Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Существующие определения понятия «лидерство» говорят о исключительном внимании исследователей к данной проблеме. К.В. Сельченка считает, что в современном мире российский социум все еще выполняет главные функции лидера мужчины, которые занимают ведущую роль в экономике, политике и других ключевых общественных сферах. На сегодняшний день развитие этой проблемы отмечается и в психологии отечественного происхождения, что подтверждено рядом экспериментальных исследований по гендерному характеру лидерства в различных социальной группе.
Наиболее важное направление изучения особенностей гендерного лидерства является исследование современного поколения молодежи по проблеме воспитания лидеров: в будущем сегодняшний лидер среди социально активной молодежи может проявлять себя как руководитель, общественные и политические лидеры, сферой их деятельности являются общества и социальных институтов. «Активная молодежь – это жизненная составляющая общества, поток энергии, неисчерпаемые интеллектуальные и физиологические силы, которые требуют выхода, благодаря этим силам можно оживить, оживить жизнь общества».
К. Бартольд и D. Martin полагают, что во время жизни любой группы, включая студенческую, важно то, как они относятся друг к другу, а также к себе. «Процесс осознания одного человека другим является обязательной составной частью взаимодействия, влияет на весь внутригрупповый процесс. В этом плане студенческая среда может рассматриваться как демонстрация, в которой формируется и проявляется новое представление о социальной роли и социальной социализации». Объектом в данной работе выступает - проявление гендерных особенностей лидерства, а предметом - представления о наличии лидерских качеств в зависимости от половой принадлежности на примере студенческих групп. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить сущность понятия «лидер» и «лидерство
- Рассмотреть социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах
- Представить особенности мужского и женского лидерства.
- Провести анализ гендерной психологии лидерства
- Проанализировать гендерные теории лидерств.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Лидерство. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах
1.1 Сущность понятия «лидер» и «лидерство»
По мнению К.В. Сельченок, лидерство – многоаспектное социальное явление. Феномен лидерства проявляется в любых более или менее организованных группах, стремящихся к какой-либо общей цели. Трудно определить общее лидерство. Это связано с тем, что руководитель проявляется всегда и постоянно, когда группа людей должна решать любые проблемы, которые затрагивают интересы каждого или большинства членов ее группы. Самыми заметными лидерскими отношениями становятся те случаи, когда группе предстоит перейти из одной ситуации в другую или когда группе предстоит распределить ресурсы. Поэтому лидерство является реализацией оптимальной в некоторых смыслах системы внутригрупповой коммуникации, направленной на достижение целей группы. Е. М.Зайцев считает лидерством степень, которая является ведущим активным влиянием личности-члена группы в целом на групповую деятельность.
Обзор различных определений и концепций лидерства в зарубежной науке предпринимался не раз. Ральф Стогдилл в своем «Руководстве по лидерству» объединил все определения в 10 групп:
- лидерство как центр групповых процессов;
- лидерство как проявление личностных черт;
- лидерство как действие и поведение (описание лидерства через понятия «действие» и «поведение» как нельзя лучше подходило для эмпирических исследований);
- лидерство как инструмент достижения цели или результата (лидерство требуется в качестве средства интеграции других групповых ролей для достижения единства действий и получения результата);
- лидерство как взаимодействие (лидерство существует там и тогда, где и когда оно осознается и поддерживается другими членами группы);
- лидерство как умение убеждать;
- лидерство как осуществление влияния (эта группа определений преувеличивала степень влияния лидера на последователей, которым отводилась пассивная роль внутри организации);
- лидерство как отношения власти (власть в этих определениях расценивается как форма лидерских отношений);
- лидерство как дифференциация ролей;
- лидерство как инициация или введение структуры (эта группа определений подчеркивает важную роль лидера в процессе структурирования взаимоотношений между людьми и их деятельности) (по Е.В. Кудряшовой).
