Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Фольклор – это не что иное, как тонкая, но прочная духовная, нравственная нить, пронизывающая всю нашу историю, быт наших предков. Благодаря фольклору, сегодня мы можем узнать, осмыслить, понять и изучить различные аспекты нашей народной, многогранной культуры.
Особое место среди жанров народного фольклора занимает сказка. Именно в ней нашли отражение типичные черты русского народа. Герои русских народных сказок – люди мужественные, честные, чистые помыслами и внутренне богаты и поэтому обычно выступают носителями «этического идеала русского народа». По мнению выдающегося педагога В.А. Сухомлинского: «Сказка – это то зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений»
Действительно, сказка исходит из самой народной души, рассказывает о самом насущном – о любви к родителям, к Отечеству, о трудолюбии, о взаимовыручке, уважении старших и других добродетелях. Именно сказка воспитывает у детей трудолюбие, честность и порядочность, сопереживание и ответственность, уважение к своему ближнему.
Осознав ту роль, которую играет сказка в сохранении культурного наследия русского народа, отечественные фольклористы уже в начале ХIХ в. приступили к ее собиранию и изучению. Самый известный и полный сборник русских народных сказок был издан ученым-этнографом А.Н. Афанасьевым в 1855-1863 гг.
Сказки являются одними из трансляторов, которые дают представление о мире, человеке, и моральных ценностях той или иной культуры, они отображают ее мировоззрение, мировосприятие и ментальность. Народная сказка – этот один из самых сильных жанров в фольклоре с точки зрения влияния на человека, его воспитания, формирования его ценностей, силе эстетического воздействия и его осознания своей культуры (традиций, напевов, обычаев, церемоний, обрядов, главных героев).
С каждой эпохой в литературоведении растёт внимание к народным текстам, их специфике, сюжетам, героям. Важная роль в изучении менталитета того или иного народа отводится сказке. И внимание исследователей обращено уже не только к ее содержанию, а и к самому определению жанра «сказка», его особенностям, историческим основам, классификациям и типологии персонажей. Большой вклад в изучение термина «сказка» внесли такие выдающиеся исследователи как В. Я. Пропп , М. Б. Лaновык , К. С. Aксaков , A. Н. Aфaнaсьев , A. И. Никифоров и др.
Сказки важны для нравственного, эстетического, патриотического и трудового воспитания детей.
За вымыслом в сказке скрываются реальные отношения людей. Чтобы ребёнок всё это понял, учителю необходимо иметь глубокие познания в области литературоведения и осуществлять точный выбор методики работы с народной сказкой. Всё вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы.
Объект исследования: сказка на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: методические условия, обеспечивающие эффективную работу над сказкой в начальной школе.
Цель работы: уточнить методику работы над сказкой в начальной школе.
Задачи, решающиеся для достижения цели:
1. Проанализировать жанровые особенности и виды сказок, изучаемых в начальной школе.
2. Определить педагогическую ценность сказок.
3. Провести анализ учебников по литературному чтению с целью определения особенностей изучения сказок.
4. Составить методические рекомендации по изучению сказок разных видов на уроках литературного чтения.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СКАЗОК НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1. Жанровые особенности и виды сказок, изучаемых в начальной школе
Важно отметить, что сказка в истории развития человечества выступает культурным феноменом, определяющим идейную и традиционную связь между поколениями. Она отражает народную культуру, традиции жизнедеятельности, ценностные смыслы, глобальные связи между миром людей и природным миром. Символические образы русских народных сказок являются основой возрождения национальной культуры, восстановления преемственности в передаче этнокультурной информации о своем народе, которая во многом формирует принадлежность к определенной нации.
Термин «сказка» впервые был употреблен еще в 1596 г. в «Грамматике славенской» Зизания Лаврентия , а в 1627 г. этот термин использует Памва Берында в своём труде «Лексикон славеноросский и имён толкование» . С этого времени интерес учёных к данному фольклорному жанру и термину «сказка» не угасает.
Сам жанр сказки по своему происхождению уходит в древние времена. Он постепенно выделился из мифа и начал существовать и развиваться самостоятельно. Тем не менее, до сих пор исследователи не пришли к единому мнению происхождения этого жанра. Разные научные школы и их представители находили различные основы, истоки сказки. Например, представители мифологической школы считали основой сказки миф и систему древнего мышления; миграционная школа развивала теорию заимствования, распространение сказочных сюжетов Востока, особенно Индии; представители антропологической школы считали, что сюжеты возникают в народе на определённом этапе развития; последователи ритуально-мифологической школы видели зарождение сказок в древних языческих религиозных ритуалов .
