Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Для того, чтобы человек разви-вался, имеет значение каждый возрастной период жизни. Однако подрост-ковый возраст занял специфическое место в сфере психологии. Подростко-вый возраст – это, пожалуй, самый сложный из всех возрастов детства, ко-торый представляет важный этап формирования личности.
Основная составляющая подросткового возраста транспортирует его переход от детского этапа во взрослой. Каждая сторона становления под-вергается качественному изменению, создаются новые психологические образования, базируются основы осознанного поведения, формируется каждая социальная установка.
Данный процесс трансформации устанавливает все главные особен-ности индивидуальности детей подросткового возраста. При рассмотрении этих особенностей, используются данные отечественной психологии, в трудах Л.И. Божович, Т.В. Драгуновой, Д.Б. Эльконина, А.Н. Марко-вой, И.В. Дуровиной, Д.И. Фельдштейна и др. Это известно, что к началь-ному этапу подросткового возраста образовательная деятельность облада-ет своим ведущим значением в психологическом развитии учеников. Глав-ным видом активности, по мнению Кона Н.С., Драгуновой Т.В. и др., ста-новится коммуникация.
Рассматриваемые исследователи в любом случае сходятся в том, что они признают огромное значение, имеющее для подростков, - коммуника-ция со сверстниками, т.к. оно - в центре жизни подростка, во многих аспек-тах устанавливает все очередные стороны поведения и активности под-ростка. Л.И. Божович указывет, что в случае, если в младшем школьном возрасте базисом для объединения детей, как правило, является совместная активность, то у подростков, привлекательный аспект занятий и интересов определяется наличием возможности расширенного общения с его сверст-никами. В ходе коммуникации у подростков возникают разные затрудне-ния.
Данные трудности в коммуникации вступают в качестве одной из трудностей в психологии. Специфика затруднений (иначе - «барьеров» коммуникации) в качестве объекта типичного исследования исследуется зарубежными и отечественными психологами начиная с середины XX века (Л. Ли, Д. Кати, Г. Лассвеля, Е.С. Кузьмин, М. Андерсон, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин, Е.А. Климов, Н.Л. Коломинский и др.). В образовательной дея-тельности трудности взаимодействия с учениками в класее были исследо-ваны психологами В.А. Кан-Каликом, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.А. Поварнициной, А.Н. Леонтьевым, Е.В. Цукановой, В.В. Рыжовым и др.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать получен-ные данные.
Проблема исследования выявить влияние личностных особенностей подростков на трудности в общении.
Объектом исследования являются личностные особенности под-ростков.
Предметом исследования является влияние личностных особенно-стей подростков на трудности в общении.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется изучение влияния личностных особенностей подростков на трудности в общении.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть подростковый возраст и его особенности;
- изучить особенности общения подростков;
- детально проанализировать сферу общения подростков как фактор социализации в подростковом возрасте;
- проанализировать изучения основных трудностей в коммуникатив-ной деятельности подростков;
- проанализировать методы и формы оптимизации межличностных отношений подростков.
Гипотеза исследования. Основные трудности общения в подростко-вом возрасте связаны с уровнем самоконтроля и уровнем саморегуляции в общении.
Методы исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изу-чение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статисти-ческий анализ данных, моделирование.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ
В ОБЩЕНИИ
1.1 Подростковый возраст и его особенности
В отечественной психологии основы понимания закономерностей развития в подростковом возрасте заложены в работах Т.В. Драгуновой, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна, Л.И. Божовича, Г.А. Цукермана и др. Часто весь подростковый период интерпретируется как кризисный период, период «нормальной патологии», подчеркивая его быстрое течение и сложность как для самого подростка, так и для взрос-лых, которые с ним общаются.
Л.С. Выготский, который называет половое созревание стабильным, пишет, что мы знаем этот возраст и то, что характеризует его как период огромного подъема в жизни подростка, как период высших синтезов, про-исходящих в личности. Это следует как необходимый логический вывод из критики, которой подвергались в советской науке теории, сводившие по-ловое созревание к «нормальной патологии» и глубочайшему внутренне-му кризису [12].
