Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономические изменения, произошедшие во всех сферах общественной жизни, требуют пересмотра основ, принципов и форм стратегического управления городами. Стратегическое управление городским образованием в современных условиях играет ведущую роль в системе государственного управления. Важной частью этой системы управления является система местного самоуправления. Стратегическое управление городами - это процесс, посредством которого местные органы власти управляют деятельностью по обеспечению долгосрочного устойчивого социально-экономического развития.
Основой всей системы управления административными органами на территории Российской Федерации является действующее законодательство и иные нормативно-правовые акты. Основными законодательными и административными актами, регулирующими деятельность муниципальных образований, являются Конституция Российской Федерации и Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно этим нормативным документам, муниципальными образованиями являются городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа или внутригородские территории городов федерального значения. Муниципальное управление - это целостная система общественных отношений, связанных с самоорганизацией населения территории. Оно самостоятельно решает проблемы местного значения, а также структуру и функционирование муниципального управления.
Объект исследования – система муниципального управления г. Чайковский. Предмет исследования – функции муниципального управления.
Цель работы – исследование стратегии функций муниципального управления.
Задачи:
рассмотреть сущность и особенности функций муниципального управления;
описать направления реализации функций муниципального управления в муниципальном образовании;
разработать направления совершенствования реализации функций муниципального управления в муниципальном образовании.
Методология: анализ, синтез, индукция, дедукция.
Информационная база: материалы статистической отчетности и уполномоченных органов объекта исследования. Теоретическая значимость заключается в том, что представленные в работе положения могут быть использованы в дальнейшем при изучении темы «стратегия функций муниципального управления».
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ ФУНКЦИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Сущность и особенности разработки стратегии муниципального управления
Стратегия муниципального управления - это долгосрочный план действий, разработанный местными органами власти для достижения определенных целей и решения проблем, связанных с развитием и улучшением жизни в конкретном сообществе. Основная цель стратегии муниципального управления - обеспечение устойчивого развития территории, повышение качества жизни граждан и удовлетворение их потребностей. Для достижения этой цели стратегия определяет приоритеты развития, цели и меры, которые необходимо реализовать в определенные сроки.
Стратегия муниципального управления также включает анализ текущего состояния муниципалитета, выявление его сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз, с которыми он сталкивается. На основе этого анализа разрабатываются стратегические цели и задачи, которые необходимо выполнить для улучшения ситуации в сообществе. Стратегия местного самоуправления является основой для разработки и реализации конкретных программ и проектов, направленных на достижение поставленных целей. Он также содержит механизмы для мониторинга и оценки эффективности реализации стратегии с целью внесения соответствующих корректировок и улучшения ее результатов, когда это необходимо.
Разработка программ нацелена на мобилизацию всех возможностей муниципалитетов различных таксономических уровней. Муниципальные программы представляют собой разнообразие комплексных целевых программ и служат инструментом урегулирования и управления муниципальной стратегией развития, приоритетным средством централизации ресурсов для решения неотложных и первоочередных задач. Муниципальные программы разрабатываются для определенного количества территорий, и они направлены на решение стратегических задач развития, которые одновременно имеют общегосударственное значение. В отличие от государственных и региональных программ, муниципальные программы ограничиваются малыми объемами работ и ресурсными расходами 6.
Выбор муниципальных задач программирования, как правило, осуществляется органами территориального управления и развития. В том случае, когда та или иная проблема имеет федеральное значение и не может быть решена только за счет средств муниципалитета и региона, меры по решению данной проблемы финансируются из федерального бюджета. Используются также другие источники финансирования (иностранные инвестиции, частные капитальные инвестиции и т.д.).