Развиваясь, в сказке менялись не только сюжет, герои, мотивы, но и преображались её функции. Первоначально она исполняла ритуально-магическую роль: «.. .сказка была в те далёкие времена в определённой степени связана с мифами, с различными социальными институтами, ритуальными действиями, обрядами и всевозможными суевериями, отмечалась своими жанровыми особенностями, функциональными особенностями и в целом была не такой, как она известна нам сегодня» . Как отмечал Дж. Дж. Фрэзер в своём труде «Золотая ветвь»: «народные сказки являются слепком с мира в том виде, в каком он представал в умах первобытных людей, и не вызывает сомнения, что все представления, какими бы абсурдными они нам ни казались, в своё время были самыми привычными догматами» . Со временем сказка отходит от данной функции и приобретает эстетический, дидактический и развлекательный характер. Человек перестал воспринимать её с точки зрения сакрального или магического влияния слова на природные явления и духов, сказка теряет подобную трактовку.
Большинство современных исследователей понимают под сказкой обычный фантастический рассказ, но не все исследователи поддерживают это мнение. Сказка – это один из самых популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе. В. И. Новиков выделяет понятие народной сказки, под которой понимает «вид устных повествований с фантастическим вымыслом, содержание и формы которого первоначально были связаны с мифами и, художественно преображенные, стали частью фольклорной прозы» . Историк русской детской литературы и знаменитый литературовед Е. О. Путилова понимает под сказкой «жанр литературы, основная особенность которого состоит в том, что в ней рассказывается о выдуманном и невозможном» . Также она указывает, что данный жанр создан (выдуман) первоначально для развлечения, но он не лишён серьёзности. События, о которых говорится в сюжете получали нравственную весомость и таким образом влияли на воспитание слушателей. В этом определении также подчёркивается центральная проблема науки о сказке – отношение фантастического вымысла к действительности.
В «Большом толковом словаре русских существительных» под сказкой понимается «литературный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, о вымышленных героях и событиях» .
С. И. Ожегов рассматривал несколько толкований понятия «сказка»: «1. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил; 2. Выдумка, ложь. Примером может послужить выражение бабьи сказки, которое обозначает пустые слухи и даже сплетни; 3. В последнем толковании сказка отождествляется с понятием чудо (платье сшили - просто сказка!) или сравнение в разговорной речи с чем-то прекрасным, очень красивым: Ни в сказке сказать, ни пером описать» .
Сказке чужды все исторические конкретности или подробности, предметом её повествований был не человек, не общественные волнения и подвиги, а разнообразные явления всей обоготворённой природы. Из всего этого следует подтверждение, что она не знает ни определённого места, ни точной хронологии (действие совершается любое время, в тридевятом царстве в тридесятом государстве, герои сказки лишены индивидуальных характерных признаков, то есть объединяются в определённые типы). Чудесное в сказке – это могучие силы природы, а необычным оно нам кажется, так как мы утратили связь и понимание древних обрядов и т.п.
Своё определение термину «сказка» дал А. И. Никифоров. Этот исследователь взял за основу трактовку К. С. Аксакова, но дополнил новыми сведениями. Так, под сказкой учёный понимал «устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением» . Так, А. И. Никифоров выделил три признака сказки: установление цели на развлечение слушателей, необычное в бытовом плане содержание, особая форма её построения. Полагаем, что такое трактование русской сказки можно отнести лишь к ее более позднему, как считает профессор Г.Ф.Ковалев, периоду развития, подкрепленному письменными источниками и, особенно, лубком.
Народные сказки по сюжетам и тематике можно классифицировать на несколько групп. Первую классификацию предложил А. Н. Афанасьев при подготовке второго издания «Народных русских сказок», вышедшего уже посмертно в 1872 году. Сказки были распределены по определённым разделам: животный эпос, мифологические сюжеты, а также сюжеты былинные и исторические, суеверные рассказы о колдунах, и мертвецах, сказки с бытовой и юмористической окраской . Она была положена в основу дальнейшего распределения сказок по тематическим группам и так как эта классификация была довольно сложной для понимания, вскоре ее упростили на более доступную. Появилась новая тематическая классификация, по которой сказки делятся на сказки про животных, волшебные и бытовые (сатирические или новеллистические) . Каждая из этих групп имеет свои корни, характерные образы, черты.
