Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В соответствии со статьей 1 Конституции РФ Российская Федерация является демократическим, федеративным и правовым государством. Демократия, и в частности право, нуждается в системе защиты. Для защиты правовой системы страны необходим орган, наделенный специальными полномочиями по ее охране в интересах личности, общества и государства.
Правоохранительные органы - это группа специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность в целях обеспечения законности, правопорядка, защиты прав и свобод человека.
Основными направлениями деятельности правоохранительных органов являются:
1. защита прав, свобод и законных интересов граждан
2. обеспечение общественного порядка
3. обеспечение общественной безопасности
4. профилактическая деятельность по предупреждению преступлений
5. проведение в установленном законом порядке расследований с целью установления фактов правонарушений и привлечения виновных к ответственности
6. применение мер государственного принуждения к лицам, совершившим преступления
7. исполнение судебных решений
8. оказание квалифицированной юридической помощи.
Важнейшей задачей правоохранительных органов является обеспечение верховенства закона в демократическом обществе. Это означает неукоснительное соблюдение и исполнение гражданами, их объединениями, должностными лицами и государственными органами всех правовых норм (прежде всего тех, которые содержатся в законе) и всех правовых предписаний. В этом и заключается актуальность выбранных для данного курса тем.
Целью работы является изучение системы правоохранительных органов в РФ.
Для достижения этой цели в первой главе курсовой работы рассматриваются следующие вопросы:
-Анализ понятия системы правоохранительных органов;
-определить место правоохранительных органов в системе государственных органов РФ;
- проанализировать роль правоохранительных органов в обеспечении безопасности общества.
В главе 2 рассматривается и анализируется деятельность отдельных элементов правоохранительной системы. Для этого в главе дается определение каждого элемента и отражаются основные функции каждого правоохранительного органа.
При подготовке данной статьи использовалась нормативная литература, учебники и интернет-источники.
1. Характеристика правоохранительных органов РФ
1.1 Понятие, задачи и основные черты правоохранительных органов
Государство является как автором законов (законодательства), так и субъектом, в первую очередь заинтересованным в их реализации. Для этого государство создает специализированные органы по защите прав от ущемления, нарушения и злоупотребления. Основными задачами этих институтов являются, соответственно, исполнение законов, защита права и обогащение норм общественной жизни.
Правоохранительные органы представляют собой отдельную группу государственных органов с четко определенными задачами, разделенных по специализированным направлениям деятельности. Например, в сфере уголовных правоотношений, когда восстановление нарушенного права невозможно (например, совершение преступления, такого как убийство), нарушенное право восстанавливается; когда восстановление нарушенного права возможно, но виновный должен быть наказан, нарушенное право восстанавливается и одновременно наказывается правонарушитель ; а когда восстановление нарушенного права возможно, но виновный должен быть наказан, нарушенное право восстанавливается и одновременно наказывается правонарушитель. наказание правонарушителя либо одно из двух .
Таким образом, в целом правоохранительные органы можно определить, как государственные органы, специальной функцией которых является борьба с преступностью и обеспечение законности.
Основными характеристиками правоохранительных органов являются следующие
1. они являются государственными органами, созданными исключительно для осуществления правоохранительной деятельности следует различать понятия «правоохранительные органы» и «организации, осуществляющие правоохранительную деятельность». В качестве последних могут выступать негосударственные органы, деятельность которых может быть тесно связана с правоохранительной, но при этом не обладать всеми присущими ей признаками.
2. защита закона от потенциальных и фактических нарушителей; защита и восстановление прав граждан, предприятий, организаций, общества и государства; обеспечение правопорядка и общественной безопасности
3. в процессе своей деятельности правоохранительные органы могут применять меры уголовной, административной, дисциплинарной и имущественной ответственности
4. организация правоохранительных органов и порядок их деятельности регулируются законом или иными нормативными актами.
Правоохранительные органы могут быть государственными и негосударственными. К государственным правоохранительным органам относятся
- суды
- прокуратура
- судебные органы
- Органы внутренних дел
- Органы предварительного следствия
- Таможенные органы
-Управление по контролю за оборотом наркотиков и психотропных веществ
- органы безопасности.
К негосударственным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относятся адвокаты, частные нотариусы, частные детективы и службы безопасности .
