Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Согласно Конституции РФ, статус субъектов Федерации определяется Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ.
В теории права "статус субъекта права" определяется как совокупность основных прав и система обязанностей, установленных для субъекта права правовыми нормами. Гарантия реализации установленных прав и обязанностей также входит в рассматриваемую категорию.
Исходя из вышесказанного, статус государственно-территориальных субъектов можно определить как совокупность прав и обязанностей, гарантий их исполнения и ответственности за ненадлежащее исполнение.
Таким образом, конституционно-правовой статус субъекта РФ - это совокупность принадлежащих ему юридических прав и обязанностей, установленных законодательством, гарантии реализации прав и мера ответственности за их ненадлежащее исполнение.
Субъекты РФ образуют органы государственной власти. Органы государственной власти субъектов РФ должны формироваться в соответствии с конституционным строем и общепринятыми принципами деятельности государственных органов. Конституция РФ разграничивает компетенцию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Все эти органы являются составными частями государственных органов РФ.
Актуальность темы исследования. Общие принципы разграничения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации изложены в Федеральном законе от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ "Об общих принципах организации государственной власти субъектов РФ" (далее – ФЗ от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ) .
Часть 1 статьи 44 ФЗ от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ содержит перечень вопросов, отнесенных к компетенции органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, которые эти органы осуществляют самостоятельно за счет средств бюджета субъектов РФ (за исключением субсидий из федерального бюджета). Это материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов государственной власти и государственных органов субъектов РФ (включая выплату заработной платы работникам органов государственной власти и государственных органов субъектов РФ), обеспечение проведения выборов в органы государственной власти субъектов РФ и референдумов указанных органов, субъекта РФ, субъектов РФ.
Несмотря на относительную самостоятельность, субъекты РФ подчиняются Конституции РФ и федеральному законодательству. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании конституционно-правового статуса Краснодарского края.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие конституционно-правовой статус Краснодарского края.
Целью исследования является исследовать актуальные проблемы конституционно-правовой статус Краснодарского края.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. раскрыть общие положения конституционно-правового статуса и предметы ведения субъекта РФ;
2. исследовать основы конституционно-правового статуса Краснодарского края;
3. определить конституционно-правовой статус Законодательного Собрания Краснодарского края;
4. определить конституционно-правовой статус губернатора Краснодарского края.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; иные материалы юридической практики.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1.Теоретические основы конституционно-правового статуса Краснодарского края как субъекта РФ
1.1.Общие положения конституционно-правового статуса и предметы ведения субъекта РФ
Элементы, составляющие конституционно-статус, можно охарактеризовать как своего рода "блок", который связывает одну из частей, составляющих целое, с другими частями и самим целым.
Система элементов, составляющих целое, образует структурную связь между элементами, составляющими целое, без которой целое растворилось бы в частях и перестало бы существовать как целое". Элементы, составляющие статус индивида как субъекта права, могут быть основными, дополнительными или факультативными.
Эти элементы позволяют определить политико-территориальный субъект как субъект федерации. Очевидно, что в применении федерализма и государственного строительства к конституционным вопросам вопрос о содержании понятия "статус субъектов РФ" играет важную роль не только для правовой теории, но и для политической практики.
При этом конкретные вопросы могут потребовать не только возвращения к теоретическим "основам" федерализма, но и пересмотра привычного методологического инструментария.
Предметы ведения - понятие, используемое в федеративном государстве для обозначения сферы общественных отношений, регулирование которых отнесено к компетенции Федерации и ее субъектов.
Объем конкретных полномочий, которые государственные органы РФ и ее субъектов вправе осуществлять в соответствии с принципом разграничения предметов ведения и полномочий, составляет компетенцию и полномочия РФ и ее субъектов. Необходимо различать компетенцию государственного органа и предмет его ведения, под которым понимается совокупность полномочий государственного органа над предметом его ведения. Иными словами, компетенция органа государственной власти - это права и обязанности по принятию правовых актов и осуществлению иных актов государственной власти.
Под разграничением предметов ведения понимается способ распределения полномочий между РФ и субъектами РФ, определенный Конституцией РФ и Федеративным договором. Вопрос о том, что является прерогативой Союза, а что - прерогативой его субъектов, является одной из главных проблем федеративного государства. Формула решения этого сложного вопроса установлена мировой практикой федерализма, согласно которой полномочия в федеративном государстве распределяются следующим образом:
-исключительную компетенцию федеральных органов власти (предметы ведения федерации);
-совместную компетенцию органов власти федерации и ее субъектов (предметы совместного ведения);
-исключительную компетенцию субъектов федерации (предметы ведения субъектов федерации).
Предметом ведения РФ являются те полномочия, указанные в Конституции РФ, исключительная прерогатива в осуществлении которых принадлежит федеральным органам государственной власти.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ" // Собрание законодательства РФ. – 2021. - № 52 (часть I). - Ст.8973.
Научная литература
3. Дерхо Д.С. Порядок принятия и изменения федерального закона // СПС КонсультантПлюс. 2023.
4. Ирхин И.В. О некоторых инструментах оптимизации механизма реализации субъектами РФ полномочий по предметам совместного ведения с Российской Федерацией // Журнал российского права. 2020. № 9. С. 32 - 43.
5. Конституционное право. Общая часть. Учебно-методическое пособие / под ред. Богданова Н.А. М.: Зерцало, 2019. 372 с.
6. Краснов Ю.К., Шкатулла В.И. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2022.
7. Маркина Е., Смоленский М.Б., Клюшкина Л.Ю. Конституционное право России. М.: КноРус, 2020. 232 с.
8. Нудненко Л.А. Конституционное право России. Практикум. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 264 с.
9. Османкина И. Обзор правовых позиций в определениях Конституционного Суда России // Сравнительное конституционное обозрение. 2018. № 6. С. 154 - 163.
10. Полякова В.Э. Вступление в силу нормативных актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов // СПС КонсультантПлюс. 2023.