Первыми появились сказки про животных. Они по праву считаются самыми древними, потому что с зарождением и развитием охоты появились первые рассказы про животных. Сперва они носили магический характер, связанный с верой в тотемы. Люди приписывали животным человеческие мысли, черты, разумные поступки. Естественный отбор и борьба за существование породили в мире животных целесообразность и естественную разумность, которая сильно поражала первобытного охотника. Образ жизни зверей и птиц казался человеку обдуманным. Человек приписывал животным способность рассуждать и говорить.
Потом появилась вера в тотемы, а из веры в них и различных ритуалов – культ животных. Тотемизм – это своеобразная форма религиозной веры в связь человека с природой и их взаимодействие и взаимозависимость. Животных для тотема выбирали самых разных, начиная от медведя и волка, заканчивая маленькой птичкой. Все представления отразились в сказках.
Главные образы, которые можно встретить в сказках о животных – это лиса, медведь, волк. Медведь – один из главных и древних тотемов. Многие древние племена верили, что человек произошёл от медведя. С этим связаны сюжеты о похищении зверем девушки, рождении сына и т.д. Этот зверь считался покровителем людей, они верили, что он может вывести из леса заблудившегося, также его использовали во многих обрядах, и за его магические свойства – почитали. Так, в сказках перед нами предстаёт медведь (дедушка), он умён или глуп, силен, может быть, как грозным, так и ласковым, он – хозяин в лесу, самый сильный из зверей. Глупость медведя – это глупость человека, имеющего власть. Свою силу медведь употребляет не по разуму, а импульсивно, в зависимости от чувств.
Культ волка был одним из самых распространённых. Он был священным и самым опасным зверем. В сказках он является силой, с которой нельзя бороться (ему все отдавали), но со временем волк стал терпеть поражение, он терял силы, старел, его приручал или убивал человек. В древних верованиях восточных славян волки имели покровителя – пастыря святого Юрия (Георгия), а их вой ночью воспринимался как разговор с ним . В сказках волк обладает ненасытной жаждой крови, чертами насильника, который признает одно право – право сильного, право зубов, без этой черты волк не был бы собой. Он насильник, убийца, который жаждет крови, губит, отнимает силой, берет не спрашивая. В то же время читатель нередко сталкивается с глупостью волка, но это не глупость в чистом виде, а недогадливость. Она проявляется, когда волк взаимодействует с хитрой лисой. Поэтому не менее важную роль в сказках играет и лиса. Она очень хитрая, умная и даже использует кого-то, кто сильнее ее, в своих целях, она всегда думает в первую очередь о своей выгоде. Лиса – притворщица, воровка, обманщица, злая, неверная, льстивая, злопамятная, ловкая, мстительная, хитрая, корыстная, расчётливая, жестокая. В сказках она всюду верна этим чертам своего характера.
Следующая тематическая группа – волшебные сказки. В них заключены весь микро- и макрокосм человеческой жизни, его становление и развитие. У них существуют характерные черты такие, как: анимизм – одушевление всей природы; антропоморфизм; зооморфизм – уподобление животному; тотемизм; фетишизм – вера в магическую силу вещей . В основном изображались с их помощью определённые обряды, социальное неравенство. группа сказок обладает стандартной композицией, как отмечал В. Я. Пропп: «Здесь будет изучаться тот жанр сказок, который начинается с нанесения какого-либо ущерба или вреда (похищение, изгнание и др.) или с желания иметь что-либо (царь посылает сына за жар-птицей) и развивается через отправку героя из дома, встречу с дарителем, который дарит ему волшебное средство или помощника, при помощи которого предмет поисков находится. В дальнейшем сказка даёт поединок с противником (важнейшая форма его – змееборство), возвращение и погоню» . Важным является не только композиция, но и персонажи. В. Я. Пропп разделил всех героев волшебной сказки на 7 типов: 1) герой; 2) противник/антагонист; 3) ложный герой; 4) помощник; 5) даритель; 6) отправитель; 7) объект поиска героя .
