Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Принципы обучения и воспитания в специальном образовании воплощаются в различных методах и подходах, а также в педагогических технологиях. Специальная педагогика применяет специальные образовательные технологии, учебные и воспитательные методы в процессе образования людей с особыми образовательными потребностями [24].
На современном этапе развития специального образования особое внимание уделяется вопросам личностных качеств учителя. Он должен обладать системой социально-познавательного восприятия и понимания объекта своего воздействия. Очень важно изучать эффективность работы учителя с точки зрения его профессиональной самоидентификации.
Коррекционная педагогика сегодня ставит приоритет на развитие личности учителя и его способности психолого-педагогического воздействия на детей, имеющих отклонения в развитии. Такие дети нуждаются в целенаправленных отношениях, основанных на индивидуальном подходе, который соответствует гуманистической философии. Необходимо развивать личностные возможности педагога в школе для особых детей и его профессиональное самосознание, которое является важным компонентом развития специалиста.
Также важны исследования в области социально-психологических подходов к современной форме обучения, новым педагогическим технологиям, принципам управления социальной адаптацией детей и готовности педагогов к эффективному взаимодействию с учащимися в образовательном пространстве. Многие ученые, такие как Л.С. Выготский [7], В.И. Лубовский [12], Малофеев Н.Н. [15], А.К. Маркова [17], Л.М. Митина [18], Шевченко С.Г. [29] и другие, внесли значительный вклад в эти изыскания.
Актуальность. Взаимодействие между преподавателем и учеником включает в себя передачу знаний и требует высокого уровня образования, как в плане личности, так и в профессиональной сфере. Деятельность преподавателя является неотъемлемой частью "социальной ситуации развития" и основывается на концепции культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Согласно этой теории, передача знаний всегда должна учитывать индивидуальные особенности каждого участника социального взаимодействия. Кроме того, взаимоотношения между преподавателем и учеником изучаются с точки зрения эмоционального отклика ученика на своего учителя. Ребенок воспринимается педагогом как уникальное социальное явление, которое проявляет свои эмоции, неудачи и достижения.
Тема исследования является актуальной в связи с тем, что существует большое количество детей с особыми потребностями, которые нуждаются в специальном образовании.
Цель исследования: изучить методы и средства обучения, используемые в системе специального образования, и оценить их эффективность.
Объектом исследования выступают дети, которые получают специальное образование в рамках системы специального образования.
Предметом исследования являются методы и средства обучения, применяемые в системе специального образования.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы использования методов в специальном образовании
2. Изучить особенности обучения детей в системе специального образования.
3. Определить принципы использования методов в специальном образовании
4. Определить преимущества методов обучения в специальном образовании.
Методы исследования включают в себя теоретический анализ и синтез литературных источников, а также анализ документов и программ системы специального образования.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования позволят определить, какие методы и средства обучения являются наиболее эффективными, а также оценить эффективность применяемых методов и средств обучения в системе специального образования. Полученные результаты помогут разработать рекомендации по улучшению системы обучения детей с особыми потребностями и повысить качество образования для данной категории детей.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов по каждому разделу, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Система специального образования в России
Российская система специального образования, опирающаяся на концепции Л.С. Выготского, разрабатывалась как средство обеспечения условий для максимального "интеллектуального развития" каждого необычного ребенка. Среди ученых, которые внесли наибольший вклад в развитие специальной педагогики, также можно выделить А.В. Запорожца, А.А. Люблинскую, А.П. Усову, П.П. Болонского и других.
Коррекционное обучение в России представлено восемью типами школ с пятнадцатью типами специального обучения:
1 тип - обучение и воспитание глухих детей;
2 тип - для слабослышащих и детей, страдающих от нарушений речи, связанных с нарушениями слуха;
3 и 4 типы - для детей с нарушениями зрения: 3 тип для детей со слабым зрением от 0,04 до 0,08 диоптрий; 4 тип - для детей со слабым зрением от 0,5 до 0,4 и детей с косоглазием;
5 тип - для детей с серьезными речевыми нарушениями: одно отделение для детей со средними нарушениями речи, другое отделение для детей с тяжелыми случаями заикания при нормальном развитии речи;
6 тип - для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
7 тип - для детей с задержкой развития;
8 тип - для детей с умственной отсталостью [21].
Обучение и воспитание необычных детей в специальных школах основано на принципе единства. Специальные дидактические системы предусматривают типичные формы организации учебного процесса, средства и методы обучения для каждого типа специальных школ. Обучение осуществляется с использованием специальных методик и учебных материалов, которые играют важную роль в коррекции и помогают улучшить познавательные способности необычных детей.
Интеллектуальное развитие осуществляется в процессе освоения основных наук. Общее образование тесно связано с трудовым обучением и воспитанием. Физическое воспитание не только способствует укреплению физического здоровья, но также помогает смягчить последствия заболеваний.
При отборе учеников учитывается
Фрагмент для ознакомления
3
Алферова, Г. В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Алферова, Г. В. — М.: Дефектология, 2001. — С. 10-17.
2. Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологического исследования [Текст] / А. Г. Асмолов. – М.: Московский государственный университет, 2006. – 107с.
