Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы. Познание правового статуса судьи как структурированной системы его прав, свобод, обязанностей, законных инте-ресов и гарантий позволяет глубже и полнее понять социальное содержание правового статуса, его структурных элементов, установить их связь и взаи-модействие друг с другом и более правильно раскрыть роль и значимость судьи как личности в государстве, государственной власти и обществе в це-лом. Таким образом, тема работы актуальна.
И в ретроспективном плане, и при анализе современного состояния ор-ганизации государства, очевидным является необходимость эффективной ор-ганизации независимой судебной власти. Такая высокая оценка значения не-зависимого правосудия обусловлена тем, что только при таких условиях возможно обеспечение прав и свобод граждан и самого государства. В связи с этим, государство занимает активную позицию по поиску оптимальных и эффективных мер, направленных на формирование независимой судебной власти. Данный принцип провозглашен в Конституции Российской Федера-ции.
Как конституционный принцип, независимость судебной власти предпо-лагает самостоятельность и невмешательство в отправление правосудия су-дьей, с этой целью государство разрабатывает и внедряет в практику меха-низмы, создающие существенные для этого гарантии.
Конституционное понятие «правовой статус судьи» представляет собой категорию, которая отражает в динамике сам по себе процесс государствен-ной деятельности, связанный с функционированием сложной системы госу-дарственно-правовых средств и институтов, призванных обеспечивать ре-альные возможности независимого и беспристрастного правосудия его носи-телями – судьями.
В легальном пространстве судья определяется в качестве лица, наделен-ного в установленном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполнять свои обязанности на профессиональной основе (ч. 3 ст. 1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Рос-сийской Федерации». При этом все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только законодательно кон-кретизированными полномочиями. В отличие от формально-определенной категории судьи, понятие правового статуса судьи относится к доктриналь-но-дискуссионным в юридической науке, что опосредует исследовательский интерес.
Объектом исследования являются общественные отношения, возни-кающие в связи с осуществлением судебных органов своих полномочий.
Предмет исследования – нормы законодательства, закрепляющие пра-вовой статус судей.
Цель - исследовать особенности правового статуса судьи в соответствии с российским законодательством.
Соответственно, цель конкретизируется в совокупности задач курсо-вой работы, которые отображают отдельные элементы ее плана, в частности:
- определить понятие правового статуса судьи;
- раскрыть содержание правового статуса судьи;
- изучить конституционный принцип независимости судей в Рос-сийской Федерации;
- исследовать основные гарантии независимости судей;
- раскрыть разграничение понятий «самостоятельности» и «незави-симости» по отношению к суду и судьям.
Методологическая основа работы состоит из всеобщих общенаучных методов познания (методы анализа и синтеза и др.) и частнонаучных методов (формально-юридический, системный).
Нормативную базу исследования составляют нормы Конституции РФ, действующего конституционного законодательства РФ.
Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, которые объединяют в себе шесть параграфов, заключения и биб-лиографического списка использованных источников и литературы.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА СУДЬИ
1.1. Понятие правового статуса судьи
Слово «статус» происходит от латинского слова «status», которое бук-вально означает «состояние» или «положение». Важным отличием понима-ния «правового статуса» от «статуса» является то, что именно «правовой статус» обладает статичностью и меняется только по воле законодателя. Правовой статус судей образует совокупность прав и обязанностей, носите-лями которых они становятся в силу своего должностного положения.
Судебная система, являясь государственным инструментом, играет большую роль для защиты прав и свобод человека. Правосудие, в наиболь-шей степени, является эффективным способом охраны прав и свобод челове-ка и гражданина, а судья - лицом государства, исполняющим правосудие. Принцип независимости отвечает потребностям общества в справедливом правосудии, которое, должно обеспечиваться путем публичного разбира-тельства дел компетентным, независимым и беспристрастным судом, создан-ным на основании закона. Одним из признаков судебной власти является то, что судебная власть принадлежит только судам, а суд невозможен без судей, осуществляющих правосудие на профессиональной основе.
Так, чтобы избежать внешнего давления и вмешательства в деятель-ность судей, государство установило их особый правовой статус. Правовой статус судьи - вопрос, имеющий актуальное значение в настоящее время, ввиду того, что от данного понятия зависит функционирование всей судеб-ной власти, реализуется принцип независимости судей в России и как след-ствие качество свершения правосудия.
Конкретного определения правового статуса судей в законах встретить нельзя.
Согласно части 1 статьи 2 Закона РФ от 26 июня 1992 года № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» «все судьи в Российской Федера-ции обладают единым статусом». «Особенности правового положения неко-торых категорий судей, включая судей военных судов, определяются феде-ральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации» .
В своих научных работах Т. К. Рябинина утверждает: «Отправлять правосудие, может только тот гражданин, который имеет высокие мораль-ные качества, отвечает требованиям, предъявляемым к судьям» .
Существует ряд работ, который охватывает данную тему.
М.И. Курбанов пишет, что под «правовым статусом» обозначается си-стема прав, которая определяет основные права и обязанности .