Действительно, проблемы лидерства крайне многогранны. В нем можно найти много аспектов и каждый имеет право собственного определения. В соответствии с выбранными критериями содержание определения может быть подчеркнуто смыслом, структурой, содержанием или иным смыслом лидерства в соответствии с выбранными критериями. В большинстве случаев это связано с тем, что перед исследованием были поставлены определенные задачи. Все эти определения связаны с тем, что явление лидерства основывается на внутригрупповом взаимодействии, воздействует на внутригрупповых процессах и одновременно их обуславливает.
Далее рассмотрим обращаться к понятию «лидер». В определениях понятия наблюдаются такие же расхождения мнений, как в определениях понятия «лидерство». По словам Г.М. Андреевой, лидер - это такой член группы, выдвигаемый в результате сотрудничества членов группы с целью организации в решении конкретных задач. Он демонстрирует высокий уровень активности, участия и влияния на решение этой задачи, а также его влияние на решение этой задачи выше, чем у других членов группы. Это определение дает наиболее общий взгляд на понятие «лидер». Характерно то, что большинство исследований по феномену лидерства полагали, что необходимо изменить трактовку понятия «лидер» в соответствии с контекстными особенностями своего исследования, в результате чего появилось множество вариантов определения.
Основное различие между понятиями "лидер" и "лидерство" заключается в их общности и уникальности. Лидерство – это концепция, которая охватывает различные аспекты и характеристики, необходимые для успешного руководства. В то же время, лидер – это конкретный индивид, который выделяется среди других своими способностями и навыками в области лидерства.
Важно отметить, что лидерство является не только врожденным качеством, но и приобретается через опыт, обучение и постоянное самосовершенствование. Лидеры способны взаимодействовать с людьми, находить общий язык, вдохновлять их, создавать взаимовыгодные отношения и мотивировать к достижению успеха.
Однако, не все лидеры обладают истинным лидерством. Некоторые люди, благодаря своему статусу, власти или богатству, занимают руководящие позиции, но не обладают истинными лидерскими качествами. Именно поэтому лидерство и лидер отличаются друг от друга.
Лидерство – это процесс, который основан на принципах эффективного руководства, построенного на доверии, уважении и способности вдохновлять других. Лидер – это индивид, обладающий навыками и качествами, позволяющими успешно применять эти принципы в реальной жизни.
Следовательно, объединяя общность и различие понятий «лидер» и «лидерство», можно сказать, что лидерство – это концепция, описывающая принципы и характеристики эффективного руководства, в то время как лидер – это конкретный индивид, обладающий способностями и качествами, позволяющими ему успешно руководить и вдохновлять других.
По мнению Н. В. Беляевой, в процессе смены деятельности происходят значительные изменения в структурном составе группы. Таким образом, если во время учебного процесса не выявлено четкого обозначенного состава лидерства, при исследовании того же студенческого коллектива в условиях внеучебного врмени четко выявлены наиболее важные личности.
Исследователь объясняет такое положение так:
1) Учебная деятельность – цель, задача, условие не предполагает наличия этой структуры, потому что выдвижение лидера не предполагает недостаточной конкретности образа целей, отдаленности перспектив и спокойного течения деятельности, весьма слабо выражены предпосылки возникновения конфликтных ситуаций;
2) в управленческой деятельности факультета конкретно проявляется достаточно выраженное совмещение функций руководителя и общего лидера.
Соответственно, всё это не предусматривает актуализации функций лидера. В то время как более глубокие исследования показали, что в случае возникновения конкретных ситуаций появляются конкретные прямые цели, а осознание группой важных лидерских функций становится очень востребованным. Это вывод достаточно важный.
В соответствии с содержательными характеристиками деятельности возникают условия, когда острота востребованности проявления функций лидера группы не является однозначной. Таким образом, спокойные и равномерные действия с доминацией целей далекой перспективы при достаточно разумной системе появления элементов новаторства в условиях не создают условий для того, чтобы актуализировать функции лидера, а также требования членов группы к выполнению социальных ролей лидеров.
Поэтому можно выделить, что процесс обучения благоприятен для того, чтобы выделить лидеров среди студентов из-за их равномерности, а также небольшой степени ситуаций, которые требуют от группы принимать волевые решения. Действие, не связанное с процессом подготовки, предполагает определенные задачи, которые делают качества лидеров необходимыми для группы.
