Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Понятие «репрезентативная система» является одним из ключевых в нейро-лингвистическом программировании и включает в себя все пути, по которым человек получает, хранит и кодирует информацию [4,6,8,11]. В научной литературе можно встретить следующие синонимы данного термина: канал восприятия, модальность восприятия. В НЛП выделяют три основные репрезентативные системы и три группы людей по преобладанию в их восприятии той или иной сенсорной модальности [6,8]. «Визуалы» (визуальная система); «Аудиалы» (аудиальная система); «Кинестетики» (кинестетическая система).
От того, какой тип восприятия преобладает у человека, выделяют и различные типы, черты, склонности и способности личности. Способности человека представляют собой психологическое явление, при котором у человека появляется возможность реализации того или иного явления, умения, навыка. Способности в ряде работ рассматривают как предпосылки к действию, которые обеспечивают возможности к реализации задуманного, воплощению навыков, умений. Тем не менее, сами по себе способности не реализовывают все возможности человека. Воплощению возможностей в действительность, и их реализации, способствуют многочисленные усилия, и действия, направленные на достижение результата. При этом воздействие могут оказывать различные факторы, в том числе личная заинтересованность, интерес близких и родственников, качество обучения, применяемые при этом методы и технологии, ведущий тип репрезентативной системы [2].
Способности человека представляют собой психологическое явление, при котором у человека появляется возможность реализации того или иного явления, умения, навыка. Способности в ряде работ рассматривают как предпосылки к действию, которые обеспечивают возможности к реализации задуманного, воплощению навыков, умений. Тем не менее, сами по себе способности не реализовывают все возможности человека. Воплощению возможностей в действительность, и их реализации, способствуют многочисленные усилия, и действия, направленные на достижение результата. При этом воздействие могут оказывать различные факторы, в том числе личная заинтересованность, интерес близких и родственников, качество обучения, применяемые при этом методы и технологии, ведущий тип репрезентативной системы [3].
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что существует тесная взаимосвязь между ведущей репрезентативной системой и свойствами личности.
Объект исследования – репрезентативная система и типология личности.
Предмет исследования – взаимосвязь репрезентативной системы и основных свойств личности.
Цель исследования – определить взаимосвязь между ведущей репрезентативной системой и свойствами личности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть условия становления и развития зрелой личности, определить структуру, содержание, направленность, типологию личности.
2. Определить сущность понятия «репрезентативная система».
3. Определить взаимосвязь между ведущей репрезентативной системой и способностями человека.
Методы исследования. Теоретические (анализ литературных данных, научных публикаций), обобщение, систематизация, классификация.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты работы могут быть использованы для разработки дальнейших мероприятий, позволяющих человеку развить зрелую личность, легче развить основные способности и качества личности.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1. Условия становления и развития зрелой личности: структура, содержание, типы личности
Зрелая личность представляет собой личность со всеми сформированными качествами. Также подразумевается устойчивость и прочное закрепление этих качеств в психотипе личности. для зрелой личности характерна стабильная структура личности [4].
Зрелая личность по сути своей социальна. Происхождение личностных качеств строго индивидуально, но в их основе лежит определенная система иерархии. Значимость личностной зрелости определяется значимостью с точки зрения общественно-классовых интересов. Зрелая личность представляет собой сложный комплекс индивидуальных психических процессов, а также определенные свойства и комплекс психических характеристик личности. Основными характеристиками личности является их структура, содержание, типология.
Содержание личности представляет собой всю систему ценностей, которая присуща человеку как индивидууму. Содержание формирует духовный мир личности, образует особенности индивидуального сознания и основные личностные качества человека. именно от содержания зависит то, каким образом формируется сознание личности, ее отношение к социальной и природной среде. Важнейшими компонентами содержания личности является система представлений, ценностей, а также определенные знания, навыки, понятия и взгляды, система убеждений [5].
Содержание находится в тесной взаимосвязи со структурой личности. структура представляет собой иерархическую систему ценностей, а также совокупность основных психических свойств и характеристик. Именно структура личности определяет ее направленность, способности, темперамент. Это основные свойства, характеризующие личность человека [6]. Также от содержания личности в значительной степени зависит индивидуальное сознание, мировоззрение человека.
Под мировоззрением понимают ту часть чувственного восприятия мира, на основе которого происходит построение характера и сознания человека. Чувственная сфера приводит к дальнейшему совершенствованию и формированию рациональной сферы. Человек приобретает способность мыслить, принимать решения, нести ответственность за свои поступки и действия. В дальнейшем у мужчин формируется логическое отношение к окружающему миру, а у женщин развивается способность чувствовать, ощущать интуитивно и тонко окружающий мир [3].
Существенная значимость, определяющая содержание личности, отводится моральному и нравственному сознанию. Содержание личности определяет отношение человека к морали, этике, закону, соблюдению социальных норм. Именно от содержания личности зависит понимание того, что существует закон, что его необходимо неукоснительно соблюдать, что за нарушение закона наступает ответственность. Содержание личности позволяет человеку понимать, что существуют различные виды и уровни ответственности, в зависимости от вида и тяжести правонарушения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». М.2013г. 321с.
2. Гинзбург М.Р. «Психологическое содержание личностного самоопределения» //»Вопросы психологии». 2014г. № 3. 43-52 с.
3. Ермолаева М.В. «Психология развития». Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». 2000г. 186 с.
4. Каган М.С. «Особенности самосознания подростков» М. 1973г.154 с.
5. Клиническая психология в социальной работе / Под ред. Б.А Маршинина, - М, 2002, с. 232.
6. Кон И.С. «Открытие «Я». М. 2007г. 254 с.
7. Кон И.С. «Психология ранней юности» М.: «Просвещение». 2013г. 210 с.
8. Ланцбург М.Е. О применении экзистенциального психологического подхода в психологическом консультировании беременных женщин и молодых родителей // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2004. – № 1. – [Электронный ресурс]: http://psyjournal.ru/j3p/vol.php?id=200401.
9. Лисина М.И. «Проблемы онтогенеза общения» М.: «Педагогика». 2012г. 212с.
10. Митина Л.М. «Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях//«Вопросы психологии». 2000. № 4. 28 – 38с.
11. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших педагогич уч. заведений. — М., 2001. — С. 115.
12. Мухина В.С. «психология детства и отрочества». М.:ИПП. 2009г. 281с.
13. Навайтис Г. Парадигмы семейной психодиагностики // Мир психологии. – 2013. – №3. – С. 231.
14. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2009. – С. 89.
15. Основы социальной работы: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. П.Д. Павленка.— М.: ИНФРА-М, 2006.— С. 115.
16. Пряжников Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение» М.: НПО «МОДЭК». 2012г. 234 с.
17. Психология современного подростка / Под редакцией Д.М. Фельдштейна. М.: «Педагогика». 2011г.256 с.
18. Психология социальной работы/ Под ред. М.А. Гулиной, - Питер, 2004, с.25-75.
19. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 2008. – С. 486.
20. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». М.: «Педагогика». 2010г. 287 с.
21. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина.— М.: ИНФРА-М, 2001, с.350.
22. Столин В.В. «Самосознание личности» М.: МГУ. 2012г.180с.
23. Фельдштейн Д.М. «Психология взросления». М.: МПСИ «Флинта». 2013г. 203.с
24. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту/ под редакцией И.В.Дубровиной. М.: «Педагогика». 2013г. 254 с.
25. Чеснокова И.И. «Проблема самосознания в психологии». М.: Издательство «Наука». 2011г. 234с.