Основные задачи программ:
1. выравнивание межрегиональных различий показателей экономического, социального и научно-технического развития;
2. формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;
3. сбалансированная (не дефицит) региональная экономика в условиях рынка;
4. наиболее полное и эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов муниципалитета;
5. развитие производств и сфер, соответствующих государственной выборочной, структурной политике;
6. защита окружающей среды;
7. преодоление последствий катастроф и техногенных аварий;
8. формирование информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов;
9. духовное возрождение муниципалитетов, сохранение исторического наследия, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно-политической и правовой ситуации:
Среди них - создание новых, развитие существующих передовых производств – «точек роста», объектов производственной и социальной инфраструктуры, позволяющих осуществлять конкурентные преимущества муниципалитета, создание благоприятных общих экономических условий для деятельности и развития предприятий 15:
1) развитие законодательной и нормативной базы, направленной на создание «режима наибольшего благоприятствования», в первую очередь, для местных производителей, работающих в приоритетной экономической и производственной сферах для развития муниципалитета и региона, включая средний и малый бизнес;
2) создания благоприятной инвестиционной среды, развития рыночной инфраструктуры общерегионального и территориального (регионального) назначения, совместного создания производственных и инфраструктурных объектов, участия в программах по решению экологических проблем.
1.2 Реализация функций муниципального управления
Функции муниципального управления можно разделить на общие, связанные с самим процессом муниципального управления, и специальные, связанные с особенностями субъекта и объекта управления. Общие административные функции, характерные для процесса местного самоуправления, включают в себя следующие функции:
планирование — управленческая деятельность, связанная с разработкой текущих и перспективных планов, фиксирующая будущее состояние муниципалитета на текущий момент;
управленческая организация, посредством которой система муниципального управления адаптируется к задачам, поставленным на этапе планирования (разрабатывается система мер, регулирующих деятельность муниципальных служащих, для обеспечения достижения поставленных целей);
регулирование - это управленческая деятельность, направленная на устранение отклонений от определенного способа функционирования и приведение сообщества в определенное состояние. Например, регулирование позволяет оперативно управлять ходом различных процессов и перераспределять ресурсы;
мотивация заключается в том, чтобы побудить муниципальных служащих проявлять активность, удовлетворяя их потребности для достижения целей сообщества;
контрольно—учетная - управленческая деятельность, определяющая состояние муниципалитета по определенным параметрам в определенное время. Это гарантирует, что выполнение плана или программы, а также расходы на материалы и другие ресурсы контролируются с течением времени.
Можно утверждать, что реализация общих функций осуществляется не только определенными структурными подразделениями местной администрации по отношению ко всей администрации, но и каждым руководителем этих структурных подразделений по отношению к своему сотруднику.
Конкретные функции муниципального управления можно отнести к специальным. Под ними понимаются основные направления деятельности органов местного самоуправления. Они обусловлены характером муниципального управления, его принципами, различаются по объему и составу решаемых задач, а также по целям, к достижению и реализации которых стремится деятельность органов местного самоуправления. Из этого можно сделать вывод, что функции муниципального управления эго - это особые виды административного воздействия органов местного самоуправления на муниципальное образование, которые различаются по тематике, содержанию и методу.
Особенности муниципального стратегического планирования вытекают из разделения функций по организации стратегического планирования между различными уровнями власти и должны делегировать организационные полномочия властям для решения социально-экономических проблем субъекта развития Российской Федерации. При этом особыми задачами стратегического планирования являются обеспечение высокого качества жизни и социальной безопасности населения муниципалитета, обеспечение прогнозируемости, равновесия и стабильности социально-экономического развития муниципалитета, повышение инвестиционной привлекательности муниципалитета; обеспечение конкурентоспособности отдельных видов экономической деятельности и конкурентоспособности муниципалитета в целом.
Особая роль целевых программ в системе стратегического планирования муниципального развития определяется тем, что механизмы рыночной экономики не могут мобилизовать дополнительные финансовые и материальные ресурсы для обеспечения социальной безопасности и удовлетворения экономических интересов членов общества., которые не имеют четко выраженного экономического влияния. Важность разработки целевых программ с целью решения проблем социально-экономического развития на муниципальном уровне обусловлена тем, что они выступают частью системы территориального управления и направлены в первую очередь на реализацию региональных и местных интересов, что позволяет заменить планы-результаты, достигнутые в результате планирования, и повышают эффективность планирования. При этом в процессе программного управления решаются такие проблемы, которые из-за своих особенностей не могут быть реализованы только усилиями коммерческих структур, региональных государственных органов или органов местного самоуправления 9.
