Фрагмент для ознакомления
2
В современный период развития и становления общества и функционирования правового государства, необходимость в особой значимости государственного управления постоянно растет и интерес общества к его организации становится центром внимания.
Данная характеристика и важность определена тем, что в настоящий момент именно государство является основным инициатором и регулятором, обеспечивающее развитие общества во всех сферах, а также предоставляет определенный вид прав, обеспечение предусмотренных гарантий, а также осуществляет защиту и охрану своих граждан.
Система управленческого аппарата публичной власти, в общем функционировании и действии осуществляет полное обеспечение и регулирование социально - экономической, политической и правовой системы общественных отношений, используя при этом все разрешенные законодательством юридически способы, а также методы влияния на общество.
Специально созданные государственные программы, являются одним из самых эффективных способы, способствующих реализации государственной политики, а также улучшения качества функционирования всех сфер общества. Реализация государственной программы в значительной степени улучшает социально – экономическое развитие государства, а также направлено на решение системных проблем, обеспечивая при этом удовлетворения не только государственных нужд, но и потребности населения.
Однако, несмотря на формирование большого количества государственных программ, анализ их эффективности отразил значительное количество проблем, возникающих по причине отсутствия должного правового регулирования и не исполнение органами государственной власти, возложенных на них полномочий по реализации созданных программ. Поэтому тема данной курсовой работы является актуальной для исследования и изучения.
Целью курсовой работы является изучение нормативного обеспечения разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность и виды государственных программ
- изучить правовые основы разработки и реализации государственных программ
- рассмотреть процесс разработки и осуществление государственной целевой программы
- провести оценку эффективности государственных программ: проблемы и перспективы
- установить методики оценки государственных целевых программ
- предложить повышение эффективности реализации государственных программ Российской Федерации
Теоретической основой исследования послужили фундаментальные и прикладные работы отечественных и зарубежных ученых.
Методологической основой послужили статистические, социологические методы исследования, а также нормативно-правовые документы, законодательные акты РФ.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ
1.1 Сущность и виды государственных программ
Современное российское государство прикладывает большие усилия для развития общества регулярно создает и разрабатывает государственные программы, направленные на развити6 тех сфер государства и общества, которые требуют особого внимания.
При этом для планирования разработки определенных программ, государство в первую очередь отталкивается от наличия ресурсов и финансовых средств, которые должны будут использоваться для реализации программ. Следовательно, при планировании стратегических задач, направленных на разработку государственных программ, при формировании бюджета, учитываются и закладываются финансовые средства для исполнения мероприятий будущих созданных программ.
Современное государство, основываясь на функционировании демократического общества, обязано создавать условия для его благоприятного существования. Для достижения таких целей утверждаются различные нормативно – правовые акты.
Одним из таких правовых документов является ФЗ «О стратегическом планировании в РФ», который содержит базовые принципы функционирования стратегического планирования в государстве. Согласно данному закону понятие стратегическое планирование содержит в себе определенный вид государственной деятельности, направленной на общее планирования и прогнозирование экономического развития государства, а также его социальные характеристики.
Также следует определить, что в соответствии с данным законом, все созданные государственные программы содержат в себе условия и требования документов, относящихся к стратегическому планированию.
Сама государственная программа и ее сущность отражается в качестве определенного средства с помощью которого реализуется государственная политики, методом воздействия на основные сферы общества, а также оказывает прямое влияние на устранение определенных проблем, возникших в государстве и обществе, требующие вмешательства государственной власти и улучшения жизни общества, создавая тем самым благоприятные условия.
Государственные программы формируются исключительно органами государственной власти, либо теми органами, которые имею право распоряжаться финансовыми средствами, которые наделены соответствующими полномочиями по осуществлению их реализации.
Любая созданная программа основывается на федеральном уровне, применяя при этом определенные подпрограммы, включая в себя основные направления, которые отражают проблему, а также перечень мероприятий для их решения.
Государственная программа имеет определенные требования по своей структуре, а именно:
- описание возникшей в государстве проблемы и перечень пояснений, которые могут доказать наличие необходимости ее решения,
- перечень конкретных целей, количество и наименование задач, а также сроки ее реализации, с учетом этапов ее выполнения,
- характеристика основных мероприятий, которые реализуются в различных направлениях,
- описание имеющихся ресурсов и наличия необходимого финансирования,
- описание процесса организации, включая определенный механизм выполнения программы, а также обеспечение необходимого контроля,
- наличие полного описания эффективности достижения определенных результата программы,
- формирование специального паспорта.
