Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1 Теоретическая часть 5
1.1 История возникновения предпринимательской деятельности в
России 5
1.2 Малое предпринимательство, его экономические преимущества и недостатки 7
1.3 Организационно-правовые формы предприятия 11
1.4 Сфера применения коммерческого предпринимательства 14
2 Практическая часть 20
2.1 Организационная характеристика предприятия 20
2.2 Анализ коммерческой деятельности предприятия 24
Заключение 32
Список использованных источников 34
Фрагмент для ознакомления
2
Устойчивость функционирования национальной экономики современного государства является результатом деятельности субъектов предпринимательства, которые развивают рынки труда на основе создания дополнительных рабочих мест, укрепляют производственный и экспортный потенциал страны благодаря наращиванию производственных мощностей, обеспечивают стабильность налоговой системы страны посредством уплаты налоговых платежей и взносов.
Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого и среднего бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов. Малый бизнес является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем. Актуальность исследования подкрепляется ещё и нарастанием угроз внешнего характера. Речь идёт о беспрецедентном санкционном давлении на российскую экономику, которое стало следствием усиления геополитической напряжённости в 2022 году. Воздействие внешних факторов позволяют определить незащищённые участки в системе малого предпринимательства страны.
Форма малого бизнеса нашёл свое применение во всех сферах деятельности, в том числе и в розничной торговле. Несмотря на экспансию крупных розничных торговых сетей, формат малого розничного торгового предприятия, по-прежнему, остаётся востребованным. Особенно это характерно для тех населенных пунктов, где присутствие сетевого ритейла экономически нецелесообразно. Именно там, где слабо ощущается конкуренция со стороны крупного розничного бизнеса, малые торговые предприятия могут вести бизнеса, а их владельцы получать прибыль. Но для этого нужно постоянно совершенствовать механизмы управления торговыми операциями, и систему управления розничным бизнесом в целом.
Поэтому в соответствии с актуальностью цель исследования можно сформулировать следующим образом – разработать направления совершенствования организации и управления коммерческой деятельность малого предприятия на примере Кравченко С.И.
Задачи работы:
– раскрыть сущность, особенности и современное состояние малого предпринимательства;
– провести анализ экономических показателей ИП Кравченко С.И.;
– выявиться особенности организации предпринимательской деятельности ИП Кравченко С.И.;
– определить проблемы в организации предпринимательской деятельности ИП Кравченко С.И.;
– разработать рекомендации по повышению эффективности индивидуальной предпринимательской деятельности ИП Кравченко С.И. Объект исследования – индивидуальный предприниматель Кравченко С.И. Предмет исследования – деятельность индивидуального предпринимателя и пути повышения её эффективности.
При написании курсовой работы были использованы специальная литература и периодические издания. Кроме того, большое внимание было уделено нормативно-правовым документам, регламентирующим порядок деятельности индивидуальных предпринимателей.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 История возникновения предпринимательской деятельности в России
Предпринимательство начало зарождаться ещё в Древней Руси, это были мелкие торговцы и купцы, а наибольшее развитие предпринимательство получает в годы правления Петра 1 и после принятия реформы в 1861 году [4]. В 90-е годы 19 века в России окончательно складывается индустриальная база предпринимательства. В начале 20 века предпринимательство становится массовым явлением в России. Но революция 1917 года перечеркнула плоды труда предпринимателей многих поколений. После октября 1917 года был взят курс на ликвидацию рыночных связей. Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесли годы новой экономической политики (1921-1926 гг.).
Таким образом, в 1921 году начался новый этап развития в предпринимательстве. В конце 20-х годов власти полностью отказались от рыночных отношений и перешли к тотальным командно-административным методам воздействия на экономику. Здесь многовековая история предпринимательства обрывается на 60 лет до начала перестройки в середине 1980-х. Далее во второй половине 80-х годов начинается современный этап российского предпринимательства. На этом этапе различают несколько периодов:
– первый период (1986-1989 гг.). За этот период был принят ряд законов, реабилитирующих предпринимательскую деятельность;
– второй период (1990-1992 гг.) характеризуется дальнейшим расширением правовой базы предпринимательской деятельности и стремительным ростом торгового и финансового предпринимательства.
И заключительный период современного этапа истории российского предпринимательства начинается в 1992 году и длится по настоящее время.
