Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Своевременное овладение русским языком и правильной речью является основой дальнейшего развития личности. Человек с хорошо развитой речью и полноценным знанием русского языка становится полноценным участником коммуникаций, ему легче адаптироваться к обществу. Полноценная личность может быть развита только при условии сформированной речи.
При помощи речи ребенок может легко взаимодействовать с окружающим миром, высказывать свои мысли, желания, аргументировать свою точку зрения, быть понятым. И наоборот, при несвязной речи и незнании родного языка ребенок становится необщительным, затрудняется коммуникативная функция, замедляется или нарушается дальнейшее развитие личности. Для формирования полноценной речи важно, чтобы речь ребенка была связной и он обладал достаточным словарным запасом [1].
Речь может передаваться различными способами: при помощи слов, письменно, жестами, мимикой. Однако это все вспомогательные средства. Основным средством передачи информации является непосредственная передача информации при помощи речевого навыка. Именно этот навык максимально реализуется в ходе обучения русскому языку.
Русский язык считается одним из сложнейших языков в мире. Особые трудности возникают при работе с падежами [2].
Именительный падеж русского языка, как правило, считается обладающим наиболее простой из всех падежей семантикой. Именительный падеж в русском языке достаточно широко описан на всех язы¬ковых уровнях [9; 10; 11; 12]. В них он полагается грамматическим значением, об¬ладающим коммуникативной функцией наименования, семантической функцией субъекта, синтаксической функцией координации. Функции, которыми обладает именительный падеж, не свойственны большинству из падежных значений, в связи с чем перспективны в изучении для дальнейшего использования в машинной обработке языка, в преподавании. При этом работы, посвященные специфике передачи падежа как носителя данных функций в разнородных языках, как носителя данных функций, отсутствуют. В сложившейся ситуации изучение данной проблемы видится акту¬альным.
Степень разработанности тематики. Сопоставительные исследования по специфике функционирования падежных значений рус-ского языка достаточно многочисленны [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8]. В свою очередь, сопоставлению подвергаются падежи со сложной семантикой: твори¬тельный, винительный, дательный. В меньшем количестве представлены в научной литературе исследования по родительному и предложному падежам.
Цель исследования – рассмотреть особенности функционирования частных значений именительного падежа в русском языке.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Раскрывая сущность понятия «падеж»
3. Привести основные характеристики категории падежа в русском языке
4. Рассмотреть особенности функционирования именительного падежа
5. Проанализировать функционирование частных значений именительного падежа в русском языке.
Методы исследования: теоретические - анализ литературы, анализ падежей, анализ словарных дефиниций.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть исследованы в лингвистике, при изучении особенностей русского языка, его падежных форм. Также результаты могут быть полезны педагогам, могут быть использованы учителями и студентами на уроках русского языка.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей функционирования падежа в русском языке
1.1. Категория падежа в русском языке
Под категорией падежа подразумевают грамматическую словоизменительную конструкцию, при помощи которой происходит выражение синтаксического отношения имени к другим словам. Падеж дает возможность определить функциональный статус падежа. Например, падеж определяет подлежащее, прямое или косвенное дополнение. Также немаловажно определение при помощи падежа обстоятельства действия и события, а также части сказуемого [13]. Падеж является косвенным указанием на отношение зависимости, в том числе, управления, находящегося в рамках синтагм. В качестве примера можно привести такие выражения, как рука ударила, руку ударила, рукой ударила.
Особенность падежа состоит в том, что он может означать только одно определенное название, единую вещь, которая является весьма абстрактной. Но из этого абстрактного понятия можно выделить вполне конкретное единое значение, которое употребляется в каждой конкретной ситуации, либо в рамках определенного ограниченного контекста.
При построении грамматики падежа сначала происходит фиксация основного значения, которое закреплено за определенной речевой категорией. Обычно за основу берется абстрактное понятие. Затем выделяются грамматические категории, которые применяются для расширения контекста и раскрытия более конкретного, частного понятия данной грамматической категории. В результате анализа общих и частных значений падежа, выводится его обобщенное значение. При этом применяется принцип значимости, определения границ исследуемой речевой категории [2].