Перед разработкой специальной программы необходимо в первую очередь определить параметры соответствия программы, пояснения, отражающие конечные результаты, а также анализ состояния изменения той сферы общества, на которую направлена программа.
Каждая государственная программа формируется с учетом ее планирования и рассмотрения высшими органами государственной власти, с учетом издания закона о ее признании и запуске. При этом каждую государственную программу можно классифицировать по некоторым основаниям:
- в соответствии с направлением и источнику выделения финансовых средств,
- исходя из уровня тех проблем, которые необходимо решить,
- содержащие в себе особый характер решаемых проблем,
- в соответствии с теми сроками, которые выделены на выполнение программы.
При этом в результате наблюдения за уровнем реализации государственной программы, ее исполнение распространяется на все уровни и территории государства. Следовательно, практически во всех ситуациях после утверждения государственной программе на федеральном уровне, она сразу формируется в субъектах и муниципальных образований, с учетом особенностей района и уровня отраженной проблемы.
Сущность государственных программ также содержится в том, что к процессу ее разработки могут быть привлечены не только органы государственной власти, а также общественные организации и заинтересованные лица, с учетом соблюдения требований по обеспечению сохранения государственной тайны.
При этом важной организацией, привлекаемой к разработке государственных программ, является экспертное сообщество, в результате чего государственная программа и ее реализация гарантирует достижение определенной цели стратегического выполнения.
В процессе разработки государственной программы и в случаях установления в ней тех целей и мероприятий, которые касаются затронутых интересов социально – экономического значения, вносятся на общее обсуждение.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно – правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ
3. Федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации" от 20.07.1995 N 115-ФЗ
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
5. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
6. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"
7. Указ Президента РФ от 16.01.2017 N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года"
8. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"
9. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации"
10. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"
11. Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов"
12. Распоряжение Правительства РФ от 05.06.2017 N 1166-р <О плане мероприятий по реализации Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года>
Учебная и научная литература
13. Абрамов, П. В. Эффективность социально-правовой политики государства / П.В. Абрамов. - М.: Юнити-Дана, 2023. - 112 c.
14. Белякова, Н.В. Реализация национальных приоритетных проектов как способ построения социального российского государства / Н.В. Белякова // Юридическая мысль. - 2019. - № 6. - С. 35-42.
15. Батракова Л. Г. Особенности постиндустриальной экономики и перспективы ее развития в регионах России // Социально-политические исследования. - 2021. - № 1 (10). - С. 58-69.
16. Бондаренко Н. Е. Проблема регионального неравенства в социально-экономическом развитии России / Н. Е. Бондаренко, Р. В. Губарев // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. - 2020. - Том 17. - № 5 (113).- С. 56-68.
17. Васильева, В. М. Государственная политика и управление : учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 441 с.
18. Василевич, С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. - М.: Юнити, 2019. - 544 c.
19. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1. Концепции и проблемы : учебник для вузов / Л. В. Сморгунов [и др.] ; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 395 с.
20. Государственное антикризисное управление : учебник для вузов / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 371 с.
21. Купряшин, Г. Л. Основы государственного и муниципального управления : учебник для вузов / Г. Л. Купряшин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 574 с.
22. Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 299 с.
23. Осейчук, В. И. Теория государственного управления : учебник и практикум для вузов / В. И. Осейчук. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 342 с.
24. Олейникова Е.Г. Модели социальной политики государства: проблемы теории и практики // Общество: политика, экономика, право. 2022 - № (3). - С 61-68.
25. Райзберг, Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами : учебное пособие / Б.А. Райзберг. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 384 с.
26. Сёмкина, О.С. Государственное и муниципальное управление: вызовы и приоритеты: материалы iii международной научно-практической конференции. том 2. / О.С. Сёмкина. - М.: Русайнс, 2019. - 189 c.
27. Теория и механизмы современного государственного управления / А. В. Буга, М. С. Великославинский, Т. В. Данилова [и др.]. – Санкт-Петербург : Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2020. – 212 с.
28. Уманская, В. П. Государственное управление и государственная служба в современной России : монография / В. П. Уманская, Ю. В. Малеванова. – Москва : Норма, 2020. – 176 с.
29. Чазова, И. Ю. Оценка эффективности системы государственного управления / И. Ю. Чазова // Евразийский союз ученых. – 2020. – № 1-4(70). – С. 53-59.
30. Черемисина С. Г., Срибный В. И. Совершенствование инструментария оценки эффективности социально-экономической политики государства // Сервис в России и за рубежом. 2019. № 2 (84). С. 95-107.