Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие «управленческая деятельность» в ряду сходных категорий
Управление - это универсальное явление, распространенное в при-роде и обществе. Это понятие широко используется в науке и обозначает функции, присущие биологическим, техническим, экономическим, соци-альным и другим организованным системам. Следовательно, существуют различные определения концепции управления. В философии управление рассматривается как функция организованной системы для реализации ее программы, цели, поддержания качественной безопасности и структуры, поддержания динамического равновесия с окружающей средой, рода дея-тельности, развития и способа взаимодействия между ее элементами [12].
В кибернетике управление понимается как информационный процесс или изменение в системе и внешней среде и как обратная связь-воздействие в системе, осуществляемое одним из ее элементов на другой элемент (центр управления на объекте управления). В психологии управлением называют процесс, целью которого является изменение состояния другого объекта, «деятельность, направленную на разработку программы управления и со-здание таких мотивирующих условий, которые побуждают контролируе-мого эффективно реализовывать эту программу».
Все определения отражают наиболее общие характеристики, прису-щие широкому классу управляемых систем. Характеристиками любого управления являются: наличие системы, управляемой и контролируемой подсистемами, контролируемый параметр, причинно-следственная связь элементов, способность системы к усилению (способность претерпевать большие изменения за счет небольших воздействий), динамический харак-тер систем, обратная связь, передача, хранение, преобразование информа-ции, направления, антиэнтропийного контроля.
Эти особенности характерны для социального управления - управ-ления людьми (в обществе), особенности которого рассматриваются тео-рией социального управления (управления обществом). Рассмотрение личности и коллектива как управляемой системы было обосновано в рабо-тах А.И. Китова, А.В. Филиппова. Управление понимается как сложная система, включающая в себя следующие компоненты: человека, технику и технологическое обеспечение, отношения (управление, подчине-ние). Это конкретный подчиненный набор компонентов, информационная безопасность, функции и цель деятельности, правовое регулирование структуры [15].
Социальное управление заключается в воздействии субъекта (дви-жущей силы) на объект (организованную группу людей), целью которого является организация и координация совместной деятельности. Оно вклю-чает в себя комплекс мер воздействия на группу с целью получения, орга-низации, совершенствования и развития качественных профессиональных знаний, осуществляется в рамках управленческого взаимодействия и носит субъект-субъектный характер. С психологической точки зрения, как ука-зывает Р.Т. Шакуров, сущность управления сводится к «ориентации» и «активизации деятельности людей», поскольку для достижения обществен-но полезного результата – продукта труда необходимо регулировать про-цесс совместной деятельности. Как подчеркивает А.В. Филиппов, управле-ние следует понимать как социальное явление, социальная сущность кото-рого отражается в категории отношений, и как вид труда, деятельности, проявляющийся в «технологии» самого управления. Характеризуя управ-ленческие отношения, он опирается на определение В.Г. Афанасьевой, в котором управленческие отношения определяются как «сложные отноше-ния между людьми и социальными коллективами в процессе реализации управленческих функций на основе общих принципов управления».
Управленческие отношения включают организационные и информа-ционные аспекты. Важное место в механизме управления занимает прин-цип обратной связи, который предполагает, во-первых, информационный обмен - информационное воздействие, а во-вторых, обратный эффект, по-скольку субъект и объект управления неизбежно меняются местами при любом взаимодействии. Управление может иметь место и в том случае, ес-ли объектом является техническая система, но в этом случае управленче-ских отношений не существует. Управленческие отношения возникают при условии взаимодействия (в форме противодействия или поддержки) и вза-имодействия субъекта и объекта управления, и это становится возможным, когда объектом управления является человек. Такие управленческие отно-шения реализуются через профессиональные должности и закрепляются в статусах, отражающих функциональную зависимость [13].
В психологии наряду с понятием «управление» используется понятие «деятельность» (в приведенном выше определении понятие «деятельность» вводится в содержание понятия «управление», посредством которого оно раскрывается). В современной психологии управления, подчеркивает А.Л. Журавлев, исторически сохраняется двойственность понимания предмета, что отражено в определениях и приближает его либо к социальной психо-логии (которая фактически делает его отраслевым), либо к психологии труда. С одной стороны, управление рассматривается как особый вид об-щественных отношений и исследуются психологические особенности управленческих отношений, с другой стороны, управление рассматривает-ся как специфический вид трудовой деятельности и изучаются психологи-ческие аспекты управленческой деятельности, что затрудняет понимание этих терминов. Управление является неотъемлемым атрибутом любой сов-местной деятельности, поскольку задачи по разделению, координации и координации их выполнения возникают естественным образом.
