Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Интеграция методов иконописной стилизации в педагогическую сферу, в частности для обучения школьников изобразительному искусству, становится предметом глубокой научной и практической значимости. Данное исследование посвящено сложному слиянию исторической, художественной и образовательной сфер и рассматривает, как стилизация растительных мотивов в иконописи может стать эффективным инструментом для развития художественных навыков и понимания у учащихся младших классов.
В основе данного исследования лежит изучение символики, присущей растительным мотивам в иконописи. Мотивы, вплетенные в богатый спектр исторических и религиозных повествований, представляют собой уникальную линзу, через которую можно исследовать пересечение искусства и теологии. Исследование предполагает, что понимание этой символики не только обогащает художественный опыт, но и углубляет когнитивные и интерпретационные способности учеников.
В рамках исследования рассматривается педагогический потенциал иконографической стилизации в школьных программах. Согласно исследованию, включение этих древних техник может существенно расширить творческие возможности учащихся, воспитать в них более глубокое понимание художественного наследия и мастерства. Дидактические стратегии, используемые в данном контексте, направлены не просто на воспроизведение вековых мотивов, а на воспитание в молодых умах чувства исторической преемственности и художественной эволюции.
Методологический подход данного исследования основывается на всестороннем анализе различных исторических эпох иконописи, сопоставленных с современными образовательными парадигмами. Это сравнительное исследование направлено на раскрытие того, как слияние традиционных художественных техник с современными методиками обучения может революционизировать процесс преподавания изобразительного искусства в школах, делая процесс обучения более увлекательным, целостным и культурно обогащенным.
Данное исследование стремится преодолеть разрыв между историческими формами искусства и современным образованием, предлагая использовать древнее искусство иконографической стилизации, в частности растительные мотивы, в качестве мощного инструмента в репертуаре современного обучения изобразительному искусству. Интеграция обещает не только повысить эстетическую восприимчивость молодых учеников, но и привить им благоговение перед богатыми художественными традициями прошлого.
Объектом данного исследования является многогранная дисциплина иконописной стилизации, в частности растительные мотивы, в рамках образовательной педагогики для школьников. Исследование посвящено искусству иконописи – древнейшей форме религиозного искусства – и рассматривает нюансы ее методологии и изображение растительного мира в ее каноне. Предметом исследования является интеграция этих традиционных художественных техник в современные учебные программы по изобразительному искусству для школьников, что обогащает их образовательный опыт сочетанием исторического мастерства и современных педагогических подходов.
Целью данного исследования является выяснение эффективности и преобразующего потенциала методов иконописной стилизации в художественном и познавательном развитии школьников. Для достижения этой цели решается ряд взаимосвязанных задач: во-первых, проводится герменевтическое исследование символического значения и исторической эволюции растительных мотивов в иконописи. Для этого необходимо проанализировать разнообразную символику, заложенную в этих мотивах, и их взаимосвязь с библейскими повествованиями, а также изучить, как региональные особенности повлияли на их изображение в различных школах иконописи.
Далее исследование направлено на анализ стилистических особенностей и приемов, использованных в стилизации этих растительных мотивов, изучение цветовой палитры, композиционных методик и художественных подходов, определяющих иконографическое представление флоры. Решение этой задачи включает в себя сравнительный анализ различных исторических периодов иконописи, чтобы понять эволюцию и диверсификацию этих стилей.
Данное исследование проходит через слияние истории искусства, иконографии и образования, стремясь продемонстрировать, как древнее искусство иконописной стилизации может внести значительный вклад в современную образовательную парадигму, в частности, в развитие художественных и интерпретационных навыков школьников.
Методологическая основа исследования базируется на междисциплинарном подходе, объединяющем идеи из различных научных источников, охватывающих области художественного образования, иконографии и психологии. Исследование опирается на педагогические принципы, сформулированные Н.А. Ротовой, чья работа по методике преподавания изобразительного искусства в начальной школе представляет собой комплексную основу для интеграции иконописной стилизации в учебный план. Трактаты Т.Г. Русаковой о декоративном искусстве в начальной школе и ее рекомендации по педагогической практике в области изобразительного искусства служат ключевыми ссылками, предлагая тонкое понимание того, как иконописные элементы могут быть эффективно преподаны маленьким ученикам.
В исследовании использованы образовательные стратегии, предложенные О.В. Ситниковой, которые делают акцент на развитии художественной деятельности у детей. Для понимания того, как иконописная стилизация может способствовать развитию художественного творчества и мастерства у школьников, эта точка зрения крайне важна. Историко-художественный контекст иконописи рассматривается на основе фундаментальной работы А.В. Бакушинского об искусстве Палеха, что создает богатый исторический фон для исследования.
