Фрагмент для ознакомления
1
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое исследование применения средств АФВ детей с нарушением слуха при обучении плаванию на занятиях в СМГ………...…5
1.1. Сущность понятия «средства АФВ» и особенности детей с нарушением слуха………………………………………………………….…..5
1.2.Специфика плавания для детей с нарушением слуха……………………8
Глава 2. Особенности практического применения средств АФВ детей с нарушением слуха при обучении плаванию на занятиях в СМГ………….13
2.1.Применение средств АФВ при обучении плаванию…………………..13
2.2. Преимущества и результаты применения АФВ при обучении плаванию детей с нарушением слуха…………………………………………………...16
Заключение…………………………………………………………………....20
Список использованных источников……………………………………….22
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Изучение применения средств адаптивного физического воспитания (АФВ) для детей с нарушением слуха на занятиях по обучению плаванию является актуальной проблемой, которая требует дальнейших исследований. Данный перспективный подход к обучению плаванию для детей с нарушением слуха может оказать значительное влияние на широкий спектр их развития, включая физическую подготовку, психомоторную координацию и социальные навыки. Однако, несмотря на определенные научные исследования на эту тему, мало существует конкретных данных о применении средств АФВ в процессе обучения плаванию детей с нарушением слуха в СМГ.
Дети с нарушением слуха сталкиваются с определенными трудностями во время обучения плаванию, так как слышащие дети могут испытывать ряд очевидных преимуществ в обучении новым двигательным навыкам. Стремление уменьшить эту разницу и обеспечить эффективное обучение плаванию для детей с нарушением слуха является важной задачей для специалистов в области образования и реабилитации.
Таким образом, определена проблема исследования: нехватка исследований, охватывающих применение средств АФВ при обучении детей с нарушением слуха плаванию на занятиях в СМГ.
Цель исследования заключается в изучении эффективности применения средств АФВ при обучении детей с нарушением слуха плаванию на занятиях в СМГ.
Объект исследования: дети с нарушением слуха, занимающиеся плаванием в СМГ.
Предмет исследования: применение средств АФВ на занятиях в процессе обучения плаванию для этой категории детей.
Гипотеза исследования: пчто использование средств АФВ при обучении плаванию детей с нарушением слуха на занятиях в СМГ способствует эффективному развитию их плавательных навыков, улучшению психомоторной координации и повышению уверенности в воде. Предполагается, что АФВ способствуют созданию комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая детям дополнительные сенсорные входы, которые компенсируют их слушательные ограничения.
Тема исследования и цель обусловили формулировку следующих задач исследования:
1) рассмотреть сущность понятия «средства АФВ» и особенности детей с нарушением слуха;
2) определить специфику плавания для детей с нарушением слуха;
3) исследовать применение средств АФВ при обучении плаванию;
4) проанализировать преимущества и результаты применения АФВ при обучении плаванию детей с нарушением слуха.
Методы исследования: анализ и обобщение педагогической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, контент-анализ, моделирование.
База исследования:
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, список источников и литературы.
Глава 1. Теоретическое исследование применения средств АФВ детей с нарушением слуха при обучении плаванию на занятиях в СМГ
1.1. Сущность понятия «средства АФВ» и особенности детей с нарушением слуха
Средства адаптивной физической активности (АФВ) в контексте обучения плаванию для детей с нарушением слуха играют важную роль, поскольку помогают создать эффективную и безопасную среду для их участия. Эти средства специально разработаны и подобраны для обеспечения комфортного и эффективного занятия плаванием, учитывая особенности детей с нарушением слуха.
Одно из ключевых средств АФВ в работе с такими детьми - это специализированные плавательные средства и оборудование. Например, плавательные нарукавники или плавательные пояса помогают детям с нарушением слуха сохранять плавучесть и уверенность в воде, так как они могут испытывать определенные трудности с координацией движений или ощущать неуверенность в плавании. Эти средства позволяют детям чувствовать себя более защищенными и независимыми в воде.