Признаки совместной деятельности выделены А.Л. Журавлевым. К ним относятся: единое пространство для одновременного выполнения от-дельных видов деятельности, объединение их субъектов, разделение на от-дельные (функционально связанные) рабочие процессы, распределение технологических операций между участниками, управление отдельными видами деятельности, координация отдельных видов деятельности, общий продукт в целом. Группа людей, объединившихся для совместной деятель-ности, приобретает характеристики организации посредством управления. Понятие управления связано с понятием организации - организации взаи-мосвязей элементов системы. Используется несколько значений этого по-нятия: функциональное, содержательное, процедурное. Таким образом, понятие организации характеризует структуру интегрированной системы с точки зрения степени ее функционального совершенства [4].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агафонова М. С., Берегович К. А. Управленческая деятель-ность: её особенности, структура и характерные черты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 2. – С. 438– 441. – URL: http://e-koncept.ru/2017/570086.htm.
2. Афанасьев В. Г. О системном подходе в социальном познании // Вопросы философии. – 1973. – № 6. – С. 98–111.
3. Бандурка А. М., Бочарова С. П., Землянская Е. В. Психология управления. – Харьков: ООО «Фортуна-пресс», 1998. – 464 с.
4. Вендров Е. Е. Психологические проблемы управления. – М.: Экономика, 1969. – С. 49.
5. Винер Н. Человек управляющий. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
6. Гвишиани Д. М. Организация и управление. – М.: Наука, 1972. – 536 с.
7. Дизель П. М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в ор-ганизации. – М.: Фонд за экономическую грамотность, 1993. – 272 с.
8. Журавлев А. Л. О современном состоянии отечественной пси-хологии управления в контексте ее истории // Современные проблемы пси-хологии управления. – М.: ИПРАН, 2002. – С. 6–17.
9. Журавлев А. Л. Социально-психологические особенности сов-местной деятельности бригады // Социально-психологические проблемы бригадной формы организации труда. – М.: Наука, 1987. – С. 47–54.
10. Кабаченко Т. С. Психология управления. – М.: Российское пе-дагогическое агентство, 1997. – 324 с.
11. Киллен Н. Вопросы управления. – М.: Экономика, 1981. – 200 с.
12. Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические про-блемы руководства. – М.: Политиздат, 1978. – С. 223.
13. Кхол Й. Эффективность управленческих решений. – М.: Про-гресс, 1975. – С. 14.
14. Левкович Л. Ю. Факторы предпочтения руководителем раз-личных форм власти в организации // Психология совместной жизнедея-тельности малых групп и организаций. – М.: ИПРАН, 2001. – С. 270–284.
15. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1999. – 800 с.
16. Пригожин А. И. Социально-психологическая организация // Организационная психология. – СПб.: Питер, 2000. – С. 105.
17. Смирнов Е. А. Руководитель современной организации: управ-ленческий статус и личностные особенности // Личность. Культура. Обще-ство. – 2001. – Т. III. – Вып. 4 (10). – С. 101.
18. Спиркин А. Г. Философия. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с.
19. Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятель-ности. – Л.: ЛГУ, 1988. – 108 с.
20. Телятников Г. В. Соотношение методологии, теории и практики психологии управления // Современные проблемы психологии управле-ния. – М.: ИПРАН, 2002. – 416 с.
21. Управление – это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор, Г. Форд. – М.: Республика, 1992. – С. 9.
22. Урбанович А. А. Психология управления. – Минск: Харвест, 2001. – 640 с.
23. Филиппов А. В. Вопросы психологии управления // Психол. журн. – 1980. – Т.1. – № 2. – С. 20.
24. Филиппов А. В. Методология психологического анализа управленческой деятельности // Методология инженерной психологии, психологии труда и управления. – М.: Наука, 1981. – С. 96–109.
25. Шакуров Р. Х., Алишев Б. С. Психология управленческой дея-тельности в ССУЗ. – Казань, 1997. – С. 7.
26. Шипош И. Управление и руководящий работник // Психология труда. – М.: Профиздат, 1979. – С. 176–189.