Фрагмент для ознакомления
2
1 Теоретические основы права на республиканский материнский (семейный) капитал
1.1 Категории получателей сертификата на республиканский материнский капитал
В нашей стране демографическая проблема становится все более серьезной. В связи с этим государство различными способами пытается стимулировать повышение рождаемости. Одним из основных критериев социального государства является защита материнства, которая включает в себя помощь и защиту семьи. Семья - это объединение людей, основанное на браке, фактическом браке, родстве и приеме детей в семью на воспитание, определяемое общностью быта, выгодой и взаимной заботой. Она является важной единицей государственного устройства. Государство, охраняет неприкосновенность внутренней жизни семьи и исключает чрезмерное вмешательство, подрывающее ее мирные отношения.
События последнего столетия и радикальные изменения в обществе привели к тому, что в нашей стране произошел ряд демографических спадов, или демографических кризисов.
Республиканский материнский (семейный) капитал - средства республиканского бюджета Республики Хакасия, направляемые на реализацию дополнительных мер социальной поддержки, установленных Законом Республики Хакасия от 8 июля 2011 г. № 64-ЗРХ (за исключением предоставления транспортного средства).
В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе существует большое количество исследований, посвященных финансовой поддержке семей, в том числе механизмам материнского капитала. Различные авторы по-разному оценивают природу материнского капитала.
Рассмотрим некоторые из точек зрения.
Н. Коротина и И. Рыженкова рассматривают материнский капитал как составляющую государственной демографической политики, как инструмент государственной политики по решению демографических проблем страны. Это имеет большое значение, поскольку демография в Российской Федерации всегда была одной из важнейших социально-экономических проблем. Ухудшение демографической ситуации в стране в целом может привести к возникновению угроз национальной безопасности [7;121]. Например, снижение рождаемости может привести к таким экономическим проблемам, как сокращение трудовых ресурсов, увеличение пенсионной нагрузки на работников, рост расходов, связанных с системами социального обеспечения и здравоохранения. В то же время деятельность организаций социальной защиты и здравоохранения направлена на то, чтобы обеспечить более зрелым поколениям достаточный уровень жизни.
Т.И. Капустина рассматривает материнский капитал в более узком смысле, т.е. как форму дополнительной социальной поддержки семьи. Институт семьи участвует в выполнении одной из важнейших социальных функций - репродуктивной, т.е. воспроизводстве населения. Не менее важна и социализация (например, воспитание в области науки, культуры, морально-этических ценностей), которую семья обеспечивает новым членам общества. Все перечисленные факторы оказывают непосредственное влияние на демографию страны [8; 27]. Следует отметить, что сегодня наблюдается тенденция к существенным изменениям в семейной системе. Это проявляется в разделении семьи на определенные страты в зависимости от уровня доходов, увеличении числа разводов, изменении взглядов на супружеские отношения и взаимоотношения между пожилыми и молодым поколением. Материнский капитал как инновационная форма социальной поддержки семьи является необходимым направлением в данной области, особенно в отношении молодых семей. Это обусловлено важностью привития молодому поколению традиционных ценностей семейной системы, что невозможно без определенного "предпринимательского капитала". Создание таких инструментов, как материнский капитал, должно привести к принятию государством решения о предоставлении новых форм социальной поддержки, а в долгосрочной перспективе - к достижению глобальной цели - стимулированию низкой рождаемости.
О.И. Назарова рассматривает материнский капитал как средство социально-экономической защиты детей. В этой связи нельзя не учитывать тот факт, что многие семьи не решаются на рождение второго или последующего ребенка. Это связано с тем, что они не имеют возможности обеспечить своим детям необходимые пособия и достойный уровень жизни. Роль материнского капитала здесь проявляется в тех сферах, в которых он доступен. Все они прямо или косвенно связаны с благополучием ребенка.
Интересна точка зрения Е.С. Иноземцева о том, что программы материнского капитала являются информационным аспектом демографической безопасности. В частности, он раскрывается путем расчета соответствующих показателей на основе общедоступных статистических данных. Примечательно, что большинство таких данных при комплексном анализе показывают положительную динамику влияния родового капитала на демографическую безопасность государства (влияние программы на повышение рождаемости сельского населения еще больше).
Несмотря на большое количество работ по теме данного исследования, подтверждается наличие актуальных проблем в реализации механизма родового капитала в России, не описанных ранее в работах исследуемых авторов, и необходимость научного углубления знаний по данной теме исследования [6;45].
Основная гипотеза исследования заключается в том, что система поддержки российских семей посредством материнского капитала является незавершенной, имеет достаточное количество проблем и нуждается в модернизации.
Существует ряд проблем, связанных с развитием программ финансирования материнства. В развитии рассматриваемой системы, например, недостаточное правовое регулирование некоторых вопросов, связанных с распоряжением средствами материнского капитала, незавершенность системы определения лиц, имеющих право на получение средств материнского капитала, отсутствие правовой организации вопросов, связанных с правовым обращением средств материнского капитала (например, при разделе совместно нажитого имущества) и др. юридические проблемы. Не менее важной проблемой является неэффективность предоставления возможности распорядиться средствами материнского капитала "здесь и сейчас", которые являются достаточно важным элементом планирования роста семьи. Особенно это сказывается на планах молодых родителей, которые рассматривают возможность дать своему второму и последующим детям все блага, необходимые для их гармоничного развития.