Другими средствами АФВ для работы с детьми с нарушением слуха при обучении плаванию являются системы компенсации слуха. Такие системы включают использование беспроводных аудиосистем, которые позволяют инструктору-плаванию и детям взаимодействовать и коммуницировать на территории, где звуковая информация не передается должным образом. Это особенно важно для безопасности и успешности обучения в воде, где коммуникация и передача инструкций могут быть вызовом для детей с нарушением слуха.
Также стоит отметить использование визуальных средств АФВ, таких как плакаты, изображающие различные движения и техники плавания. Визуальная информация играет важную роль при обучении детей с нарушением слуха, поскольку они могут обращать больше внимания на визуальные подсказки и инструкции. Плакаты и другие визуальные средства помогают им ориентироваться в плавательном бассейне, понимать требуемые движения и следовать инструкциям инструктора.
В целом, средства АФВ при работе с детьми с нарушением слуха при обучении плаванию направлены на обеспечение безопасной и эффективной среды, где они могут развиваться, повышать свои навыки и наслаждаться плаванием. Эти средства помогают сократить барьеры и обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его особенности и потребности.
Дети с нарушением слуха - это дети, у которых имеется проблема с возможностью слышать и понимать звуки с обычной или нормальной акустической интенсивностью. Они могут иметь различные степени потери слуха, начиная от частичной потери слуха до полной глухоты.
Особенности детей с нарушением слуха могут быть следующими:
1. Задержка речевого развития: Дети с нарушением слуха могут испытывать проблемы с развитием речи и языка. Они могут проявляться отсутствием или задержкой речи, ограниченным словарным запасом и неправильной произносительной речью.
2. Отсутствие акустического контакта: Поскольку дети с нарушением слуха не могут услышать звуки вокруг них в таком же объеме, как и другие дети, они могут испытывать трудности в коммуникации и восприятии окружающей среды. Это может привести к социальной изоляции и затруднениям в учебе.
3. Низкая слуховая сенсорная адаптация: Дети с нарушением слуха могут испытывать проблемы с адаптацией к звукам и шумам окружающей среды. Им может быть трудно различать звуки и фонетические особенности речи, что затрудняет их способность понимать и запоминать информацию.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абилова Э.Н. Особенности развития двигательной сферы глухих детей школьного возраста // Дефектология. - 1992.
2. Бегидова Т.П. Основы адаптивной физической культуры: Учебн. Пособие. - М.: Физкультура и Спорт, 2007. - 192с.
3. Булгакова, Н. Ж. Оздоровительное и спортивное плавание для людей с ограниченными возможностями: монография / Н. Ж. Булгакова, С. Н. Морозов, С. М. Никитина, Т. Н. Павлова, О. И. Попов — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 314 с.
4. Булгакова, Н. Ж. Плавание: учебник / Н. Ж. Булгакова, С. Н. Морозов, О. И. Попов [и др]; под общ. ред. Проф. Н. Ж. Булгаковой. — М.: ИНФА-М, 2016. — 290 с.
5. Голозубец Т.С. Методика адаптивного физического воспитания глухих детей младшего школьного возраста с использованием креативных средств физической культуры: автореф. дис. … канд. пед. наук / Голозубец Т.С. – Хабаровск, 2005. – 23 с.
6. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-304 с. - (Коррекционная педагогика)
7. Добрынина Л.А. Адаптивное физическое воспитание глухих дошкольников на основе развития координационных способностей: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Добрынина Л.А. – Хабаровск, 2002. – 21 с.
8. Николаева Е.В. Физкультурно-оздоровительные технологии на занятиях адаптивной физической культуры в условиях вспомогательной школы // Физическая культура и спорт – основы здоровой нации . – 2017. –С.208-212
9. Лебедева Н.Т. Оптимизация физического воспитания глухих и слабослышащих школьников / Н.Т. Лебедева // Матер. III Междунар.науч.- практ. конф. культ, для инвалидов и лиц с огранич. функц. возможностями. - Спб., 1996.
10. Павлова, Т. Н. Особенности организации занятий по обучению плаванию лиц с нарушениями слуха / Т. Н. Павлова, С. М. Никитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 264-266.
11. Шапкова, Л. В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с.
12. Хода Л.Д. Модели социальной интеграции неслышащих людей в адаптивной физической культуре / Л.Д. Хода // Адаптивная физическая культура. 2004. - № 3.- С. 18 -24.