Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время исследователи и педагоги все большее внимание уделяют методам развития иноязычных умений у школьников. Данный факт напрямую связан с местом и ролью иностранного языка в общем развитии ребенка и его способностями в будущей деятельности. Поэтому знание иностранного языка актуально и востребовано.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом в процессе развития иноязычных умений у школьников должны быть сформированы следующие речевые умения: чтение, аудирование, письмо и говорение. Каждый из перечисленных видов речевой деятельности имеет свои особенности.
Письмо является одним из ведущих видов деятельности, которому обучают школьников с первых уроков иностранного языка. Письменная речь позволяет выявить способности и умения школьника воспринимать и переводить иностранную речь в письмо.
Изучением методов и особенностей развития письма как вида речевой деятельности занимались И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Р.П. Мильтруд, А.А. Рогова, Е.И. Пассов и многие др. Исследователи пришли к выводу, что письменную речь необходимо развивать в тесной связи с другими иноязычными умениями.
Особое внимание уделяется вопросам обучения иноязычной речевой деятельности на уроках второго иностранного языка – немецкий язык. В связи с тем, что большинство обучающихся ориентировано на изучение английского языка как иностранного в настоящее время методика обучения немецкому языку особенно востребована.
Процессе обучения письма сложен ввиду особенностей иноязычной речи и перекодирования звукового образа слов в графический. Многие школьники владеют низким словарным запасом, не знаю звуко-буквенные особенности изучаемого языка. Всё это является предпосылками трудностей в развитии навыков иноязычной письменной речи. Осложняется ситуацию тот факт, что большая часть урока учителю отводится на развитие разговорных навыков (аудирование, говорение) и на письменные упражнения не хватает времени.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена противоречием между:
- на социально-экономическом уровне – между потребностями государства и общества в развитии у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции и недостаточным интересом школьников к изучению немецкого языка;
- на педагогическом уровне - между необходимостью развития умений письменной речи у обучающихся и сложностью организации данного процесса на уроках немецкого языка;
- на методическом уровне - потребностями в выборе эффективных и современных методов обучения письму и разработкой комплекса упражнений для развития умений письменной речи обучающихся на уроках немецкого языка.
Проблема исследования: каковы современные методы обучения письму на уроках немецкого языка в средней школе?
Цель исследования - рассмотреть современные методы обучения письму на уроках немецкого языка в средней школе.
Объект исследования – процесс обучения письму на уроках немецкого языка.
Предмет исследования – особенности современных методов обучения письму и их использование на уроках немецкого языка в средней школе.
Задачи:
1.Рассмотреть особенности письма как вида речевой деятельности;
2.Описать методы обучения письму на уроках иностранного языка;
3. Проанализировать УМК по немецкому языку для средней школы на предмет методов обучения письму;
4.Разработать комплекс упражнения, направленный на обучение письму обучающихся 5 класса на уроках немецкого языка.
Методы исследования: сбор, анализ, синтез, сравнение психолого-педагогической, методической, учебной и периодической литературы по проблеме исследования.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды авторов в следующей области:
- особенностей письма как лингвопсихологического явления и его изучение на уроках иностранного языка (М.М. Абдусаламов, И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова и др.).
- методов обучения письменным умениям на уроках немецкого языка как второго иностранного (Е.В, Бонадревская И.А. Бредихина, Н.И. Гез и др.).
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что разработанный комплекс упражнений для обучения письму на уроках немецкого языка может быть полезен учителям немецкого языка в процессе их работы.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические основы современных методов обучения письму на уроках иностранного языка
1.1 Характеристика письма как вида речевой деятельности на уроках иностранного языка
Основной целью уроков иностранного языка является формирование у обучающихся способности к иноязычной речевой деятельности. Все это порождает у школьников основы лексического богатства изучаемого языка, и как следствие, формирует предпосылки к развитию коммуникативной компетенции.
В науку термин «коммуникативная компетенция» был введён Д. Хаймсом. Исследователь понимал под коммуникативной компетенцией способность человека вступать в коммуникативные ситуации на основе знания языковых средств посредством устной и письменной речи. Д. Хаймс особо отмечал, что коммуникативная компетенция «рождается» на основе знания социокультурных особенностей языка, а не только лексики и грамматики. Поэтому по Д. Хаймсу в коммуникативную компетенцию включены когнитивные, психологические, социальные и культурные области языка [12].
Л.А. Петровская определяет коммуникативную компетенцию как способность начинать и поддерживать речевые контакты с другими лицами. Определяя компонентный состав коммуникативной компетенции, исследователь выделяет совокупность коммуникативных знаний и умений, позволяющих обеспечить продуктивный речевой процесс [4].
В отечественной науке в отношении структуры коммуникативной компетенции имеется несколько мнений. Например, И. Л. Бим отмечает следующие компоненты:
- языковая компетенция – развитием навыков фонетики, лексики и грамматики;
- речевая компетенция – способностью к осуществлению речевого общения посредством всех иноязычных навыков;
- социокультурная компетенция – сформированность знаний о культурных особенностях страны носителя языка, их нормах и правилах речевого поведения, особенностях лексики;
- компенсаторная компетенция – умение использовать различные речевые навыки, даже в случаях ограниченного запаса лексики.
- учебно-познавательная компетенция – развитие знаний, умений и навыков обучающихся в процессе иноязычного обучения [3].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдусаламов, М.М. Письменная речь и целевые категории коммуникативной письменной речи как средство обучения при усвоении английского языка / М.М. Абдусаламов, А.А. Газиева // МНКО. - 2020. - №4 (83). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pismennaya-rech-i-tselevye-kategorii-kommunikativnoy-pismennoy-rechi-kak-sredstvo-obucheniya-pri-usvoenii-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 28.12.2023).
2. Бим, И. Л. Основные направления организации обучения иностранным языкам на старшей ступени / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. - М.: Просвещение, 2000 - №5. - С. 272.
3. Бим, И.Л. Немецкий язык. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / И.Л. Бим, Л.И. Рыжова : Рос. Акад. Наук, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 240 с.
4. Бондаревская, Е.В. Воспитание, как возрождение гражданина, а также культуры и нравственности / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону, 1993. – 32 c.
5. Бредихина, И. А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности: учеб. Пособие / И. А. Бредихина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. -Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. - с. 104.
6. Гальскова, Н.Д. Теория обучения двум и более иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова. – М.: Академия, 2007. – 336 с.
7. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в начальной школе / Н.И. Гез. – М.: Изд-во Высшая школа, 1982. – 374 с.
8. Кащеева, А.В. Современные подходы к обучению письму на иностранном языке / А.В. Кащеева // Социально-экономические явления и процессы. 2018. - № 6 (052). – С. 191 - 194.
9. Носирова, М. К. Требования к обучению продуктивным видам речевой деятельности / М.К. Носирова // Вопросы науки и образования. - 2019. - №1. - с. 49-51.
10. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. – М., Изд-во Просвещение, 1989. – 208 с.
11. Шайбакова, В.Н. Особенности обучения письменной иноязычной речи в средней общеобразовательной школе / В.Н. Шайбакова, Л.В. Шварева // E-Scio. - 2021. - №6 (57). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-pismennoy-inoyazychnoy-rechi-v-sredney-obscheobrazovatelnoy-shkole (дата обращения: 28.12.2023).
12. Hedge T. Teaching and learning classroom. Longman, 2002. – 346 p.
13. Harmer J. The Practice of English language teaching. – Longman, 2001. -314 p.