Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данного исследования обусловлена стремительным увеличением в последние годы количества детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Это самая многочисленная группа детей с ОВЗ. Дети с общим недоразвитием речи особенно сложны из-за специфических речевых дефицитов, поэтому с детьми этой группы необходима специальная логопедическая работа.
Н.В. Серебрякова считает, что развитие словарного запаса ребенка тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, с одной стороны, и с развитием всех частей речи, с другой: фонемы и грамматические конструкции тесно связаны с говорением.
Педагоги, которые изучают особенности детского словарного запаса: М.М. Алексеева, А.Н. Богатырева, В.В. Гербова, А.П. Позже он написал. Иваненко, Н.П. Позже он написал. Иванова, В.И. Логинова, Н.П. Савельева, А.А. Смаги, Э.М. Струнина, Д.Б. Эльконин, В.И. Яшина и другие. Атрибутивную лексику изучали: А.М. Бородич, А.В. Захарова, Г.А. Портнягина, С.Н. Цейтлин и др.
Обогащение птрибутивного словаря дошкольников является одним из способов совершенствования речи, так как многие дети с речевыми нарушениями испытывают трудности с навыками прилагательного. К ним относятся: ограниченный словарный запас, задержка лексического развития, трудности с определением ключевых особенностей, неточное понимание и использование прилагательных.
Значительные исследования, в целом, были сосредоточены на развитии словарного запаса детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием и сосредоточены непосредственно на овладении ими атрибутивным словарным запасом), чем и обеспечивается соответствие выбранной теме.
Объект исследования: особенности атрибутивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет: организационно-содержательные аспекты формирования атрибутивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Целью данной работы является определение организационно-содержательных аспектов формирования атрибутивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
- провести анализ лингвистической, психологической, логопедической литературы по проблеме исследования;
- выявить особенности развития атрибутивной лексики у дошкольников с ОНР;
- подобрать методики исследования атрибутивного словаря у детей дошкольного возраста;
- разработать методические рекомендации по формированию атрибутивного словаря у старших дошкольников с ОНР.
Методы исследования:
1. Организационные (сравнительный, комплексный).
2. Эмпирические: констатирующий эксперимент.
3. Методы обработки данных (количественная и качественная оценка результатов констатирующего эксперимента).
Этапы исследования:
Первый этап – поисковый: изучение и анализ научно-теоретической литературы, определение методологического аппарата; формирование цели, и задач исследования.
Второй этап – основной: подбор методик исследования сформированности уровня … и проведение констатирующего эксперимента по его выявлению у старших дошкольников с нормальным развитием и детей старшего дошкольного возраста с ОНР; количественный и качественный анализ полученных результатов;
Третий этап – обобщающий: разработка методических рекомендаций по формированию атрибутивной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость. Результаты констатирующего эксперимента и предложенные методические рекомендации могут быть использованы в диагностике нарушений лексики и в определении направлений и методов коррекционно-логопедической работы по формированию атрибутивного словаря у дошкольников с ОНР.
Структура работы. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Задачи и содержание работы по развитию словаря у детей дошкольного возраста
В отечественной методике развитие речи, задачи по развитию словаря в детском саду были определены в работах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной и уточнены в последующие годы.
Сегодня принято выделять четыре основные задачи: во-первых, обогащение словарного запаса новыми словами, усвоение ранее неизвестных детям слов, а также новые значения ряда слов, которые уже имеются в их словарном запасе. Обогащение словарного запаса происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (наименований предметов, признаков и качеств, действий, процессов и т. д.).
Во-вторых, закрепление и уточнение словаря.
Эта задача связана с тем, что у детей слово не всегда ассоциируется с идеей предмета. Они часто не знают точного названия предметов. Следовательно, это включает в себя углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием на основе точного сопоставления с объектами реального мира, дальнейшее овладение выраженным в них обобщением, развитие умения использовать общие слова.
В-третьих, активация словаря.
Слова, усвоенные детьми, делятся на две категории: пассивная лексика (слова, которые ребенок понимает, ассоциирует с определенными идеями, но не использует) и активная лексика (слова, которые ребенок не только понимает, но и активно, осознанно использует в любом подходящем случае в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарный запас. Это происходит только в том случае, если оно закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как в восприятии участвует в основном только слуховой анализатор, а в речи также опорно-двигательный и кинестетический анализаторы.
Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли использовать их в нужных случаях. Например, дети свободно произносят строфы К. Чуковского: "Да здравствует душистое мыло!" - но редкий ребенок, понюхав розу, скажет: "Какой душистый цветок" или, дотронувшись до пушистой шапочки: "Какая пушистая шапочка! "В первом случае он скажет, что роза-это ароматный цветок. цветок хорошо пахнет, во-вторых, шапочка мягкая.
Следует уделять внимание уточнению значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также усвоению нюансов значений слов, развитию гибкости словарного запаса, использованию слов в связной речи, в речевой практике.
В-четвертых, исключение нелитературных слов (диалектных, разговорных, жаргонных) из речи детей. Это особенно необходимо, когда дети находятся в неблагоприятной языковой среде.
Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, без использования соответствующей терминологии.
Содержание словарной работы в дошкольном возрасте определяется прежде всего тем, что здесь изначально формируется словарный запас, обозначающий элементы выделяемой ребенком культуры: материальную, интеллектуальную, соционормативную.
Развитие социального опыта происходит в процессе всей жизнедеятельности ребенка. Таким образом, словарная работа связана со всей воспитательной работой дошкольного учреждения. Его содержание определяется на основе анализа общей программы развития и воспитания детей: это тот словарный запас, который необходим ребенку для общения, удовлетворения его потребностей, ориентации в окружающей среде, познания мира, развития и совершенствования различных видов деятельности. С этой точки зрения в содержании словарной работы выделяются слова, обозначающие материальную культуру, природу, человека, его деятельность, способы деятельности, слова, выражающие эмоционально-ценностное отношение к действительности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Винарская, Е.Н., Пулатов, А.М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. - Ташкент: 2004. – 103 с.
2. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. — 158 с.
3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 2001.
4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: 2004. – 243 с.
5. Гербова В.В. Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности//Ученые записки: МГЗПИ.-2006. - Вып. 31.
6. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. — М.: ACT: Астрель, 2005. — 351 с.
7. Гуськова А.А. Формирование словаря и связного высказывания детей с общим недоразвитием речи на материале сказок // Логопед. - 2008. - № 4. - С. 32-42.
8. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: дети с общим недоразвитием ре¬чи: Кн. для логопеда. - М.: Просвещение, 2005. - 112 с.
9. Жинкин, Н.И. Механизмы речи. - М.: 2001. – 461 с.
10. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. Соц.-полит, журн., 2004.
11. Захарова А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – Новосибирск, 2003.
12. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 2002. - 208 с.
13. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М.: 2003.
14. Кондратенко И.Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста // Дефектология. 2003. № 3. – С. 53-69.
15. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред. Б.П.Пузанова. 3-е изд., доп. М., 2001.
16. Кроткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004 - № 1. - с. 26-34
17. Ладыженская, Т.А. и др. Речь. Речь. Речь. – М.: 2005. – С.115, 258
18. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 2008. — 160 с.
19. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей // Основы теории и практики логопедии. - М.: 2001. – 277 с.
20. Логопедическая работа с детьми четырех лет, имеющими ОНР I-II уровня, в условиях специального детского сада // Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. – М., 2005. – С. 38-75