В первобытном строю, чтобы избежать несчастных случаев, боли и потери, люди придумали систему запретов – табу. Таким образом, они стремились уйти из-под власти таинственной, мощной, необъяснимой силы. Если табу было нарушено, то это влекло за собой опасные последствия. Из страха появились рассказы о том, как человек, нарушив определённый запрет, сталкивается с вражескими силами. Поэтому в волшебных сказках герой всегда находится перед лицом опасности. Персонажи сказки не всегда взрослые - это юноши и даже дети. Им противостоят мифологические существа, самый древний из которых – змей. Он обитает в водоёмах, огненной реке, горах, в русских сказках его называют Горынычем. В функции похищения жён и молодых дев не отстаёт от него Кощей Бессмертный, который обитает в ином мире. Его по воле случая или глупости освобождает герой, затем он похищает его жену и отправляется в своё царство. Кроме Змея и Кощея важную роль играет в сказках Баба-Яга. Она может быть, как противником, так и помощником главного героя. Этот персонаж выступает в разных функциях, она советует, помогает, воюет и похищает. Также является посредником между миром живых и мёртвых. Добрые персонажи, хоть и обычные люди, но некоторые из них наделены сверхъестественными свойствами в результате чудесного рождения. Сюжеты волшебных сказок разнообразны: чувство долга перед близкими, сестра спасает или защищает младшего брата, жених ищет свою невесту, несмотря на все трудности, и другие. Большое значение в этом типе сказок играют волшебные предметы, которые герой нашёл или получил в дар. Также немаловажную роль играют и волшебные помощники, которые не только помогают делом, но и советом.
Последний тип сказок – бытовые. Они изображают реальный мир, но точное время и место действия не указываются. Перед героями стоят преграды, которые они должны преодолеть, но в отличии от волшебных, это им удаётся благодаря своей находчивости, сообразительности и настойчивости в стремлении к цели. В данном виде выделяются несколько особенностей таких, как комизм, ирония, сарказм, типизация героев и другие. Через юмор изображались пороки человека – жадность, глупость, упрямство, обжорство, гордость и тому подобные. Отрицательными персонажами в основном выступают старуха, жена или капризная невеста, а положительные – обычный мужик, солдат, поп, барин, царь. Здесь изображаются люди разных социальных слоёв, но главные два типа – это хитрец и простофиля .
Выделяют 4 группы социально-бытовых сказок: дидактические (отображается связь человека с внешними силами), семейно-антагонистические (отношение внутри семей), юмористические (про дураков – Иван Дурак, лентяев, солдат и т.д.), сатирические (борьба двух противоположных социальных сил). Но одна сказка может сочетать черты той или иной группы в большей или меньшей мере. Наиболее популярны разнообразные сказки о супружеской верности и неверности, о женитьбе героев и выходе героинь замуж, об исправлении строптивых жен и т.д. . Встречаются бытовые подробности с описанием очень грубых и уродливых моментов в поведении человека. В конце антагонисты, ступившие не на тот путь, будут наказаны, но этому предшествует занимательный сюжет, который переполнен комическими ситуациями.
Неумение героя приспособиться к окружающему миру и обществу сделало из него дурака, поэтому самый популярный герой бытовых сказок – Иван-дурак. Тем не менее, он обладает качествами, которых нет у других людей, а именно добротой, щедростью, состраданием, он не будет красть или бить кого-то – все это возвышает его над другими персонажами.
Авторские сказки занимают высокое место в рейтинге популярности литературных жанров. Каждое новое поколение авторов оставляет свои следы на этот незабвенный и вместе с тем прогрессивный, изменяющийся жанр детской литературы.
Авторская сказка для детей формируется на базе современной, быстроразвивающейся жизни, но при этом сохраняет связи с установленными многовековыми народными традициями. Активная борьба с людскими пороками, несправедливостью, угнетением, безнравственностью – все эти принципы народной сказки неразрывно связанны с этическими нормами общества. В этом смысле идейная связь между старыми и новыми сказками естественна и органична. В то же время современные сказочники стремятся расширить возможности традиционных жанров. Сказки все больше переходят к более реалистичным прозаическим выводам, а сюжеты все больше отрываются от окружающего мира, с которым они наиболее тесно связаны. Сюжет все больше отрывается от окружающего мира, с которым наиболее тесно связана сказка. Часто в сказках мы видим, что чудесное становится «повседневным» и, наоборот, обыденное и привычное становится «волшебным».
