Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное общество XXI века вступило новую эпоху постмодерна, в которой усложняется социокультурная динамика общественной жизни, обеспечивается саморазвитие социума, происходит переход к глоболокальности, а также развивается и внедряется в использование виртуальная реальность, все эти явления ведут к возникновению ряда проблем в культурной, социальной и духовной сферах. В социальной жизни усиливаются негативные влияния на формирование ценностных ориентаций личности, происходит утрата национальной культуры при формировании моральных и эстетических ориентиров общества, особое внимание уделяется массовой культуре . В связи с чем на сегодняшний день необходимо развивать социально-культурную деятельность, направленную на создание условий для реализации талантов и способностей людей, организации полноценного отдыха, содержательного и творческого досуга, создание и обеспечение условий для самореализации и самосовершенствования, а также сохранение и развитие ценностей культуры.
Целью данной работы является рассмотрение социально-культурной деятельности в системе контроля и профилактики девиаций в подростково-молодежной среде.
Задачи:
- описать сущность и причины, формы девиантного поведения;
- рассмотреть девиантное и делинквентное поведение среди молодежи и способы профилактики;
- изучить цифровое девиантное поведение;
- описать концепции и сущность социально-культурной деятельности;
- рассмотреть социально-культурную деятельность как средство формирования культуры и личности;
- проанализировать организацию социально-культурной деятельности детей девиантного поведения в культурно-досуговых учреждениях;
- описать формы социально-культурной деятельности в профилактике девиаций среди подростков;
- рассмотреть примеры вовлечения студентов социально-культурную деятельность на примере волонтерских движений. Волонтерство как рост личности и профилактика девивций.
Объект исследования – социально-культурная деятельность. Предмет исследования – роль социально-культурной деятельности в системе контроля и профилактики девиаций в подростково-молодежной среде.
Глава 1 Девиантное поведение в подростково-молодежной среде
1.1 Сущность и причины, формы девиантного поведения
Любым началом трансформации в мире, обществе, технологиях служит появление нового в основе которого лежит механизм девиации, то есть изменчивости. Теперь рассмотрим термин девиация с позиций научных школ, представленных в таблице 1.
Таблица 1 -Представления научных школ о девиации
Понятие «девиантное поведение» глубоко проработано в работах отечественного исследователя Я. И. Гилинского. Он считал, что девиантное поведение – это социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, которые не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам .
Таким образом, в основе представленных выше концепций лежит процесс отклонения от устоявшихся норм, принципов, нравов, обычаев и возникающих, в связи с этим конфликтов.
Проблема девиации активно исследуется в различных областях социальных наук еще с конца XIX века. Но заострение внимания на девиантном поведении молодежи, его причинах и особенностях – явление относительно новое, а в свете современных событий в мире еще и очень актуальное. Важно отметить, что вместе с научно-техническим прогрессом, качественным скачком в мире технологий, развитием сети Интернет девиантное поведение приобретает все более массовый характер и привлекает в свои ряды все больше молодежи.
В научной литературе существует несколько подходов к определению девиантного поведения. В первую очередь это связано с отличающимся пониманием девиации в разных науках и культурах. Чаще всего понятие «девиация» используется в качестве универсального для обозначения целой группы внешне похожих, но по природе различных проявлений молодежного
негативизма: от элементарного непослушания до тяжких преступлений .
Обращаясь к этимологии понятия (от лат. deviatiо – отклонение) можно сделать заключение о том, что девиантное поведение – это совершение поступков, противоречащих общепринятым нормам социального поведения. Необходимо отметить, как не существует единого определения, так нет и единой классификации девиантного поведения. Спорным является и вопрос о том, может ли девиантное поведение быть лишь деструктивным (негативным), или же отклонения существуют и со знаком «плюс».
«Преддевиантный синдром» - комплекс симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения (аффективный тип поведения; семейные конфликты; агрессивный тип поведения; ранние антисоциальные формы поведения; отрицательное отношение к учёбе; низкий уровень интеллекта).
Причины девиантного поведения индивидуальны, но существуют общие закономерности, например, такие как неудовлетворенность социально-экономическими условиями жизни; нравственный сдвиг в общественном сознании; негативное влияние окружающей среды; ослабление института и статуса семьи; социальное неравенство. неуверенность в своем будущем.
Девиантное поведение закладывается в подростковом возрасте в процессе становления личности. Некоторые отклонения от общественных норм постепенно сглаживаются и исчезают. Другие с взрослением только усиливаются и укореняются .