Роль программно-целевого метода в реализации Стратегии социально-экономического развития муниципалитета заключается в выявлении целей развития того или иного объекта или сферы экономики и жизнедеятельности в муниципалитете и совокупности задач системы, в разработке и осуществлении всего комплекса мероприятий, необходимых для достижения этих целей, то есть в объединении и координации непосредственно комплексных целевых программ, а также ресурсов и возможностей предприятий, территориальных и центральных органов для решения региональных проблем. Целевые программы муниципального стратегического планирования обеспечивают трансформацию целевых ориентиров социально - экономического развития муниципалитета в конечные цели деятельности органов управления по реализации программ.
Суть программно-целевого метода планирования и управления, как инструмента для достижения стратегических целей развития муниципалитета, рассматривается с точки зрения организационного, процессуального и системного подходов.
С точки зрения организационного подхода рассматриваются социологические аспекты программно-целевого планирования, методы и стили управления, построение эффективных организационных структур, формирование системы сбалансированных показателей.
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.06.2014, N 26 (часть I), ст. 3378.
2. Андреев, А.В. Региональная экономика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.В. Андреев, Л.М. Борисова, Э.В. Плучевская. - СПб.: Питер, 2017. - 464 c.
3. Белокрылова, О.С. Региональная экономика и управление: Учебное пособие / О.С. Белокрылова, Н.Н. Киселева, В.В. Хубулова. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 240 c.
4. Ермошина, Г.П. Региональная экономика: Учебное пособие / Г.П. Ермошина; Под ред. В.Я. Поздняков. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 576 c.
5. Ивасенко, А.Г. Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы для бакалавров / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. - М.: КноРус, 2017. - 320 c.
6. Ильина, И.Н. Региональная экономика и управление развитием территорий: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И.Н. Ильина, К.С. Леонард, Д.Л. Лопатников и др. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 351 c.
7. Караулов В.М., Кислицына В.В., Чеглакова Л.С., Чикишева А.Н. Формирование комплексного подхода к оценке социально-экономического развития регионов // Экономика региона. - 2017. - Т. 13. - № 2. - С. 369-380.
8. Кузнецов, Н.Г. Региональная экономика. Демографическая и миграционная политика (для бакалавров): Учебное пособие / Н.Г. Кузнецов. - М.: КноРус, 2018. - 176 c.
9. Курнышев, В.В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: Учебное пособие / В.В. Курнышев, В.Г. Глушкова. - М.: КноРус, 2017. - 272 c.
10. Морозова Е.А., Мухачёва А.В. Оценка различий в уровне экономического развития и качестве жизни населения регионов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2017. - Т.13. - № 2. - С. 312-326.
11. Носова, С.С. Региональная экономика (для бакалавров) / С.С. Носова. - М.: КноРус, 2017. - 272 c.
12. Попов, Ю.П. Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы (для бакалавров) / Ю.П. Попов. - М.: КноРус, 2018. - 320 c.
13. Рассанова О.Е. Современные тенденции социально-экономического развития региона / О.Е. Рассанова, А.Н. Николаева, А.С. Федоров // Вестник Российского университета кооперации. - 2017. - №4(30). - С. 56-61.
14. Растова, Ю.И. Федеральные округа России. Региональная экономика (для бакалавров): Учебное пособие / Ю.И. Растова, С.А. Фирсова. - М.: КноРус, 2017. - 360 c.
15. Региональная экономика: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 463 c.
16. Региональная экономика: Учебник / Под ред. Т.Г. Морозовой. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 527 c.
17. Фетисов, Г.Г. Региональная экономика и управление: Учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 416 c.
18. Башинформ [Электронный ресурс] Численность населения в Башкирии сокращается – Режим доступа: http://www.bashinform.ru/news/1288577-chislennost-naseleniya-v-bashkirii-sokrashchaetsya/ (дата обращения 13.10.2023 г.)
19. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] Регионы России. Социально-экономические показатели – Режим доступа: https://gks.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения 01.02.2024 г.)