В работе Н.В. Беляковой систематизируются знания о структуре группы: «Всякая групповая структура, в том числе студенческая, представляет собой своеобразную иерархию престижа и статусов членов группы: выделяются группы наиболее популярных студентов (их условно называют «звездами»), достаточно уважаемых («предпочитаемые»), включенных в общение («принятые») и психологически изолированных студентов («аутсайдеры»). Вершину этой иерархической лестницы занимает лидер группы». Необходимо отметить, что степень уважения всей группы к тому или иному студенту определяет лидер группы и наиболее популярные студенты, создавая, таким образом, четко регламентированную закрытую систему с конкретными требованиями к членам группы и жесткими критериями вступления в нее (это особенно характерно для групп с четко выраженным лидером).
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Сергейчик, Т.С. Психолого-педагогические условия формирования образовательной среды в полиэтническом пространстве вуза / Т. С. Сергейчик // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2020. — № 3. — С. 766-777.
2. Чегринцова, С. В. Лидерство и командообразование в организации: учебное пособие / С. В. Чегринцова. — Тверь : ТвГУ, 2020. — 115 с.
3. Менеджмент XXI века: экономика, общество и образование в условиях глобального социально-политического шока: Материалы XXI Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 23–24 ноября 2022 года : сборник научных трудов / под редакцией А. В. Колышкина [и др.]. — Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена, 2023. — 238 с.
4. Ситников, В. Л. Психология и педагогика командообразования : учебное пособие для вузов / В. Л. Ситников, А. В. Комарова, Т. В. Слотина. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 284 с.
5. Ливак, Н. С. Психология управления : учебное пособие / Н. С. Ливак. — Красноярск : СибГУ им. академика М. Ф. Решетнёва, 2019.
6. Александрова, Н. А. Управление персоналом в современных условиях организации труда : учебное пособие / Н. А. Александрова, Н. С. Межлумян. — Чита : ЗабГУ, 2022. — 170 с.
7. Корнюхов, Д.В. ЛИДЕРСТВО КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ: ПОДХОДЫ И ДЕФИНИЦИИ / Д. В. Корнюхов // Экономические и социально-гуманитарные исследования. — 2022. — № 3. — С. 80-87.
8. Линк, С. ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ: ФИНАНСЫ, АДМИНИСТРИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ ПРИ ГЕНРИ ФОРДЕ / С. Линк // Социология власти. — 2020. — № 1. — С. 263-298.
9. Исследование интеллектуальных и лидерских качеств в их взаимосвязи у студентов / Н. Е. Кулешова, N. E. Kuleshova, Ж. Г. Гаранина [и др.] // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. — 2023. — № 3 (63). — С. 349-356.
10. Новый человек в новом обществе: проблемы социализации, ресурсы развития личности и коллектива: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию пионерской организации (г. Кострома, 17–18 марта 2022 г.) : материалы конференции / составители Е. В. Тихомирова, А. А. Тимонина ; научный редактор А. Г. Самохвалова. — Кострома : КГУ, 2022.
11. Управление карьерой : учебное пособие / составитель R. M. Ustaev. — Ставрополь : СКФУ, 2022. — 97 с.
12. Полежаев, П. Л. Социальная идентичность : учебное пособие / П. Л. Полежаев. — Красноярск : СибГУ им. академика М. Ф. Решетнёва, 2022. — 100 с.
13. Шелехов, И. Л. Системные исследования в психологии : монография : в 2 томах / И. Л. Шелехов. — Томск : ТГПУ, 2019 — Том 1 : Личность в контексте системных исследований — 2019.
14. Унгер Р. Несовершенство современного мышления: Психология строительства пола // Это важно: Психология и строительство пола. - Нью-Хейвен, Л.: Издательство Йельского университета, 2023. – 370 с.
15. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и допол. М.: Институт социологии РАН, 2021. – 696 с.
16. Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство: исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли. - Архангельск: Издательство ПМПУ, 2021. – 256 с.