Это период полного восстановления предпринимательства и массовой приватизации государственных предприятий. История возрождения и становления нового российского предпринимательства позволяет выделить три основные группы, выступающие в качестве социальной базы современных предпринимателей:
– первая группа предпринимателей – начала формироваться сразу же после выхода закона об индивидуальной трудовой деятельности. Она выявила прирожденных предпринимателей, близких к капиталистическому типу. Прирожденные предприниматели теперь показали себя, невостребованных в советские времена;
– вторая группа предпринимателей пришла в бизнес в 1989 году.
В нее вошли чиновники госаппарата, партийно-комсомольская номенклатура и руководители госпредприятий. В отличие от первой группы, которые бросались в бизнес как в неизвестность, имея большие риски, те, кто пришел вслед за ними, имели гарантированный старт. И третья группа приходит в бизнес после августа 1991 года. Появляется новый тип – массовый предприниматель, который объединяет и тех, кто способен к бизнесу, и так называемых предпринимателей поневоле.
Базовые понятия в области функционирования малых форм хозяйствования стали появляться ещё в 90-х годах, тогда уже возникли синонимы «малый бизнес» и «малое предпринимательство».
В основном оно относилось к тем формам ведения бизнеса, которые стали преемниками существовавшего ранее движения кооператоров. Далее трактовка малого бизнеса получала нормативное подкрепление в ряде специализированных актов, в которые вносилось множество корректировок. Для законодателей важно было определить критерии, по которым предпринимательскую структуру можно было бы отнести к категории «малых».
В настоящее время трактовка понятия «малый бизнес» дана в статье 3 и 4 Закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. (с последними изменениями от 29.12.2022 № 605-ФЗ) [1].
К настоящему времени, чтобы предприятие могло быть отнесено к субъектам малого бизнеса, оно должно соответствовать ряду критериев.
Первый критерий – состав учредителей юридических лиц. Чтобы считаться малым или средним предприятием, доля государственной собственности, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале не должна превышать 25 % (за исключением активов инвестиционных фондов). Не больше четверти акций (долей) может принадлежать иным юрлицам, не являющимся малыми предприятиями. Аналогичное условие содержалось и в ФЗ РФ № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства», который был предшественником действующего в настоящее время закона [13].
Второй критерий – средняя численность работников. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства [41]:
а) от 100 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек.
Третий критерий – выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Выручка определяется в порядке, установленном НК РФ - без учёта НДС. Балансовая стоимость активов определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учёте.
1.2 Малое предпринимательство, его экономические преимущества и недостатки
В экономических публикациях используются два таких понятия как «малый бизнес» и «малое предпринимательство», которые в известном смысле являются синонимическими.
Термин «бизнес» является англоязычной версией понятия и обозначает деятельность, осуществляемую с целью получения дохода, «предпринимательство» – это русскоязычное понятие, которое имеет схожую трактовку.
В самом общем случае бизнес представляет собой такую экономическую деятельность, основной целью которой является получение прибыли, в то время как «предпринимательство» в большей части имеет инновационную составляющую, которая проявляет себя в новаторской деятельности различных предприятий.
К основным достоинствам малых предприятий можно отнести:
1) Малые предприятия гораздо более адаптированы к изменениям внешней среды. Владелец небольшого производства или торговой фирмы очень быстро может поменять свой ассортимент или даже сменить направление бизнеса.
2) Обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима их высокая эффективность.
3) Малые предприятия способны не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться.
4) Создают атмосферу конкуренции.
5) Малые предприятия создают ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Фрагмент для ознакомления
3
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон № 209-ФЗ: [принят Государственной думой 24 июля 2007 года]: (с изменениями и дополнениями). – Доступ из справ.-правовой системы Гарант. URL.: https://base.garant.ru/12154854/
2. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р – Доступ из справ.-правовой системы Гарант. URL.: https://www.garant.ru /71318202/
3. Антикризисное управление малым предприятием на различных стадиях кризиса / А. Г. Рамазанова, Д. М. Магомедова, Г. Р. Генджеев, Х. Ш. Азизова // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 6(119). – С. 639-642. – Текст: непосредственный.
4. Афанасьева, Л.А. Опыт поддержки малого бизнеса в странах с развитой экономикой / Л.А. Афанасьева // Современное развитие экономических и правовых отношений. Образование и образовательная деятельность. – 2020. – № 1. – С. 26-31. – Текст: непосредственный.
5. Ахметзянова, М. М. Роль органов местного самоуправления в развитии субъектов малого предпринимательства / М.М. Ахметзянова // Молодой ученый. – 2019. – №4. – С. – 178-179. – Текст: непосредственный.
