Характеристика воображения как психического процесса
1.2 Онтогенез творческого воображения
1.3 Специфика развития творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1.Организация исследования
2.2 Результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования обуславливается следующими факторами.
На современном этапе развития образования выделяется главная проблема, это увеличение количества детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Вследствие у таких детей возникают проблемы с социальной адаптацией, взаимодействием со сверстниками и низкой успеваемостью.
Такие дети нуждаются в помощи и поддержки в развитии.
Возникает необходимость формирования и развития творческого воображения у старших дошкольников, которое направлено на становление активной личности, обладающей способностью нестандартно мыслить и решать новые жизненные ситуации.
Ведь воображение детей выступает в качестве одного из главных компонентов фактически любой формы творческой деятельности дошкольника, его поведения в целом.
Воображение — это способность вызывать в сознании и произвольно сочетать образы предметов и событий.
При помощи воображения ребёнок способен изменять самого себя и окружающий мир, совершать научные открытия, а также создавать произведения искусства.
Воображение для детей является огромным потенциалом для развития личности и познания окружающей среды.
Таким образом, данный процесс у старших дошкольников с задержкой психического развития протекает нелегко и имеет свои особенности, что требует проведения специальных работ.
Отсюда следует, что проблема развития воображения детей является актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемой частью любой формы творческой деятельности ребёнка, его поведения в целом. Объект - творческое воображение у старших дошкольников с задержкой психического развития
Предмет - теоретические подходы к проблеме творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Цель - изучить теоретические аспекты проблемы изучения творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Задачи
1 Охарактеризовать воображение как психический процесс.
2 Описать онтогенез творческого воображения
3 Рассмотреть специфику развития творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития
4.Провести эмпирическое исследования уровня развития старших дошкольников с задержкой психического развития
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого - педагогической литературы;
эмпирические: беседа, диагностика
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы, приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Характеристика воображения как психического процесса
Под «воображением» в современной психологии понимается психический процесс, который, основываясь на существующем опыте, позволяет человеку создавать образы в своем уме. Воображение не может функционировать без других важных психологических процессов. Воображение оказывает большое влияние на познавательную деятельность человека. С помощью воображения у нас есть возможность делать предположения о том, что произойдет в будущем, каков будет результат нашей деятельности.
Мозг - это орган, который отвечает за все процессы в психике человека, включая воображение. С физиологической точки зрения воображение - это аналитическая синтетическая деятельность мозга, в результате которой происходит формирование новых системных связей [4].
Воображение делится на виды. Что касается воображения, оно может быть эмоциональным, образным, словесно-логическим. В зависимости от содержания мероприятия, оно может быть художественным или техническим. В процессе деятельности воображение делится на активное и пассивное, преднамеренное и непреднамеренное. Воображение также может быть абстрактным и конкретным, оно зависит от характера изображений. С точки зрения эффективности, оно может быть воссоздающим (когда появляются изображения, которые уже существуют в реальности) и творческим (когда появляются совершенно новые, еще не существующие образы).
Воображение имеет ряд функций:
• представлять реальность в образах и применять эти образы для достижения целей
• уравновешивать эмоций
• регулировать познавательные процессы
• представлять план действий
• планировать деятельность и давать ей оценку
Психика человека имеет несколько уровней воображения.
1. Уровни человеческого воображения определяют отношение человека к процессу воображения. Уровни могут быть высшими и низшими. На более низших уровнях воображение непроизвольно; на высшем уровне воображение сознательно, человек понимает, как в его сознании появляются определенные образы. На более низких уровнях воображение воплощается в непроизвольной смене образов. Эта трансформация вызвана влиянием потребностей и побуждений, которые плохо понимаются человеком.
В этом случае образы спонтанно появляются перед воображением, тогда как человек не применяет свою волю и не создает их. Этот вид воображения также носит так называемое пассивный характер, его проявлением являются сны, галлюцинации. Одним из видов высшего уровня воображения является креативность. В этом процессе изображения появляются по воле человека, затем они могут меняться в зависимости от его собственных целей. Эта форма называется активным воображением. Мечта также относится к высшему уровню воображения.
Творчество как высший уровень воображения. В буквальном смысле, креативность понимается как создание чего-то нового. Характерной чертой творчества является личное начало, творчество характерно исключительно для человеческой деятельности. С точки зрения психологии, творчество - это психологический процесс, в результате которого информация из нашего сознания воплощается в новой форме. Психологи выделяют три направления творчества:
• продуцирование нового
• улучшение существующего
• разрушение старого
Фрагмент для ознакомления
3
1. Винник, М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы [Текст] / М.О. Винник. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2017 – 154 с.
2. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Юрайт – М 2012. - 510 c.
3. Выготский, Л.С. Вопрос о детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский – М.: Прометей, 2007. – 254 с.
4. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.
5. Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников / К. Гилленбранд. - М.: Academia, 2018. - 224 c.
6. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник / Н.Ф. Голованова. - М.: Academia, 2019. - 352 c.
7. Данилова, Л. А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития: моногр. / Л.А. Данилова. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 144 c.
8. Дети с задержкой психического развития [Текст] / под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 2001.
9. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / Под ред. Гогоберидзе А. Г., Солнцевой О.В.. - СПб.: Питер, 2017. - 480 c.
10. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника [Текст]: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2008 – 79 с.
11. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник / С.А. Козлова. - М.: Academia, 2017. - 288 c.
12. Коненкова, И. Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. Речевая карта ребенка с задержкой психического развития / И.Д. Коненкова. - М.: ГНОМ и Д, 2013. - 620 c.
13. Кравченко, А. Психология и педагогика: Учебник / А. Кравченко. - М.: Проспект, 2019. - 400 c.
14. Кудряшева, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Кудряшева. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 136 c.
15. Куимова Наталья Адаптивность младших подростков с задержкой психического развития: моногр. ; LAP Lambert Academic Publishing - М., 2014. - 172 c.
16. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.
17. Морозова В.В. Логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития: Учебно-методическое пособие. Гриф МО РФ; Инфра-М, Форум - М., 2017.
18. Мухина, В.С. Психология дошкольника [Текст] / В.С. Мухина. – М. : Просвещение, 2006. – 270 с.
19. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития [Текст]: пособие для психологов и пе-дагогов / В. Б. Никишина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. –128 с.
20. Стрелянова, Н.И. Формирование образов воображения у детей дошкольного возраста в изодеятельности [Текст] / Н. И. Стрелянова. – М., 2013.
21. Ротарь Н. В., Карцева Т. В. Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст; Учитель - М., 2016. - 156 c.