Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современной мировой экономике политика регулирования иностранных правительств за деятельностью монополий имеет большое значение. Многие развивающиеся страны получили свои антимонопольные правовые рамки с западных моделей – часто как условие торговых соглашений. Также следует отметить, что в современной экономической системе вклад, прежде всего, естественных монополий довольно внушительный, в силу специфики тех сфер, где естественные монополии осуществляют свою деятельность, а также с учетом их финансовых и инновационных возможностей.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что страны до сих пор очень часто сталкиваются с проблемой разработки такой политики регулирования деятельности монополий (чаще – естественных), которая, с одной стороны, исключает возможность злоупотребления доминирующим положением, а с другой – создает необходимые условия для развития, разработки новых технологий, внедрения инноваций. По этому вопросу можно найти очень много, часто противоположных точек зрения. Также остро стоит вопрос о роли естественных монополий в экономике стран и целесообразности их существования
На протяжении нескольких десятилетий происходит процесс интеграции частного капитала в сферу естественных монополий. Благодаря такому взаимодействию между государством и бизнесом складываются партнерские отношения.
Термин «монополия» в переводе с греческого означает «один продаю». Если на рынке преобладает монополия, то рынок характеризуется отсутствием конкуренции, контролем производства и сбыта продукции. При естественной монополии производится уникальный продукт, отсутствует конкуренция, наблюдаются высокие издержки производства продукта, заинтересованность государства в существовании предприятия в отрасли естественной монополии .
Целью данной работы является рассмотрение экономического содержания монополий.
Задачи:
- рассмотреть эволюцию монополий в России; виды монополий;
- изучить общественную эффективность монополии;
- описать отраслевую структуру деятельности монополий в экономике России;
- рассмотреть антимонопольную политику: особенности;
- изучить антимонопольное регулирование в России;
- провести сравнительно-правовой анализ антимонопольной политики в РФ и странах ЕАЭС;
- изучить особенности антимонопольной политики за рубежом.
Объект исследования – монополии. Предмет исследования – специфика государственного регулирования монополий в России и за рубежом.
1. Сущность монополии
Термин «монополия» имеет греческое происхождение (monos – «один», poleo – «продаю») и является достаточно известным в экономической теории понятием для рыночных структур. Что же представляет из себя данная форма организации бизнеса? Монополия – это ситуация на рынке, на котором действующая фирма является единственным поставщиком продукта и имеет возможность контролировать всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близких товаров–заменителей
Характерными для монополии чертами являются:
вся сфера отрасли представлена одной компанией, которая является производителем определенного товара;
монополисты обладают возможностью регулировать качество своего товара, тем самым изменяя его стоимость в различных направлениях;
потребители вынуждены приобретать товары у монополиста, в противном случае – вовсе остаться без данного блага.
Причинами возникновения монополий являются различные ситуации.
Фирма может получить «статус» монополиста разными путями: существование политики протекционизма, которая защищает отечественных производителей от иностранных конкурентов, достижение монопольного положения благодаря вытеснению конкурентов, постоянному повышению эффективности бизнеса, путем заключения соглашения между несколькими компаниями об установлении определенной цены или объема производства.
Одной из основных причин возникновения монополий также являются барьеры на входе в рынок, не позволяющие другим фирмам вступать в конкуренцию с монополистом.
На рынке, где один продавец управляет предложением, выпуск продукции будет ограниченным, а стоимость изготовляемой продукции - высокой, что, конечно, является большим преимуществом со стороны производителя, но, к сожалению, недостатком с позиции потребителя .
Так как монополия – единственный поставщик на рынке, кривая спроса на предлагаемый товар представляет собой кривую спроса всего рынка, характеризующуюся отрицательным наклоном ввиду обычных причин (Рисунок 1).
Рисунок 1- Кривая спроса на товар монополиста
Решение монополиста, заключающееся в повышении цены на предлагаемый товар, приводит к такому последствию, как сокращение закупок данного блага покупателями. С другой же стороны, в процессе уменьшения количества реализуемой продукции монополист способен тем самым поднимать цену.
Кривая рыночного спроса обладает способностью накладывать ограничение на возможности монополиста реализовывать власть на рынке в виде извлечения дополнительной прибыли. Данная кривая спроса допускает такого рода развитие событий, так как предлагает всевозможные для фирмы-монополиста комбинации цен и объема выпуска. Но чем выше будет цена, которая устанавливается монополистом, тем меньшее количество товара он сможет продать. Однако не всякая более высокая цена означает увеличение его прибыли. Процесс повышения цены имеет смысл только до того уровня, который дает максимальную прибыль. Главной целью монополиста, как и для любой конкурентной фирмы, является максимизация прибыли (Рисунок 2).