Одним из наиболее опасных примеров девиантного поведения может служить наркомания. В последние десятилетия стремительное распространение синтетических наркотиков в современном мире превращается в глобальное общечеловеческое бедствие. Несмотря на то, что государство всеми доступными методами борется с распространением наркотиков, распространение запрещенных веществ увеличивается в геометрической прогрессии.
Ежегодно почти 75 тысяч человек впервые пробуют наркотики, а 30 тысяч - погибают вследствие их потребления. Наибольшую тревогу вызывает опасность, создаваемая этой ситуацией, для молодёжи, так как будущее человечества связано именно с этой социально-демографической группой. Иллюзорность «легкости бытия», которое присуще людям, употребляющим наркотические и психотропные средства, позволяет на время уйти от решения жизненных проблем. Именно поэтому большинство молодых людей, однажды попробовавшие наркотики, становятся наркозависимыми.
Субъектами преступности в сфере незаконного оборота наркотиков являются, в большой степени, молодые люди. Они легче поддаются не только физическому, но и психическому воздействию. Такие свойства несовершеннолетних, как несамостоятельность мышления, стремление к подражанию, желание самоутвердиться, психологическая уязвимость, также способствуют распространению наркомании именно в молодёжной среде.
Последствия употребления наркотических средств ужасающи. Наркомания не только является девиацией сама по себе, но и ведет к другим видам социальных отклонений, в частности, совершению аморальных поступков и правонарушений. Растет и число преступлений, обусловленных незаконным оборотом наркотиков, совершаемых ежегодно лицами в состоянии наркотического и токсического опьянения.
Еще одним опасным видом девиации, распространенным в большей мере среди молодых людей, является суицид . Среди всех возрастных категорий людей, заканчивающих жизнь самоубийством, второе место занимают молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет. Наша страна занимает первое место в мире среди самоубийств подростков в возрасте от 15 до 19 лет.
И с каждым годом число суицидов растет, так, согласно статистике, в 2017 году самоубийства в России совершили 685 подростков, пытались это сделать 505 человек, но уже в 2086 году покончили с собой 720 детей.
Одной из значимых причин суицидов в молодёжной среде является то, что подростки и молодые люди в большей степени подвержены эффекту Вертера. Данный эффект выявлен в 1974-1975 годах американским социологом Дэвидом Филипсом. Он выражается в волне подражающих самоубийств после широкого освещения какого-либо конкретного самоубийства в СМИ. Этому в настоящее время способствует Интернет, различные социальные сети.
Так, 16 мая 2016 в Новой газете были опубликованы итоги журналистского расследования, согласно которому в социальной сети «Вконтакте» существует множество так называемых «групп смерти», подталкивающих подростков к суициду: «Все, что мы знаем теперь абсолютно точно, так это то, что с детьми работают взрослые люди — системно, планомерно и четко, шаг за шагом подталкивая их к последней черте». Издание утверждает, что в период с ноября 2015 года по апрель 2016 года из-за деятельности групп смерти детьми и подростками было совершено 130 самоубийств. И хотя после расследования СК было подтверждено только 15 случаев, факт существования «групп смерти» в социальных сетях доказан. Возможно, для кого-то именно эти группы стали «последней каплей», но назвать их основной причиной самоубийств среди подростков нельзя, молодых людей приводят в объединения с такой тематикой проблемы в реальной, а не виртуальной, жизни .
Причин суицида множество. В основе подростковых самоубийств нестабильная психика, мощные гормональные всплески, характерные для этого возраста. Но более конкретными факторами, толкающими молодых людей на роковой шаг, могут быть сложные взаимоотношения в семье, конфликты со сверстниками, принадлежность к контркультуре, одобряющей сведение счетов с жизнью, употребление алкоголя, наркотиков и других веществ, мешающих адекватному восприятию действительности. На общее число самоубийств влияют общественные кризисы, отсутствие духовных ориентиров, прессинг от навязываемых поведенческих догматов. Все это провоцирует данную форму отклоняющегося поведения как способа ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни. Проблема профилактики такого отклонения является одной из наиболее актуальных в социальной системе.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Ариарский М. А. Новый этап в развитии теории социально-культурной деятельности //Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2013. №1 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-etap-v-razvitii-teorii-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti (дата обращения: 10.01.2024).
2) Афанасьев B.C., Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения. – СПб. 1993
3) Бельский В.Ю., Человек: индивид, индивидуальность, личность: Монография. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022.
