Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В системе современного дошкольного образования происходят непрерывные изменения. Усиливается воспитательная и обучающая функции в ДОУ, совершенствуются формы и способы взаимодействия организации и семьи. Очевидно, что от совместной слаженной работы дошкольных организаций и семей, в которых растут дети, зависит очень многое. От качества и системы работы ДОУ с родителями зависит родительская компетентность и рост уровня педагогической культуры родителей.
В связи с этим можно отметить, что основной задачей ДОУ, в том числе, педагогов и психологов является установление продуктивных связей с родителями. Необходимы новые формы работы с родителями, что бы их педагогические знания и компетенции лишь росли и совершенствовались.
Задача любой образовательной организации – сформировать творческую и способную личность субъекта. В связи с этим можно отметить, что лепка ребёнка, как дома, так и в ДОУ необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений.
Процесс лепки требует тончайшего анализа и синтеза объемных свойств предмета. Ни один ребёнок не сможет этим овладеть самостоятельно, и, следовательно, ему в этом должны помочь взрослые. Ребёнка обучают обобщенной системе активного обследования предмета и знакомят с выработанными обществом сенсорными эталонами. Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения.
Решение подобных проблем начинается с дошкольного возраста. Наиболее эффективным средством для решения этой проблемы является художественная или изобразительная деятельность детей. можно с уверенностью сказать, что лепка является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия ребёнка, поскольку связано это с самостоятельной, практической и творческой деятельностью. Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Лепку относят к разновидности скульптуры. Скульптура предусматривает работу не только с мягкими материалами, но и твёрдыми. Младшие дошкольники работают лишь с тем мягким материалом, который легко поддаётся воздействиям рук. Это пластилин, глина, тесто. Дети любят лепить и готовы изображать любые предметы или образы. Они лепят животных, транспорт, людей, фрукты, овощи, игрушки и др.
Лепка, как и все другие виды изобразительной деятельности выполняет воспитательные задачи. При этом удовлетворяются познавательные и творческие потребности ребенка. Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке намного быстрее, чем в рисовании.
Обучение дошкольников лепки будет наиболее эффективным если воспитатели систематически проводят диагностику по выявлению уровня владения детьми приёмами лепки. При этом педагоги должны владеть эффективными методиками обучения лепке дошкольников.
Лепка была и остаётся популярным видом развития творческих и художественных способностей детей, поскольку учитывает индивидуальные и возрастные особенности развития дошкольников.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость организации и методике обучения лепке детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс обучения лепке детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методика обучения лепке детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Провести анализ понятия творческие способности младших дошкольников и их развитие в условиях реализации ФГОС ДО.
2. Изучить особенности организации и методики обучения лепке детей младшего дошкольного возраста.
3. Описать организационно-педагогические условия обучения лепке детей младшего дошкольного возраста.
4. Предложить методические рекомендации по обучению лепке детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: беседа, включённое наблюдение, методы опроса.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы процесса обучения лепке детей младшего дошкольного возраста
1.1. Анализ понятия творческие способности младших дошкольников и их развитие в условиях реализации ФГОС ДО
Способности каждого человека – это те его иные свойства или качества, которые делают субъекта пригодным, к выполнению какой-либо деятельности. К примеру, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. Как при рисовании, так и при лепке развиваются творческие и художественные способности ребёнка. Процессы эти могут быть реализованы с раннего дошкольного возраста, если ребёнок посещает дошкольную образовательную организацию.
Основное место на занятиях лепкой занимает глина, как наиболее пластичный материал. Хорошо приготовленная, она легко поддается воздействию руки 2-3-летнего ребенка. Пластилин обладает меньшими пластическими возможностями. Многие педагоги ДОУ рекомендуют работать при лепке именно с глиной, поскольку пластилин требует предварительного согревания. Если он нагрет более сильно, чем это необходимо, он теряет свою пластичность и вызывает у детей неприятные ощущения. При работе с любым материалом ребёнку прежде всего должно быть комфортно, чтобы он ни в каком возрасте не терял своей мотивации. Лишь в этом случае можно будет говорить о развитии художественных способностей каждого из детей .
Чаще всего понятие «способность» включает в себя три основных признака:
1. Индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого. Здесь имеют в виду особенности памяти, мышления, восприятия и ощущений.
2. Свойства и качества личности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятель¬ности или многих деятельностей.
3. Индивидуальные особенности субъекта, ко¬торые могут объяснить легкость и быстроту приобретения соответствующих знаний и навыков.