Рисунок 2- Максимизация прибыли монополией
Для нахождения точки максимизации прибыли фирмы акцентируют внимание на предельном доходе (MR), представляющем собой совокупный дополнительный доход от продажи одной дополнительной единицы продукции – и на предельных издержках (MC), трактующихся как общие дополнительные затраты на производство одной дополнительной единицы продукции. На рисунке 2 монополия максимизирует прибыль, выбирая объем выпуска (представленный точкой А), при котором предельный доход MR равен предельным издержкам MC. Затем фирма использует кривую спроса для нахождения цены (отражена точкой В), которая позволит покупателям приобрести и потребить всю выпущенную продукцию.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1) ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ от 5 декабря 2000 года №ЗР-112 «О защите экономической конкуренции»// https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=3627 (дата обращения 16.12.2023)
2) ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 12 декабря 2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»//https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=h11300094 (дата обращения 16.12.2023)
3) Закон Кыргызской Республики от 22 июля 2011 года № 116 «О конкуренции»// https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31031478 (дата обращения 16.12.2023)
4) "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 16.12.2023)
5) Предпринимательский кодекс Республики Казахстан. Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V ЗРК// https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000375 (дата обращения 16.12.2023)
6) Модельный закон "О конкуренции" УТВЕРЖДЕН Решением Высшего Евразийского экономического совета от 24 октября 2013 года N 50// https://docs.cntd.ru/document/499059053 (дата обращения 16.12.2023)
7) Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения 16.12.2023)
8) Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения 16.12.2023)
9) Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения 16.12.2023)
Статьи, монографии, учебники
10) Белкин В. Н. Экономическая теория труда - Москва: Экономика, 2021.
11) Беляева К. И. Сравнительно-правовой анализ антимонопольной политики в РФ и странах ЕАЭС// Россия — Азия — Африка — Латинская Америка: экономика взаимного доверия [Текст] : материалы X Евразийского экономического форума молодежи (Екатеринбург, 16–19 апреля 2019 г.) : [в 3 т.] / [отв. за вып. : Я. П. Силин, Р. В. Краснов, Е. Б. Дворядкина ; ред. кол. : Е. Г. Анимица, В. Ж. Дубровский, А. Ю. Коковихин и др.]. — Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2019. — Т. 3. С. 63-70
12) Бутаева Е. М. Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху: опыт России//ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Сборник статей по итогам международной научно-практической конференции. Отв. редактор О.В. Белая. 2020. С. 75-80
13) Власенко К.О., Кадилова Л.Э. Особенности антимонопольной политики в России и за рубежом// АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. Материалы Х Международной научной конференции. Составители Е.О. Вострикова, Л.П. Гвоздарева. 2020. С. 61-65
14) Грибанова Д. В., Ограничивающие конкуренцию соглашения (картель) и экономическая выгода // Российская юстиция. — 2022. — № 11. — С. 31-65
15) Григорьева Е.В. Общественная эффективность монополии// АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. Материалы ХI Международной научной конференции. Сост. Е.О. Вострикова, Л.П. Гвоздарёва. Астрахань, 2021. С. 49-54
16) Дерен, В. И. Экономическая теория и экономическая политика. Практикум: учебное пособие для вузов / В. И. Дерен. - 2 - е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021.
17) Днепров, М. Ю. Основы экономической теории: учебник для среднего профессионального образования / М. Ю. Днепров, О. В. Михайлюк, В. А. Николаев. - Москва: Издательство Юрайт, 2021.
18) Канкулов, А.М. Ценообразование и производство в условиях совершенной конкуренции и монополии / Канкулов А.М. // Моя профессиональная карьера. – 2020. –№ 8. – С. 19-25
19) Крупнов Ю.А. Защита конкуренции и экономический рост. В сборнике: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ. Сборник научных статей 19-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2020. С. 250-252
20) Музюков Н.А. Антимонопольное регулирование на современном этапе: проблемы и перспективы // Молодой ученый. 2020. № 50 (340). С. 281-285
21) Океанова З. К. Экономическая теория. – М.: Дашков и К° , 2021.
22) Олейник А. Н. Институциональная экономика. – М.: ИНФРА-М, 2021
23) Рамазанова Л.О., Буткевич О. В. Сравнительный анализ правового регулирования конкуренции в РФЫ и зарубежных странах//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции c международным участием профессорско-преподавательского состава, аспирантов и магистров. 2019. С. 26-30
24) Розанова Н.М. Конкуренция и монополия в цифровую эпоху // Общественные науки и современность. 2021. № 1. С. 63-65
25) Симкина Л. Г. Экономическая теория. - Москва - Санкт-Петербург - Нижний Новгород - Воронеж : Питер, 2021.
26) Сынков А.Д., Валова Ю.И. Особенности антимонопольного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации и за рубежом. В сборнике: Социально-экономическое развитие: проблемы, тенденции, перспективы: Сборник научных статей участников 20-й Международной научно-практической конференции (25 мая 2021 года, г. Курск) в рамках III Московского академического экономического форума / Курский филиал Финансового университета при Правительстве РФ. - Курск: ЗАО "Университетская книга", 2021. - с. 266-670
27) Черданцева А. А., Валова Ю. И. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство//ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ: НОВЫЕ ЗАДАЧИ И ГОРИЗОНТЫ. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Под редакцией С.А. Гальченко. Курск, 2023. С. 210-215