6. Бабюк, О. В. Проблемы планирования в управлении предприятием малого бизнеса / О. В. Бабюк, Е. В. Заставенко // Финансовая экономика. – 2022. – № 6. – С. 94-97. – Текст: непосредственный.
7. Бакшт, К. Ошибка № 1: Запуск бизнеса «вслепую», или на какие ключевые вопросы должен дать ответ бизнес-план? / К. Бакшт // Маркетинг: идеи и технологии. – 2020. – № 4. – С. 46-52. – Текст: непосредственный.
8. Бородушко, И.В. Программа поддержки малого бизнеса в системе мер по обеспечению национальной безопасности России / И.В. Бородушко // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2020. – № 2 (62). – С. 156-160. – Текст: непосредственный.
9. Варфоломеева, А.С. Основные направления развития и поддержки малого бизнеса в Хабаровском крае / А.С. Варфоломеева // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 7-1. – С. 25-26. – Текст: непосредственный.
10. Гарькин, И.Н. Бизнес-инкубатор как инструмент поддержки малого бизнеса / И.Н. Гарькин // Молодой ученый. – 2020. – № 14. – С. 149-151. – Текст: непосредственный.
11. Гольдман, И.Ю. Налогообложение малого и среднего бизнеса: от «Налогового бремени» к «Инструменту государственной поддержки» / И.Ю. Гольдман // Российское предпринимательство. – 2020. – № 19 (265). – С. 113-120. – Текст: непосредственный.
12. Гуськова, Н. Д. Стратегическое управление устойчивым развитием предприятий малого бизнеса / Н. Д. Гуськова, А. В. Ерастова, Д. В. Никитина // Регионология. – 2021. – Т. 29, № 2(115). – С. 306-327. – Текст: непосредственный.
13. Данилина, Н. Зарубежный опыт государственной поддержки развития малого бизнеса / Н. Данилина // Вестник Института экономики РАН. – 2020. № 8. – С. 130-139. – Текст: непосредственный.
14. Данилов, Д. Д. Некоторые аспекты антикризисного управления на малых и средних предприятиях / Д. Д. Данилов // Управленческий учет. – 2022. – № 12-1. – С. 203-208. – Текст: непосредственный.
15. Дроздов, В.А. Государственная поддержка малого бизнеса / В.А. Дроздова // Политика, государство и право. – 2020. – № 11 (35). – С. 19-22. – Текст: непосредственный.
16. Еваленко, М.Л. Дифференциация субъектов Российской Федерации по уровню развития малого бизнеса / М.Л. Еваленко // Регион: экономика и социология. – 2019. – №4. – С.120-136. – Текст: непосредственный.
17. Жигалов, О.С. Малое предпринимательство, его основные признаки / О.С.Жиглов, Д.И. Исайкин // Материалы Ивановских чтений. – 2021. – № 1 (10). – С. 96-103. – Текст: непосредственный.
18. Жура, С.Е. Анализ механизма управления инновационными процессами в малом бизнесе региона /С.Е. Жура // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2020. – № 1. – С. 155-158. – Текст: непосредственный.
19. Иванов, В.В. Международные программы поддержки малого и среднего бизнеса / В.В. Иванов // Российский внешнеэкономический вестник. – 2020. – № 10. С. 21-31. – Текст: непосредственный.
20. Каленская, Н.В. Государственное регулирование инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства / Н.В. Каленская, Р.М. Ахметшин // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – № 2 (19). – С. 3-8. – Текст: непосредственный.
21. Кизим, А.А. Перспективы микрофинансирования как инструмента развития и поддержки малого бизнеса / А.А. Кизим // Экономика устойчивого развития. – 2020. – № 2 (18). – С. 112-160. – Текст: непосредственный.
22. Коротаева, Н.В. Меры государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса / Н.В. Коротаева // Социально-экономические явления и процессы. – 2020. – № 1 (59). – С. 28-32. – Текст: непосредственный.
23. Круглов, В.Н. Институциональная поддержка малого бизнеса в регионе / В.Н. Круглов // Научные труды SWorld. – 2020. – Т. 29. – № 1. – С. 23-26.
24. Кузнецова, Н. В. Бизнес-коммуникации в системе управления предприятия малого бизнеса / Н. В. Кузнецова // Социосфера. – 2020. – № 2. – С. 25-29. – Текст: непосредственный.
25. Кузнецова, Н. В. Стратегическое управление как инструмент развития предприятий малого бизнеса / Н. В. Кузнецова // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 5(130). – С. 668-671. – Текст: непосредственный.
