Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Уровень и качество пенсионного обеспечения является важным элементом экономического и социального положения населения. Анализ современной ситуации в экономической и социальной сфере показывает, что социальная незащищенность населения является существенной чертой преобразований в России. Формирование пенсионной системы, отвечающей новым отношениям собственности, распределения, производства и потребления, имеет большое значение для поддержания выживаемости инвалидов в России.
Государственная пенсионная система, существовавшая в России в условиях плановой экономики, имела определенные преимущества. Переход к рынку неизбежно связан с либерализацией и расширением розничных цен и тарифов, формированием рынка труда и связанным с этим ослаблением государственного контроля над заработной платой, формированием совокупного национального денежного дохода и возникновением безработицы.
Все эти кризисные явления в экономике накладывают определенный отпечаток на жизнь людей, особенно в социальной сфере, и не могут не отразиться на качестве пенсионного обеспечения граждан. Эти процессы носят не временный, а постоянный характер. Это позволяет рассматривать пенсионное обеспечение как неотъемлемый компонент государственного вмешательства в рыночную экономику.
Роль государства в координации социальных процессов очевидна. Основной груз ответственности за социальную защиту населения - законодательной, финансовой, административной, координирующей и контролирующей - лежит на государстве.
Объект исследования составляют общественные отношения, регулирующие государственное пенсионное обеспечение в России.
Предметом исследования настоящей работы являются правовые аспекты проблем и база нормативно-правовых актов, регулирующих государственное пенсионное обеспечение в России.
Целью исследования является анализ государственного пенсионного обеспечения в России.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть основные сведения о государственных пенсиях;
2.определить условия назначения государственных пенсий;
3.рассмотреть размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению и их индексация:
4.проанализировать порядок выплаты, доставки и финансирования пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации; федеральное законодательство в сфере уголовного права; постановления Пленумов высших судебных инстанций Российской Федерации и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Колесник А.П., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А., Савин И.Г., Тресков В.И. и другие авторы.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
1 Теоретические аспекты выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению в Российской Федерации
1.1 Основные сведения о государственных пенсиях
Государственная пенсия - ежемесячная государственная денежная выплата, определяемая в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим федеральным законом, и установленная законом при выходе на пенсию по старости (инвалидности); или для компенсации утраченного дохода гражданину из числа космонавтов или из числа летно-испытательного персонала в связи с выходом на пенсию по за выслугу лет или для компенсации утраченного дохода гражданину из числа космонавтов. или для возмещения вреда, причиненного здоровью граждан во время прохождения военной службы, во время мобилизации, в период военного положения, в военное время, в случаях вооруженного конфликта, в ходе контртеррористических операций, а также за пределами территории Российской Федерации - в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае потери трудоспособности или по случаю потери кормильца, достижения установленного законом возраста, или для обеспечения средствами к существованию граждан с ограниченными возможностями.
.Объективная необходимость поддержки нетрудоспособных граждан в обществе существует давно. На протяжении веков эту функцию выполняли церкви, благотворительные организации, общественные организации и общества взаимопомощи.
Назначение государственных социальных пенсий носило характер награды или привилегии, то есть человек, получающий пенсию, был особо привилегирован в силу своих заслуг. Например, такой привилегией пользовались отставные римские солдаты. В России Петра I пенсии по старости назначались морским офицерам, а после смерти офицера - его вдове и детям.
С развитием и совершенствованием системы государственной власти изменилось назначение пенсий. Вместо льготного или отличительного оттенка пенсии постепенно приобретали ярко выраженный социальный характер.
С конца XIX века в Германии и других европейских странах (например, в Великобритании, Франции, России и Швеции) были приняты первые законы об обязательном государственном страховании работников на случай болезни, несчастных случаев на производстве, инвалидности и старости, заложившие основы для создания и развития социального страхования как основной организационно-правовой формы социального обеспечения.
В современной действительности, в условиях сложной социально-экономической и политической ситуации в России, постоянно возникают новые ситуации, когда граждане лишаются средств к существованию, несут дополнительные расходы, испытывают тяжелые жизненные условия и нуждаются в социальной помощи.
Долгое время на историческом этапе социализма в России не назначались пенсии тем, кто не работал и не занимался другой общественно полезной деятельностью.
До законодательного закрепления социальных пенсий в пенсионной системе инвалиды, которые не могли получать пенсию в связи с трудовой деятельностью, получали ежемесячное пособие.
Условием получения пособия являлось отсутствие у инвалида других средств к существованию и родственников, обязанных по закону содержать семью инвалида. Решение о назначении пособия сопровождалось выяснением материального и семейного положения, что М.Л. Захаров и Е.Г. Тучкова охарактеризовали как унизительную процедуру.
В то же время некоторым нетрудоспособным лицам, не имеющим права на какой-либо вид пенсии, отказывали в пособии, мотивируя это тем, что они не соответствуют установленным требованиям. В результате наиболее уязвимые слои населения остались без государственной материальной поддержки.
В связи с влиянием международно-правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения и принятием действующей Конституции Российской Федерации, провозгласившей нашу страну социально-правовым государством, изменилась правовая политика в области пенсионных выплат нуждающимся, не осуществляющим общественно полезную деятельность.
Теперь в России введено действительно всеобщее пенсионное обеспечение. Все граждане, достигшие соответствующего преклонного возраста или признанные инвалидами, получают пенсию независимо от обстоятельств, в частности, от имущественного положения.
Пенсии - это денежные выплаты, производимые ежемесячно для компенсации населению. Право на пенсию определяется в соответствии с условиями и критериями [10, c.17]. В соответствии с ст.4 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют, см.Приложение 1.
1.2 Условия назначения государственных пенсий
В соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 г. назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
Во-первых, государственная пенсия за выслугу лет.
Согласно ч.2 ст.5 ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ пенсия за выслугу лет назначается гражданам, указанным в подпунктах 1, 2, 6 и 7 п.1 ст.4 ФЗ от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ.
Федеральный закон "О государственной гражданской службе РФ" (п.11 ч.1 ст.52), который в настоящее время устанавливает правовые, организационные, финансовые и экономические основы государственной гражданской службы РФ, прямо указывает, что выплата государственной пенсии федеральным гражданским служащим производится в порядке и на условиях, установленных ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ.
В отношении военнослужащих, проходящих службу по контракту и имеющих право на пенсию в соответствии с выслугой лет в системе государственных пенсионных выплат, нормы ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ носят общий характер, а их пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии со специальной нормой - Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1. Для
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Официальный текст Конституции РФ, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 28.04.2023) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 51. - Ст. 4831
3. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для вузов / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 428 с.
4. Завзянова, Р. О. Пенсионная реформа: тенденции и проблемы / Р. О. Завзянова, М. А. Алиев // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 6(119). – С. 220-223.
5. Колесник А.П. Пенсионная система как модель цифроуправляемого общества // Социальное и пенсионное право. 2022. № 3. С. 25 - 31.
6. Корсаненкова Ю.Б. Право социального обеспечения и семейное право: межотраслевые связи // Социальное и пенсионное право. 2020. № 4. С. 22 - 27.
7. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для вузов / Е. Е. Мачульская. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022.
8. Менкенов А.В. Особенности снижения пенсионного возраста для граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС // Социальное и пенсионное право. 2020. № 3. С. 22.