Как утверждает Л. Ельмслев, падеж может определяться через их значимость, которая рассматривается в качестве дифференциального минимума значения. При этом рассматривается определенная система иерархии. Сфера определения значений падежа определяется его значимостью и контекстом. При этом значимость падежа определяется тем, какую роль он играет в системе падежей, а значимость каждого отдельного падежа рассматривается в зависимости от его роли в системе языка.
Конкретные падежи разделяются на «логические» ил
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Очерк грамматики русского языка. М., 1995.
2. Амиантова, Э.И. Русский язык как иностранный. Лексика русского языка / Э.И. Амиантова, Г.А. Битехтина, А.Л. Горбачик, Н.А. Лобанова. - М.: Флинта, 2016. - 376 c.
3. Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи.: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 320 c.
Белошапкова В.А. Синтаксис // Современный русский язык. М., 1991.
4. Баландина, Л.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для аудиторской и самостоят. работы студентов-нефилологов ВУЗов / Л.А. Баландина, Г.Р. Давидян, Г.Ф. Кураченкова и др. - М.: Моск.университета, 2012. - 256 c.
5. Белошапкова, В.А. Современный русский язык. Учеб. для филол.спец.высших учебных заведений / В.А. Белошапкова, Е.А. Брызгунова, Е.А. Земская и др. - М.: Альянс, 2016. - 928 c.
6. Болдырев Р.В. Предложно-падежное функциональное взаимодействие в русской разговорной речи. Киев, 1982.
7. Болотнова, Н.С. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография. Контрольно-тренировочные задания: Учебное пособие / Н.С. Болотнова, А.В. Болотнов. - М.: Флинта, 2016. - 224 c.
8. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 539 c.
9. Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.М. Воителева, Е.С. Антонова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 400 c.
10. Гвоздева, Е.В. Русский язык и культура речи. Для студентов нефилилогических специальностей. / Е.В. Гвоздева, Е.Ф. Косицына, В.Н. Орлова, И.В. Чирин. - М.: МГИУ, 2008. - 120 c.
11. Городецкая, Е.В. Русский язык как иностранный. Проза Пушкина: Учебное пособие / Е.В. Городецкая, Е.М. Воронова. - М.: Флинта, 2016. - 56 c.
12. Диброва, Е.И. Современный русский язык: Учебник для бакалавров / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин . - М.: Юрайт, 2013. - 559 c.
13. Дремов А.Ф. Роль падежей русского языка в обеспечении и связности и компрессии текста: Автореф.-дис. канд. филол. наук. М., 2004.
14. Захарова, М.В. Старославянский, древнерусский и история русского литературного языка в вопросах и ответах: Учебное пособие / М.В. Захарова. - М.: Флинта, 2016. - 112 c.
15. Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи: учебник / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова. - М.: Проспект, 2016. - 440 c.
16. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1989.
17. Клобуков Е.В. Семантика падежных форм в современном русском языке. М., 1997.
18. Князев, С.В. Современный русский литературный язык: фонетика, орфоэпия, графика и орфография / С.В. Князев, С.К. Пожарицкая. - М.: Гаудеамус, 2012. - 430 c.
19. Красильникова Е.В. Имя существительное в русской разговорной речи //Функциональный аспект. М., 2009.
20. Красильникова Е.В. К функциональной характеристике именительного падежа существительных в системе русской разговорной речи // Теория и практика лингвистического описания разговорной речи. Горький, 2006.
21. Марков В.М. Избранные работы по русскому языку. Казань: Издательство «ДАС», 2001. 275 с.
22. Марков В.М. Историческая грамматика русского языка. Именное склонение. Ижевск: Издательство Удмуртского ун-та, 1992. 145с.
23. Мартыненко Н.Г. Распределение и функционирование падежных форм имен существительных в разговорной речи: Автореф.-дис. канд. филол. наук. Саратов, 1996
24. Мельников Г.П. Природа падежных значений и классификация падежей // Исследования в области грамматики и типологии языков. М.,2008.
25. Николаева Т.М. Очерки по исторической стилистике и словообразованию. Казань: Издательство КГУ, 2000. 148 с.