Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТОВАРНЫЕ РЕСУРСЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие и состав товарных ресурсов
Общеизвестно, что для функционирования всех отраслей деятельности необходимы ресурсы, которые обеспечивают ее существование. Термин «ресурсы» от французского «pessonpse» означает денежные средства, товарные запасы, природные ресурсы, экономические ресурсы.
Ресурсы подразделяются на: 1) природные (пригодные для использования естественные силы и вещества); 2) материальные, которые представлены рукотворными средствами производства; 3) трудовые; 4) финансовые.
Основами экономического потенциала общества являются экономические ресурсы. Они участвуют в производстве экономических благ и способствуют достижению целей социально-экономического экономического развития. Такие экономические ресурсы, как земля, труд, капитал, предпринимательская способность, информация используются в хозяйственной деятельности предприятий .
На практике в качестве экономических ресурсов принято выделять:
- природные ресурсы. Сюда относятся земля, недра, водные, лесные, биологические, климатические и рекреационные ресурсы;
- трудовые ресурсы. К ним относятся: дееспособные физические лица;
- капитал. Он представлен в форме денег и ценных бумаг, средств производства или реальный капитал;
- предпринимательские способности. Они представлены способностью людей производства товаров и оказании услуг;
- знания, которые необходимы для ведения хозяйственной деятельности.
В практической деятельности мы часто сталкиваемся таким обстоятельством, экономические ресурсы ограничены, в тоже время экономические потребности безграничны. Такое сочетание двух жизненных ситуаций - безграничность потребностей и ограниченность ресурсов создают основу всей экономической теории. В сущность эта теория изучает, каким образом общество с ограниченными ресурсами может решать вопросы первоочередного распределения ресурсов, (что, как, и для кого производить). Таким образом, данная теория исследует вопросы рационального использования ограниченных ресурсов и управления ими для максимального удовлетворения реальных потребностей человека, и в первую очередь потребности в продуктах питания.
В настоящее время в учебных и экономических изданиях встречается различное толкование термина «товарные ресурсы». Многие под товарными ресурсами понимается товарную продукцию промышленности и аграрного сектора экономики, а также товары, которые поступают из других стран и предназначенные для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства, а также предназначенные и отправляемые на экспорт.
Согласно ГОСТ Р 51303-2013 под товарными ресурсами понимается продукция, которая произведена внутри страны и завозимая по импорту, предназначенная для продажи населению, снабжения социальных учреждений
и специального контингента потребителей, переработки и хозяйственных нужд, а также создания товарных запасов.
Иными словами, под товарными ресурсами в торговле понимается товары, которые поступают из различных источников и используется для последующей продажи для личного или семейного (коллективного) потребления.
Основными источниками поступления товарных ресурсов для предприятий торговли являются предприятия, производящие товары для обеспечения населения, включая отрасли пищевой, легкой и тяжелой промышленности, аграрные предприятия, фермерские хозяйства, товары индивидуальной трудовой деятельности, а также поступления по импорту.
В современных условиях все более значительное место в увеличении товарных ресурсов занимают малые и средние предприятия, тем более, что государство оказывает всяческое содействие развитию малого бизнеса. Роль малого бизнеса определяется способностью оперативно реагировать на изменения рыночных условий и перестраивать производство товаров в соответствии со спросом население и общественных организаций.
Применительно к сфере обращения товарные ресурсы рассматриваются как материальная основа обеспечения розничного товарооборота. При этом они формируются за счет поступления из различных очников и фактических товарных запасов. Товарные ресурсы необходимо рассматривать в балансовой взаимосвязи с розничным товарооборотом:
Зн + П=Р + Зк, (1)
где Зн - товарные запасы на начало периода, руб.;
Зк - товарные запасы на конец периода, руб.;
П - объем поступления (фактического или планируемого) товаров, руб.;
Р - объем реализации (продажи) товаров, руб.
Данная балансовая увязка (формула) показывает, что товарные ресурсы торгового предприятия, которые характеризуют объем предложения товаров клиентам (покупателями), должны превышать объем розничного товарооборота на величину оптимального товарного запаса. Это объясняется тем, что в торговом предприятии для обеспечения бесперебойной торговли всегда должны быть определенные запасы.