26. Купчинский, А.В. Формирование эффективной стратегии государственной поддержки малых бизнес-структур региона / А.В. Купчинский // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2021. – № 18. – С. 51-59. – Текст: непосредственный.
27. Ладыгин, В.В. Поддержка малого предпринимательства на муниципальном уровне в России: основные этапы и тенденции / В.В. Ладыгин // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2019. – № 4. – С. 32–49. – Текст: непосредственный.
28. Левченко, О.В. Государственное регулирование и поддержка малого инновационного бизнеса в России / О.В. Левченко // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2020. – № 5. – С. 81-90. – Текст: непосредственный.
29. Михалева, О.В. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года / О.В. Михалева// Juvenis scientia. – 2020. – № 2. № 129 – С. 131-135. – Текст: непосредственный.
30. Никитина, Т.С. Малое предпринимательство в современной России / Т.С. Никитина // Новая наука: финансово-экономические основы. – 2021. – № 1. – С. 194-196. – Текст: непосредственный.
31. Носова, Т.А. Малое предпринимательство в современной экономике Т.А. Носова // Вектор экономики. – 2021. – № 1 (7). – С. 10. – Текст: непосредственный.
32. Осипов М.А. Состояние и эффективность института развития малого предпринимательства в России / М.А. Осипов // Фундаментальные исследования. – 2019. – № 10–13. – С. 2916-2920. – Текст: непосредственный.
33. Позднышев, А.А. Оптимизация механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса / А.А. Позднышев, О.В. Богатикова // Общество: политика, экономика, право. – 2020. – № 2. – С. 36-43. – Текст: непосредственный.
34. Популо А.А. Перспективы развития форм и методов государственной финансовой поддержки малого и среднего бизнеса / А.А. Популо // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2021. – № 45. – С. 113-118. – Текст: непосредственный.
35. Порядина, И. В. Организация управления малым предприятием / И. В. Порядина // Инновационное развитие экономики. – 2022. – № 5(71). – С. 135-148. – Текст: непосредственный.
36. Прыгунова, М. И. Обзор современных цифровых практик для управления малым бизнесом / М. И. Прыгунова, И. К. Тумаков // Теоретическая и прикладная экономика. – 2022. – № 4. – С. 52-66. – Текст: непосредственный.
37. Растегаева, Ф.С. Малое и среднее предпринимательство в системе госудасртвенно-частного партнерства / Ф.С. Растегаева // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 1-1 (55). – С. 51-54. – Текст: непосредственный.
38. Рогач О.В., Машукова М.М. Перспективные формы поддержки малого предпринимательства в России / О.В. Рогач, М.М. Машукова // Материалы Ивановских чтений. – 2021. – № 1-2 (11). – С. 346-352. – Текст: непосредственный.
39. Самотуга, В. Н. Особенности стратегического управления предприятиями малого бизнеса в России / В. Н. Самотуга // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии. – 2021. – Т. 2, № 1. – С. 270-276. – Текст: непосредственный.
40. Синявский, Д. А. Поддержка малого и среднего бизнеса: проблемы реализации программно-целевого подхода / Д.А. Синявский // Российское предпринимательство. – 2020. – № 2 (248). – С. 46-58. – Текст: непосредственный.
41. Слюсаренко, Т.В. Правовое регулирование оказания поддержки малому и среднему бизнесу на муниципальном уровне / Т.В. Слюсаренко // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – 2021. – № 4 (17). – С. 144-147. – Текст: непосредственный.
42. Соболева, Ю.П. Государственная поддержка малого бизнеса в России / Ю.П. Соболева // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. – 2020. – № 8. – С. 122-126. – Текст: непосредственный.
43. Степанова, А. А. Управление устойчивым развитием предприятий малого и среднего бизнеса / А. А. Степанова, М. В. Ковшова // Финансовая жизнь. – 2022. – № 2. – С. 46-50. – Текст: непосредственный.
44. Степанчук, А. А. Бюджетирование как эффективный инструмент управления малым предприятием / А. А. Степанчук // Управленческий учет. – 2022. – № 3-1. – С. 154-161. – Текст: непосредственный.
45. Тореев, В. Б. Влияние малого бизнеса на развитие регионов России / В.Б. Тореев // Вопросы статистики. – 2020. – № 3. – С. 30-34. – Текст: непосредственный.
46. Чаусов, Н. Ю. Особенности управления ресурсами малого предприятия / Н. Ю. Чаусов, Д. Е. Голиков // Modern Economy Success. – 2021. – № 4. – С. 81-87. – Текст: непосредственный.