4) Белянина Е.И. Социально-культурная деятельность как средство профилактики девиантного поведения студентов// ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУКИ И ОБЩЕСТВА В КОНТЕКСТЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: сборник статей Международной научно-практической конференции (02 мая 2023 г, г. Пермь). - Уфа: OMEGA SCIENCE, 2023. С. 166-168
5) Вакула И. М., Модели девиантного поведения молодежи и его профилактика // Философия права. — 2019. — № 1. — С. 42-45
6) Глазков Д. Ю. Цифровое волонтерство как средство формирования социального опыта студентов университета//НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА: КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ В VUCA-МИРЕ. Материалы Международной научно-практической конференции. Челябинск, 2021. С. 276-280
7) Жарков А. Д. Теории социально-культурной деятельности // Профессиональная подготовка специалистов социальной сферы: проблемы и перспективы : сб. ст. по результатам гор. науч.-практ. конф. с междунар. участием / отв. сост. К. И. Чижова. М. : Моск. гор. пед. ун-т 2014. С. 108-119.
8) Иванова Л.Л., Харченко О.К., Харченко Е.В. Девиантное поведение в молодежной среде//ПРОБЛЕМЫ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ. Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 54-60
9) Кириллова Е.Д. Неформальные студенческие объединения, направления их деятельности. Субкультура волонтерства // Скиф. 2021. No8 (60). С. 23-26
10) Кобзарь-Фролова М. Н., Приемы и способы профилактики и предупреждения деликтности несовершеннолетних // Право и государство: теория и практика. — 2019. — № 5. — С. 143-145
11) Ковальчук, М.А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А.Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос, 2020.
12) Коротков П. А., Частота самоубийств и использование времени в сферах быта и досуга // Социологические исследования. — 2019. — № 1. — С. 106-115Осокина А. Э. Социально-культурная деятельность как средство формирования культуры и личности//ЛУЧШАЯ НАУЧНАЯ РАБОТА 2021. Сборник статей II Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2021. С. 191-200
13) Кузьменков В. А., Криминальная аномия как социальная проблема // Социологические исследования. — 2019. — № 1. — С. 96-100
14) Матвеева Е. В. Социально-культурная деятельность: обзор концепций// https://elibrary.ru/download/elibrary_48722961_53923013.pdf (дата обращения 10.01.2024)
15) Мягкова Е. Ю. Цифровое слабоумие: миф или реальность? // Слово и текст: психолингвистический подход. 2019. No 16. С. 68-70
16) О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ДЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 13.11.00 813/28-16// http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_15332.html (дата обращения 10.01.2024)
17) Первые Туевские научные чтения. Научное наследие профессора В. В. Туева и современные тенденции развития социально-культурной деятельности. Кемерово : Кемеровский гос. институт культуры, 2017. 231 с.
18) Плотникова, Г. Г. Роль социально-культурных событий в трансляции смыслообразующих ценностей / Г. Г. Плотникова, А. В. Плотников // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация : Материалы V Международной научной конференции, Москва, 23 апреля 2021 года. – Москва: Учреждение высшего образования «Московский художественно-промышленный институт», 2021. – С. 213-215
19) Плужник Ю.Е. Организация социально-культурной деятельности детей девиантного поведения в культурно-досуговых учреждениях// Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям : сборник докладов X Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных (Белгород, 28 апреля 2022 года). В 6 т. Т. 2 / ответственные редакторы Н. В. Посохова, В. В. Кистенев, Н. Е. Мережко, С. А. Енина, М. Е. Мережко, О. Г. Еремина. – Белгород : БГИИК, 2022. С. 470-475
20) Саитбаталова В.Т., Баймурзин А.С. Девиантное поведение//MODERN SCIENCE. 2021. № 5. С. 418-420
21) Смирнова Н. Г. Идеи профессора В. В. Туева в развитии теории и практики социально-культурной деятельности // Первые Туевские научные чтения. Научное наследие профессора В. В. Туева и современные тенденции развития социально-культурной деятельности. Кемерово: КемГИК, 2017. С. 64-70
22) Тарашкевич К.А., Белецкая Е.А. Социально-культурная деятельность как средство профилактики девиантного поведения в подростковой среде// ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ТВОРЧЕСТВА. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Я. А. Пономарёва. Белгород, 2021. С. 113-117
23) Терещенко О. В., Социально-философские аспекты анализа процесса криминализации современного общества // Социально-гуманитарные знания. — 2019. — № 3. — С. 322-328
24) Шпитцер М. Антимозг. Цифровые технологии и мозг. М.: АСТ, 2019.