Психологические аспекты художественного творчества рассматриваются в работах М.В. Голубевой
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексахин, Н.Н. Художественные промыслы России [Текст] / Н.Н. Алексахин. – М.: Нар. образов., 2005. – 192 с.
2. Астраханцева, С.В. Методические основы преподавания декоративно- прикладного творчества [Текст] / С.В. Астраханцева, В.Ю. Рукавица, А.В. Шушпанова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 347 с.
3. Бадуева, Т.А. Хохломская роспись (методические рекомендации) [Текст] / Т.А. Бадуева. – Иволгинск: Колледж традиционных искусств народов Забайкалья, 2013. – 25 с.
4. Байназаров, Р. Воспитательно-образовательное значение кружковой работы школьников [Текст] / Р. Байназаров. – Современная педагогика. – 1979 – № 3. – С. 37-40.
5. Бакушинский, А.В. Искусство Палеха. – М. – Л.: Akademia, 1934. – 265
6. Вайнцванг, П. Десять заповедей творческой личности. – М.: Прогресс, 1990. – 156 с.
7. Гикис, С.Н. Использование педагогических технологий в организации внеклассной воспитательной работы со старшеклассниками [Электронный ресурс] / С.Н. Гикис // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. – 2013. – № 162. – С. 264-271. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=21037010
8. Голубева, М. В. Психология художественного творчества: учебное пособие. – ГОУ ВПО «ШГПУ», 2006. – 105с.
9. Денисова, С.Н. Формирование творческой готовности к профессиональной деятельности будущих художников палехской лаковой миниатюрной живописи: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Денисова Светлана Николаевна. – СПб., 2012. – 205 с.
10. Драгуновский В. В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. М.: АСТ 2000
11. Зотова, И.В. Кружок изобразительного искусства как образовательная структура в помощь родителям в их творческом общении с детьми [Текст] / И.В. Зотова // Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности: стратегии и практика развития : материалы II Всерос. науч.- практ. конф. – М. – 2014. – С. 14-16. Кошаев, В.Б. Декоративно-прикладное искусство: понятия, этапы развития [Электронный ресурс] / В.Б. Кошаев. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 272 с. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785691015311
12. Иттен, Иоханнес Искусство цвета. // Пер. с нем.; 2-е изд.; Предисловие Л. Монаховой. – М.: издатель Д. Аронов 2001. – 96 с.
13. Кандинский, В. В. Значение теоретического обучения в живописи // Пер. Дружковой Н. И. – М.: Искусство и образование, 1998. – С. 59.
14. Красильников, А.Н. Золотая Хохлома [Текст] / А.Н. Красильников. – Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1989. – 139 с.
15. Кузнецов, Н. Г. Особенности преподавания живописи в сетевом вузе традиционного прикладного искусства./ Вопросы культурологии. №8 Издательский дом «Панорама» 2013. – С.46 – 51
16. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 03080 «Изобразительное искусство»/Г. М. Логвиненко. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 144с.: ил.
17. Максимович, В. Ф. Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования (на примере учебных заведений традиционного декоративно-прикладного искусства): дис.докт. пед. наук:13.00.01/ В. Ф. Максимович; Рос. Аккад. Образ; ин-т худож. Образования – М.,2000. – 293с.
18. Педагогика и методика развития художественной деятельности детей: учебно-методическое пособие / авт.-сост. О.В. Ситникова. – Москва; Берлин: Директ-М. Режим доступа: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=434686
19. Ротова, Н.А. Методика обучения изобразительному искусству в начальных классах : учебно-методическое пособие / Н.А. Ротова. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2017. – 162 с. Режим доступа: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=460428
20. Русакова, Т.Г. Декоративное искусство на уроке в начальной школе: лекции по методике преподавания изобразительного искусства / Т.Г. Русакова. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательство «Флинта», 2017. Режим доступа: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482619
21. Русакова, Т.Г. Урок изобразительного искусства в начальной школе: рекомендации по педагогической практике студентов ПиМНО: учебно-методическое пособие / Т.Г. Русакова. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательство «Флинта», 2017.URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482624
22. Стор И.Н. Декоративная живопись. Основные проблемы курса / И.Н. Стор. -М.: МТИ им. А.Н. Косыгина, 1988. – 396 с.
23. Фиськов, В. Т. Спецтехнология и материаловедение лаковой миниатюры. -Загорск,1989. – 88с.