Закон о правоохранительных органах - это международный договор, содержащий законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ, а также нормы, определяющие принципы правоохранительной деятельности, организацию и функционирование правоохранительных органов. Нормативные акты о правоохранительных органах по своей юридической силе подразделяются следующим образом:
- Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. Все иные нормативные акты должны соответствовать Конституции;
- Федеральные законы (в том числе конституции, принятые по вопросам, регулируемым Конституцией), конституции, ы и законы субъектов РФ;
- Указы и распоряжения Президента РФ, относящихся к исполнительной власти (например, Федеральной полиции РФ, Федеральной службы безопасности РФ);
- Постановления и распоряжения Правительства РФ: необходимо соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ;
- ведомственные законы (отраслевые законы), издаваемые руководителями соответствующих министерств и ведомств (министерств юстиции), осуществляющих правоохранительную деятельность.
Правоохранительные органы представляют собой самостоятельную группу государственных органов со своими четко определенными задачами, разделенными на специализированные направления деятельности. Например, в сфере гражданских правоотношений к таким задачам относятся: восстановление нарушенных прав; наказание правонарушителя при невозможности восстановления нарушенного права (при совершении некоторых преступлений, например, убийства); восстановление нарушенных прав при возможности восстановления нарушенного права, но при этом правонарушитель подлежит наказанию. Восстановление прав сопровождается наказанием правонарушителя. Выполняя эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье и имущество людей, собственность народа и государства.
Правоохранительные органы
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. М.: 2004. 672 с.
2. Быстрыкин А.И. Актуальные проблемы организационной культуры правоохранительных органов. Строение. Управление. Модели: учебник для студентов вузов / А. И. Бастрыкин, И. В. Грошев, И. А. Калиниченко [и др.]. - М.: ЮНИТИДАНА, 2017. - 311 c.
3. Вандышев В.В., Лиманский В.А. Правоохранительные органы РФ. СПб., 2005.
4. Васильев, С.А. Конституционно-правовые основы взаимодействия общественных объединений с правоохранительными органами России в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Монография / С.А. Васильев. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 364 c.
5. Вицин С.Е. Москвин А.И. Методические основы прогнозирования управленческой деятельности органов внутренних дел / С.Е. Вицин – М.: Дана, 2004.
6. Дубоносов, Е. С.Оперативно-розыскная деятельность : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е. С. Дубоносов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 379 с.
7. Ежов О.Н. Основы управления в правоохранительных органах: Курс лекций / Ежова О.Н. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2015. - 226 с.
8. Кучерена А.Г. Общение с правоохранительными органами. М., 2008.
9. Новоселов, В.И. Делопроизводство в государственном аппарате / В.И. Новоселов, А.Н. Сокова. - С.: Саратовского университета, 2019. - 248 c.
10. Мартыненко И.Э. Развитие теоретических взглядов о сущности правоохранительной деятельности/Развитие судебной власти в РФ.-2018.-№1.-С.56.
11. Махинин В.И. Основы управления в органах безопасности. М.: 2001. 183 с.
12. Махинин В.И. Управление в органах безопасности: Методологические, теоретические, методические основы и основы культуры. М.: 2002. 218 с.
13. Перова, А. А. Современная система правоохранительных органов / А. А. Перова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 323-325. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92773/ (дата обращения: 21.12.2023).
14. Правоохранительные органы РФ: Учебник / Под ред. В. П. Божьева. - М.: Спарк, 2006. – с. 16.
15. Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном праве РФ. В.В. Гошуляк. Москва «Альфа-М» 2005 г.
16. Радченко, Н. С. Пути совершенствования форм и методов управленческой деятельности в органах внутренних дел / Н. С. Радченко, А. И. Азарова, С. С. Грецкая. // Молодой ученый. - 2019. - № 3 (241). - С. 286-288.
17. Савюк Л. К.Правоохранительные органы: Учебник. — М., 2007 г.
18. Богатов Р.Х. Основы делопроизводства в государственном аппарате / Р.Х. Богатов – Казань: КГТУ, 2003.
19. Туманов Г.А. Организация управления в сфере охраны общественного порядка. - М. 1972. С.35.
20. Федоров, А.В. Государственная тайна и ее защита в РФ / ред. М.А. Вус, А.В. Федоров. - М.: СПб: Юридический центр Пресс, 2018. - 610 c.
21. Чувилев А.А., ЧувилевАн.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2000.