Авторские сказки обращены к читателям-детям разных возрастов и чрезвычайно разнообразны тематически и художественно. Сказки, А. Волкова, Е. Пермяка, Б. Заходера, В. Важдаева, Ю Томина, Э. Успенского, А. Алексина, А. Митяева, Р. Погодина, В. Медведева, Ю. Яковлева, Э. Мошковской, С. Прокофьевой, Е. Борисовой, В. Губарева, П. Катаева, братьев Бондаренко, С. Сутеева, Ф. Кнорре, О. Чайковской и других активно участвуют в воспитании юного поколения, «учат» его «забавляя, и забавляют, уча».
Отличительная черта сказки – создать настоящую волшебную атмосферу, вызвать чувство удивления и небывалых эмоций. Автор сказки достигает этой цели, подлинно воссоздавая сказочный мир в соответствии с логикой, характерной для сказок. При этом действия героев сказки приобретают особую достоверность и правдоподобность.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аксаков, К. С. О различии между сказками и песнями русскими: по поводу одной статьи // Аксаков К. С. Полное собрание сочинений : в 3 т. - Т. 1. - Москва : Тип. Бахметева, 1861. - 632 с.
2. Аникин, В. П. Русская народная сказка : пособие для учителя / В. П. Аникин. - Москва : Просвещение, 1977
3. Арзамасцева, И. Н. Детская литература : учебник для студ. учреждений высшего проф. образования / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. - 8-е изд. - Москва : Академия, 2012.
4. Афанасьев, А. Н. Древо жизни : избр. статьи / А. Н. Афанасьев ; подготовка текста и коммент. Ю. М. Медведева ; вступит, статья Б. П. Кирдана. - Москва : Современник, 1982. - 464 с.
5. Березовський, I. П. Українські народні казки про тварин / I. П. Березовський. - Київ : Наукова думка, 1979 – с. 10-11.
6. Большой толковый словарь русских существительных: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы / под ред. проф. Л. Г. Бабенко. - Москва : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.
7. Детская литература : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. О. Путилова, А. В. Денисова, И. Л. Днепрова [и др.] ; под общ. ред. Е. О. Путиловой. - 5-е изд. - Москва : Академия, 2015. – с. 24.
8. Зизаний, Л. Грамматика славенская / Л. Зизаний.-Вильно, 1596
9. Климанова, Л.Ф., Горецкий, В.Г., Голованова, М.В. и др. Литературное чтение. 1-4 классы. Учебник. — В 2-х частях. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2013
10. Кутявина, С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. - М.: ВАКО, 2007
11. Лазарева, В.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. - М.: Педагогика, 2002
12. Лановик, М. Б. Українська усна народна творчість : підруч. / М. Б. Лановик, З. Б. Лановик. - Київ : Знання-Прес, 2001. - 592 с
13. Лихачев, Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы. - СПб.: Питер, 2001
14. Львов, М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальной школе. - М.: Академия, 2002
15. Матвеева, Е.И. Учим младшего школьника понимать текст. - М.: 2005
16. Минералова, И. Г. Детская литература : учеб. пособ. для студентов высших учебных заведений / И. Г. Минералова.- Москва : ВЛАДОС, 2002
17. Москвин, В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь.-Ростов н/Д, 2007
18. Никифоров, А. И. Сказка и сказочник / А. И. Никифоров. - Москва : ОГИ, 2008.
19. Новиков, В. И. Энциклопедический словарь юного литературоведа / В. И. Новиков. - Москва : Педагогика, 1988.
20. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. Около 57000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой.- 11-е изд. - Москва : Русский язык, 1975.
21. Орлова А. П. Фольклор – отражение представления народа об этнической идентичности личности // Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии: материалы пятой междунар. науч. конф. Смоленск, 27–28 мая 2016 г.: в 2 т. Смоленск: Смоленский гос. ун-т, 2016. С. 164–170
22. Памва Берында. Лексикон славеноросский и имен толкование / Берында Памва. - Киев, 1627. - 252 с.
23. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. Москва: КоЛибри, 2022. 640 с.
24. Филиппова, Л.В., Филлипов Ю.В., Кольцова И.Н., Фирсова А.М. Сказка как источник творчества детей. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
25. Фрэзер, Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Дж. Дж. Фрэзер. - Москва : Политиздат, 1980.
26. Черкашина Е. С. Методика работы с русской народной сказкой // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности. 2017. С. 159–162.