3. Бареева, Л. Б. Интеграция в системе дошкольного воспитания детей с нарушением интеллекта. Дошкольное воспитание детей с проблемами интеллектуального развития [Текст] / Бареева, Л.Б., Зарин, А. П. — 4. — СПБ: Хрестоматия, 1999. — С. 19-22.
4. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. [Текст] / Божович, Л. И., Д.И. Фельдштейн. — М.: МОДЭК, 2001. — 349c.
5. Больших, И. В. Компьютерные технологии и математика в специальной школе [Текст] / Больших, И. В., Кукушкина О.И. — 2. — М.: Дефектология, 1995. — С. 32-38.
6. Варенова, Т. В. Коррекционная педагогика: учебно-методический комплекс для студентов специальности «Социальная работа» [Текст] / Варенова, Т. В. — М.: ГИУСТБГУ, 2007. — 112c.
7. Выготский, Л. С. Исследование педагогического процесса учителей [Текст] / Выготский, Л. С., Бекингем Б. Р. — М.: Предисловие, 1930. — С. 5-21.
8. Гаврилушкина, О. П. Психологические аспекты специального образования и новых коррекционных программ и технологий [Текст] / Гаврилушкина, О. П., Головчиц Л. А., Егорова М. А. — 1. — М.: Психологическая наука и образование, 2001. — С. 79-88.
9. Гудонис, В. П. Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушением зрения [Текст] / Гудонис, В. П. — 2. — М.: Дефектология, 1996. — С. 7-12.
10. Кукушкина, О. И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе [Текст] / Кукушкина, О. И. — 6. — М.: Дефектология, 1994. — С. 67-74.
11. Лисов, В. И. Тенденции развития системы профессионального образования Москвы [Текст] / Лисов, В. И., Яблонский В.Б., Раздобаров Н.Б. — 6. — М.: Международная Академия корпоративного управления, 2004. — 375 c.
12. Лубовский, В. И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития [Текст] / Лубовский, В. И. — 1. — М.: Дефектология, 1995. — С. 3-11.
13. Малофеев, Н. Н. Актуальные проблемы специального образования [Текст] / Малофеев, Н. Н. — 6. — М.: Дефектология, 1994. — С. 3-9.
14. Малофеев, Н. Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы [Текст] / Малофеев, Н. Н. — 3. — М.: «Академия», 2000. — С. 56-68.
15. Малофеев, Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития [Текст] / Малофеев, Н. Н. — 4. — М.: Дефектология, 1997. — С. 3-15.
16. Малофеев, Н. Н. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции [Текст] / Малофеев, Н. Н., Гончарова Е.А., Никольская О.С., Кукушкина О.И. — 1. — М.: Дефектология, 2009. — 5-18 c.
17. Маркова, А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников [Текст] / Маркова, А. К., А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. — М.: Педагогика, 1983. — 65c.
18. Митина, Л. М. Личностно-профессиональное развитие субъектов образовательного пространства вуза: методология, теория, практика [Текст] / Митина, Л. М. — М.: Китен, 2011. — С. 120-135.
19. Никольская, И. А. Информационные технологии в специальном образовании [Текст] / Никольская, И. А. — М.: «Академия», 2011. — 144c.
20. Перова, М. Н. Основные тенденции развития системы дефектологического образования [Текст] / Перова, М. Н., Яковлева И.М. — 4. — М.: Дефектология, 2007. — С. 78-84.
21. Петрова, В. Г. К вопросу о разнообразии форм обучения детей с нарушенным интеллектуальным развитием [Текст] / Петрова, В. Г., Белякова И.В. — 2. — М.: Дефектология, 1995. — С. 19-22.
22. Сводина, В. Н. Интегрированное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Сводина, В. Н. — 6. — М.: Дефектология, 1998. — С. 31-39.
23. Селевко, Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация [Текст] / Селевко, Г. К. — 6. — М.: Мир науки, 2005. — 105c.
24. Солнцева, Л. И. Модели интегрированного обучения детей с нарушением зрения [Текст] / Солнцева, Л. И. — 2. — М.: Дефектология, 1997 — С. 8-13.
25. Степанов, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст] / Степанов, Е. Н., Л. М. Лузина. — М.: Творческий центр «Сфера», 2002. — 106c.
26. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / Унт, И. Э. — . — М.: Развитие, 1990. — 180c.
27. Фуреева, Т. В. Интегрированный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с проблемами в развитии [Текст] / Фуреева, Т. В. — 1. — М.: Дефектология, 1999. — С. 28-35.
28. Шафикова, З. Х. Обучение рабочим профессиям учащихся с ОВЗ в условиях инклюзии [Текст] / Шафикова, З. Х. — 2. — М.: Педагогика, 2017. — С. 121-125.
29. Шевченко, С.Г. Вариативные формы образования детей с трудностями в обучении в массовых школах [Текст] / Шевченко, С.Г. — 1. — М.: Дефектология, 1996. — С. 17-22.
30. Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного образования [Текст] / Якиманская, И. С. — . — М.: Академия, 2000. — 250c.