Авторы научного журнала Г.Б. Власова и Б.Л. Ханинова имеют общую точку зрения, что: «Судья - это гражданин с особым правовым статусом, ко-торый осуществляет судебную власть от имени суда. Публично направляет поведение людей, применяя санкции к нарушителям правовых норм, а также в форме справедливых решений и суждений, предусмотренных правовыми актами» .
Ученые же по-разному определяют термин «правовой статус судьи» и в своих работах они выделяют права, обязанности и компетенцию, которые закреплены в законодательстве.
Важно отметить, что судья - ответственное лицо, на которое возлагает-ся много обязанностей. Он принимает множество разных решений, которые, в первую очередь, затрагивают права и законные интересы граждан, госу-дарственных и других организаций. Статья 3 Закона Российской федерации «О статусе судей в Российской Федерации» содержит в себе набор професси-ональных знаний и навыков, которые необходимы для эффективной работы судей. «Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Мировой судья обязан также соблюдать конституцию (устав) субъекта Рос-сийской Федерации и законы субъекта Российской Федерации», данное тре-бование закреплено в части 1 статьи 3 Закона РФ «О статусе судей в Россий-ской Федерации». Примерами требований также будет являться: обязанность избегать конфликта интересов, запрет на замещение любой иной государ-ственной должности, участие в политической жизни государства и т.д. Также в законодательстве содержатся требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи. К таким требованиям относятся: стаж, возраст, профессио-нальные навыки, отсутствие судимости и т.д.
Можно сделать вывод, что статус судьи состоит из ряда элементов, ко-торый позволяет осуществлять справедливое правосудие. Совокупность прав и обязанностей определяет социально-правовое положение в обществе. Выше упоминалось, что все судьи обладают единым статусом и это единство озна-чает, что внутри судейского сообщества все судьи равны.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. О судебной системе Российской Федерации: федер. конституци-онный закон от 31 декабря 1996 г. № 1–ФКЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – №1. – Ст. 1.
3. О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132–I (ред. от 10.07.2023) // Ведомости Съезда народных депута-тов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации – 1992. – № 30. – Ст. 1792.
4. О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами: федер. закон от 7 мая 2013 года №79–ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2013. – №19. – Ст. 2306.
Научная и учебная литература
5. Абросимова Е. Б. Суд в системе разделения властей : российская модель (конституционно– теоретические аспекты) : учеб. пособие. – М., 2013. – 354 с.
6. Власова Г.Б., Ханинова Б.Л. Проблемы правового статуса судей и перспективы развития судебной системы Российской Федерации // Евразий-ский Научный Журнал. – 2016. – № 6 (6). – С.205–210.
7. Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:https://wciom.ru/news/ratings/odobre№ie_deyatelnosti_gosudarstvennyx_institutov
8. Газетдинов Н.И. Самостоятельность и независимость судебной // Российская юстиция. – 2015. – № 12. – С. 34–37.
9. Дерхо Д.С. Статус судей в Российской Федерации // СПС «Консуль-тантПлюс», 2023.
10. Ермошин Г.Т. Правовой статус судьи Российской Федерации: со-циально–правовые аспекты. – М.: Книга по требованию, 2012. – 231 с.
11. Ермошин Г.Т. Современные проблемы правового регулирования статуса судей в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. – 2016. – №7. – С. 83–92.
12. Канкулова М.А., Колюшкина Л.Ю. Конституционно–правовое содержание и проблемы реализации принципа независимости судей в Рос-сийской Федерации // Научный вектор. Сборник научных трудов. Ростов–на–Дону, 2021. С. 241–244.
13. Курбанов М.И. К вопросу о правовом статусе судьи в Российской Федерации//Всероссийский научно–практический журнал «История, фило-софия, экономика и право». – 2014. – № 1. – С.1–9.
14. Маранц Ю.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1 –ФКЗ. – М. : Юстицинформ, 2007. – 254 с.
15. Михайловская И.Б. Суды и судьи: независимость и управляе-мость. – М.: Проспект, 2008. – 341 с.
16. Организация и деятельность судов общей юрисдикции: новеллы и перспективы. М.: Контракт, 2016. 245 с.
17. Правоохранительные органы: уч. и практикум для прикладного бакалавриата / Под общ. ред. М. П. Полякова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 481 с.
18. Романенко К.Е., Двойменный И.А. Правовой статус судей в рос-сийской федерации // В сборнике: Сборник научных статей. Материалы сту-денческой межвузовской научно–практической конференции по итогам НИРС за 2022 год. Сборник статей конференции. Под редакцией А.Г. Ко-ротких. – Воронеж, 2023. – С. 155–157.
19. Рябинина Т.К. О содержании и проблемах реализации принципа независимости судей: нравственный аспект // Судебная власть и уголовный процесс. – 2017. – № 4. – С.172–175.
20. Терещенко Т.В. Порядок формирования судейского корпуса в Российской федерации // Студенческий вестник. – 2023. – № 45–6 (284). – С. 42–43.
21. Шумилов А.Ю. Правила закона о статусе судей. Уч. пособие. – М., 2007. – 321 с.