Товарные ресурсы, как отношение между сферой производства и товарного предложения, являются важным фактором функционирования коммерции. Торговые предприятия, как объекты коммерции, призваны управлять товарными ресурсами. Элементами и средствами управления при этом являются процессы оптовых закупок товаров и их продаж. При этом торговые предприятия оказывает влияние на производства товаров на основе предоставления заявок и заказов на производство и поставку. Товарные ресурсы необходимы для повышения качества жизни народа, так как они призваны удовлетворять потребности субъектов рынка. При этом спрос оказывают целенаправленное воздействие на производство товаров и услуг, и выступает исходным пунктом формирования товарных ресурсов в количественном и структурном аспекте.
Таким образом, на основе сбыта товарных ресурсов осуществляются связи между сферам производства и потребления, и при этом происходит товарно-денежный обмен. При этом проданные для личных и общественных потребно¬стей товары приобретают денежную форму и должны возмещать производ¬ственные затраты. Таким образом, создается побудительный мотив для их вос¬производства товарных ресурсов. Однако, если объем поступивших товаров превышают спрос на них возникает опасность не реализации их и они создают сверхнормативные товарные запасы. При этом образуется омертвление оборот¬ных средств, что значительно снижает финансовые результаты торгового пред¬приятия. Здесь необходимо иметь в виду, что товарные ресурсы должны постоянно находиться в обороте и обновляться. Важной задачей торговых предприятий является обеспечение ускорения оборота товарных ресурсов, что является важ¬ным фактором повышения эффективности их деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Текст] // «Собрание законодательства Российской Федерации». 1994. № 32. Ст. 3301.
2. Аникин Б. А. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики [Текст]: учебник / Б. А. Аникин, Т. А. Родкина. – М.: Проспект, 2021. – 344 с.
3. Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации) [Текст]: учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. – М.: Дашков и К., 2022. – 372 с.
4. Бузукова Е. А. Закупки и поставщики. Курс управления ассортиментом в рознице [Текст] / Е. А. Бузукова. – СПб.: Питер, 2022. – 432 с.
5. Воробьева И. П. Экономика и управление производством [Текст] : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / И. П. Воробьева, О. С. Селевич ; Нац. исслед. Томский политех. ун-т. – М.: Юрайт, 2022. – 191 с.
6. Грибов В. Д. Экономика организации (предприятия). Практикум (для СПО) [Текст] / В.Д. Грибов. – М.: КноРус, 2021. – 196 с.
7. Дунаев О. Н. Логистика – технология управления для нового этапа экономического роста [Текст] / О. Н. Дунаев // Логистика и управление цепями поставок. - 2021. - № 6. - С. 84-90.
8. Котерова Н. П. Экономика организации [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н. П. Котерова. - 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2020. - 288 с.
9. Павлович А. Эффективное управление закупками и запасами [Текст] / А. Павлович // Наука и инновации. – 2021. − № 9 (139). – С. 35-40.
10. Сергеев В. И. Управление цепями поставок [Текст]: учебник для бакалавров и магистров / В. И. Сергеев. – М.: Юрайт, 2020. – 379 с.
11. Стерлигова А.Н. Операционный (производственный) менеджмент [Текст]: учеб. пособие для вузов / А. Н. Стерлигова, А. В. Фель. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 180 с.
12. Управление закупками в коммерческой деятельности [Текст]: учеб. пособие / Т. Е. Евтодиева, Н. В. Иванова, Д. В. Ралык. – Самара, 2022. – 252 с.
13. Управление запасами в цепях поставок. в 2 ч. [Текст]: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под общ. ред. В. С. Лукинского. – М.: Юрайт, 2022. – 358 с.
14. Фатхутдинов Р. А. Производственный менеджмент [Текст]: учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. – 6-е изд. – СПб.: Питер, 2021. – 491 с.
15. Федорова Н. В. Анализ методик эффективности оптовых закупок коммерческого предприятия [Текст] / Н. В. Федорова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – Выпуск 2. – № 33. – C. 397-400.
16. Федюкин В. К. Управление качеством производственных процессов [Текст]: учеб. пособие / В. К. Федюкин. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2020. – 232 с.
17. Фридман А. М. Экономика организации [Текст]: учеб. / А. М. Фридман. – М.: Риор : ИНФРА-М, 2022. – 239 с.
18. Шохин Е. И. Корпоративные финансы (для бакалавров) [Текст] / Е. И. Шохин. – М.: КноРус, 2022. – 318 с.
19. Экономика фирмы [Текст]: учебник для бакалавров / под ред. В. Я. Горфинкеля. – М.: ЮРАЙТ, 2020. – 685 с.
20. Эскиндаров М. А. Корпоративные финансы (бакалавриат и магистратура) [Текст] / М. А. Эскиндаров, М. А. Федотова. – М.: КноРус, 2020. – 480 с.