Основные идеи, которые сегодня составляют ядро подростковой психологии, были изложены в работе С. Холла «Становление взрослым». Холл сформулировал идею транзитивности, промежуточности подростко-вого возраста, периода «бури и натиска». К. Левин говорил об особой маргинальности подростка, которая выражается в его расположении меж-ду двумя культурами: миром детей и миром взрослых.
Подросток больше не хочет принадлежать к детской культуре, но все еще не может войти во взрослый мир, когда сталкивается с сопротивлени-ем реальности, и это вызывает состояние «когнитивного дисбаланса», не-уверенности в ориентирах, планах и целях при смене «среды обитания». Развитие личности подростка подвергалось психоаналитическому анализу 3. Фрейд и А. Фрейд. В подростковом возрасте, в период полового созре-вания, всплеск сексуальной энергии нарушает ранее установившееся рав-новесие личностных структур, и конфликты в детском возрасте возрожда-ются с новой силой. Эриксон рассматривал подростковый возраст как цен-тральный период для решения проблемы личностного самоопределения, достижения идентичности. Но, несмотря на то, что подростковый возраст детально изучался в психологии ХХ века, современные подростки отли-чаются от своих сверстников предыдущих поколений рядом социально-психологических особенностей.
Среди них исследователи отмечают повышенную
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – М., 2006. – С. 23.
2. Аракелова Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростка. - М., 1990.
3. Баранова Ю. М. Общение подростков в социальных интернет-сетях как особый вид коммуникации //Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2012. – С. 104.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1995.
5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования лич-ности в детстве. - М., 1990.
6. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т4. М., 1982. – С. 18.
7. Защиринская О. В. Психогенез стилей общения // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2010.
8. Зеленков М. И. Социально-психологические проблемы кон-фликтов. Учебное пособие.- М.: Юридический институт МИИТа, 2003.
9. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.
10. Кузнецов П. С. Особенности профилактики и коррекции нару-шений коммуникативной сферы в подростковом возрасте // Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сб. материа-лов Х Межд. научно-практ. конф. (Махачкала, 22 мая 2016 г.). – Махачка-ла, 2016.
11. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций. Ростов-на-Дону.- 2002. – 146 с.
12. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.
13. Марарица Л. В., Антонова Н. А., Ерицян К. Ю. Общение в Ин-тернете: потенциальная угроза или ресурсдля личности // Петербургский психологический журнал. – 2013. №2. – С. 27-30.
14. Мустафаев С. М. Особенности невербальной экспрессии под-ростков с интернет–зависимымповедением // Перспективы науки и образо-вания. – 2014. – № 1 (7). – С. 237-239.
15. Носко И. В. Психология развития и возрастная психология. – Владивосток, 2003.- 127 с.
16. Носс И. Н. Влияние личностных особенностей на виртуальную коммуникацию // Вестник Московского государственного областного уни-верситета. – 2010. – С. 78.
17. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов.- М.: Высшее образование; МГППУ, 2009. – 460 с.
18. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд./ Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 c.
19. Прихожан А. М. Проблема подросткового кризиса // Психоло-гическая наука и образование. — 1997.
20. Саксонова Ю. И. Психологические особенности интернет-общения подростков (чаты и форумы) //Современные наукоемкие техноло-гии. – 2007. – № 3. – С. 96-98.
21. Самохвалова А. Г. Социокультурная детерминация коммуни-кативных трудностей современных детей и подростков // Психологические исследования: электронный научный журнал. – 2017. - № 55. – С. 5-10.
22. Самохвалова А. Г. Структурно-динамическая концепция за-трудненного общения в онтогенезе общения: автореф. дис. … д-ра психол. наук. – Кострома, 2015. – С. 42.
23. Смирнов А.А. Психология ребенка и подростка // Избр. пси-хол. тр.: В 2т. - М,1987. - Т.1.
24. Татаринцева Е. В. Общение в Интернете // Вестник научных конференций. – 2015. – С. 45.
25. Фролов Ю. И. Психология подростка. Хрестоматия. – М.: Рос-сийское педагогическое агентство, 1997.- 526 с.
26. Хухлаева О. В. Психология подростка. – М., 2008. – С. 56.