Для того чтобы подтвердить или опровергнуть данный ряд гипотез, необходимо проанализировать законодательство, регулирующее основные аспекты системы финансирования материнства. Данное исследование позволит четко проследить существующие особенности рассматриваемых схем и оценить уровень законодательного закрепления этих аспектов, перечисленных в представленных гипотезах.
Республиканский материнский капитал в Республике Хакасии принят Законом Республики Хакасия от 8.07.2011 г. № 64-ЗРХ "О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Хакасия", в дальнейшем по тексту - Закон № 64-ЗРХ.
Согласно ст.3 Закона № 64-ЗРХ, право на единовременную выплату имеют:
-женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2012 года (в том числе в случае смерти первого, второго, третьего ребенка и (или) последующих детей, при условии, что была произведена государственная регистрация его (их) рождения), если ранее им не был выдан сертификат;
-мужчины, являющиеся единственными усыновителями третьего ребенка или последующих детей, если решение суда об установлении усыновления ребенка вступило в законную силу, начиная с 1 января 2012 года (в том числе в случае смерти первого, второго, третьего ребенка и (или) последующих детей, при условии, что была произведена государственная регистрация его (их) рождения), если ранее им не был выдан сертификат.
1.2 Размер республиканского материнского капитала
Размер материнского капитала в Республики Хакасии в 2023 году составляет 108 300 рублей. Однако для семей, проживающих в так называемых малых селах (сельских населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек), сумма увеличивается вдвое и составляет 216 600 рублей.
Размер республиканского материнского капитала может быть проиндексирован. Решение об этом принимает правительство республики Хакасия при формировании бюджета на следующий год. Оставшаяся сумма материнского капитала (если получатель использует ее в рассрочку) также подлежит индексации.
Размер индексации республиканского материнского (семейного) капитала Республики Хакасия определяется в республиканском бюджете Республики Хакасия на очередной год в соответствии с законодательством Республики Хакасия. Оставшаяся сумма республиканского материнского (семейного) капитала индексируется в том же порядке.
Размер республиканского материнского (семейного) капитала уменьшается на сумму средств, использованных в результате направления этого капитала, в порядке, установленном Законом № 64-ЗРХ.
Ежегодно до 1 сентября уполномоченный орган сообщает владельцу сертификата размер республиканского материнского и детского (семейного) капитала или, в случае распоряжения частью республиканского материнского и детского (семейного) капитала, размер оставшейся части.
По данным Социального фонда Республики Хакасия, в 2024 году в республике и во всех регионах страны произошел ряд изменений, касающихся финансирования материнского капитала. Изменения касаются увеличения, установленного периода выплаты, того, кто может получить средства и кто может потратить их на накопительную пенсию.
С 1 февраля 2024 года специалисты увеличат размер материнского капитала на 7,5 %. Выплата на первого ребенка увеличится на 44 000 рублей и составит 630 967,72 рубля. Выплата на второго ребенка увеличится на 58 000 рублей и составит 833 800,37 рублей.
Если семья потратила часть материнского капитала, остаток индексируется. Например, если у родителей на сертификате 135 000 рублей, то эта сумма существенно меняется. Остаток средств можно узнать на портале Государственных услуг.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // Собрание законодательства РФ. – 2007. - № 1 (1 ч.). - Ст.19.
3. Закон Республики Хакасия от 8.07.2011 г. № 64-ЗРХ "О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Хакасия" // СПС Консультант плюс
Литература
4. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 431 с.
5. Гришина, Е. Е. Региональный материнский капитал: анализ региональных различий и влияния на репродуктивное поведение / Е. Е. Гришина, Е. А. Цацура // Уровень жизни населения регионов России. – 2017. – № 3(205). – С. 51-58.
6. Как использовать материнский капитал? // Азбука права: электрон. журн. 2023. СПС Консультант плюс
7. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для среднего профессионального образования / Е. Е. Мачульская. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 449 с.
8. Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 451 с.
9. Серебрякова Е.А. Материнский капитал: порядок получения и использования. М.: Редакция "Российской газеты", 2019. Вып. 9. 176 с.
10. Сергеева Д. Споры по маткапиталу // Жилищное право. 2020. № 10. С. 19 - 27.
Судебная практика:
11. Решение № 2-718/2020 2-718/2020~М-515/2020 М-515/2020 от 23 апреля 2020 г. по делу № 2-718/2020 Черногорский городской суд (Республика Хакасия) // СПС Консультант плюс
12. Решение № 2-192/2019 2-192/2019~М-148/2019 М-148/2019 от 5 августа 2019 г. по делу № 2-192/2019 Таштыпский районный суд (Республика Хакасия) // СПС Консультант плюс.