Человек не рождается с заданными способностями. Учёные считают, что врожденными могут быть лишь задатки, которые составляют природную основу развития способностей. Задатки в большей или меньшей степени обусловливают своеобразие раз¬вития человека. Никогда нельзя заранее указать точные границы развития тех или иных способностей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Брушлинский, А.В. Психология субъекта [Текст]/ А.В. Брушлинский - М.: Институт психологии РАН; СПб.: Алетейя, 2003, - 109 с.
2. Веракса, Н.Е. Детская психология [Текст] / Н.Е. Веракса Учебник / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Юрайт, 2014. – 446 c.
3. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок [Текст]/ Н.А Ветлугина– М.– 2015. – 156 с.
4. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учебник / В.В.
Давыдов, Т.В. Драгунов, Л.Б. Ительсон и др. / Под ред. А.В. Петровского –
М.: Просвещение. – 2010. – 365 с.
5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский– М: Издательство Юрайт, 2016. — 199 с.
6. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский - М: Изд-во: Смысл, Изд-во Эксмо, - 2004 - 512 с.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте
[Текст] / Л.С. Выготский. - Издательство: М.: Просвещение, 2000. – 93 с.
8. Гусакова, М.П. Из истории аппликации [Текст] / М.П. Гусакова // Дошкольное воспитание. – 2000. - No 10. – 64-67 с.
9. Гусакова, М.П. Материалы и оборудование для занятий
изобразительной деятельностью [Текст] / М.П. Гусакова // Дошкольное воспитание. – 20014. - 27 с.
10. Гусакова, М.А. Аппликация и лепка [Текст] / М.А. Гусакова. - М.:
Просвещение, 2012. – 128 с.
11. Исследование проблем психологии творчества [Текст]: Отв. Ред.
Я.А. Пономарев. – М.: Наука. – 2013. – 167 с.
12. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной
деятельности в детском саду. [Текст] / Косминская, В.Б. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - издание перераб. И доп. – М.: Просвещение, 2010 – 355 с.
13. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / В.Б. Косминская, Е.И, Васильева, Н.Б. Халезова и др. - М.: Просвещение, 2011. – 253 с.
14. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Лыкова, И.А. Подготовительная к школе группа. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М.: Карапуз-Дидактика, 2008. - 208 с.
15. Лямина, М.С. Бумага и ножницы: творим чудеса [Текст] / Лямина, М.С. – М.: Спарк. – 2010. – 398 с.
16. Поддьяков, И.И. Новый подход к развитию творчества у
дошкольников [Текст] / И.И. Поддьяков // Вопросы психологии. – 2014. -
No1.-56 с.
17. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению
одаренности [Текст] / В.А. Моляко // Вопросы психологии. – 2012. - No5. –
86-95 с.
18. Сборник статей «Эстетическое воспитание в детском саду» [Текст] /
под ред. Н.А. Ветлугиной, - М. - 2018.-123 с.
19. Погодина, С.В. Теория и методика развития детского
изобразительного творчества. [Текст] / С.В. Погодина - Учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. изд., испр. и доп. - М: Академия, 2011. - 352 с.
20. Педагогика и методика развития художественной деятельности
детей [Текст]: учебно-методическое пособие / авт. Сост. О.В. Ситникова. –
М.; Директ-Медиа, 2016. – 107 с.
21. Развитие художественно творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и ДОУ. [Электронный ресурс]/https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvennotvorcheskih- sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-vzaimodeystviya-semi-i-dou (дата обращения: 03.02.2024).
22. Сотрудничество с семьей по художественно-эстетическому воспитанию детей. [Электронный ресурс] /https://www.art-talant.org/publikacii/24684-sotrudnichestvo-s-semyey-po-hudoghestvenno-esteticheskomu-vospitaniyu-detey (дата обращения: 03.02.2024).
23. Теплов, Б.М. Способности и одаренность [Текст] / Теплов, Б.М. // Хрестоматия возрастной и педагогической психологии. – М.- 2003. – 267 с.
Ушаков, Д.Н. Аппликация [Текст] / Д.Н. Ушаков // Толковый
словарь русского языка, том 1 А-М. – М.: Вече, 2001 – 704 с.
24. Эстетическое воспитание [Текст] / Учебное пособие для ВУЗов /
Е.А. Дубровская М.: Издательский центр «Академия». – 2015. – 206 с.
25. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста
[Текст] / Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных
заведений / Т.А. Казакова, Н.Н. Юрина и др. Под ред. С.А. Козловой. М.-
издательский центр «Академия». – 2017. – 256 с.