Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Основной формой воздействия на ребенка в специальных дошкольных учреждениях являются организованные мероприятия, в которых взрослые играют ведущую роль. Занятия проводят педагоги, входящие в педагогический коллектив.
Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях детей и о тех отклонениях в развитии, которые характерны для детей с ограниченными возможностями. Как правило, дети с ограниченными возможностями вялые и неэмоциональные. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание и заинтересовать каждого ребенка.
Дети с ограниченными возможностями пассивны и не имеют желания активно торговать предметами и игрушками. Взрослые должны постоянно формировать у детей позитивное эмоциональное отношение к предлагаемому занятию. Дидактические игры служат этой цели.
Дидактическая игра - это форма воспитательного воздействия взрос-лого на ребенка. В то же время игра является основным видом деятельности детей. Итак, дидактическая игра преследует две цели: одна из них - образовательная, преследуемая взрослым, а другая - игра, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение материалов программы.
Необходимо обратить внимание на то, что ребенок с ограниченными возможностями, не освоивший программный материал и правила безопасного поведения, не сможет достичь цели игры. Например, в игре «Что катится, что не катится» образовательная цель состоит в том, чтобы научить детей различать предметы по форме (куб и мяч), привлекая их внимание к свойствам предметов. Детям дается только одно игровое задание - подбрасывать предмет до определенной точки, демонстрируя при этом свою лов-кость.
Цель может быть достигнута только ребенком-инвалидом, который учится отличать куб от мяча и понимает, что только мяч достигает линии. Таким образом, усвоение содержания программы становится необходимым условием для достижения цели игры. Дидактическая игра - это средство обучения, поэтому ее можно использовать для изучения любого программного материала, она является одним из развлекательных элементов прогулки и может представлять собой особое занятие.
Ребенку с ограниченными возможностями требуется гораздо больше повторений для освоения методов ориентации в окружающей среде, выявления и фиксации свойств и взаимосвязей объектов и понимания действия, чем нормально развивающемуся ребенку. Дидактическая игра позволяет обеспечить необходимое количество повторений на различных материалах, сохраняя при этом эмоционально позитивный настрой на выполнение задания.
Поэтому особая роль дидактической игры в воспитательном процес-се детей с ограниченными возможностями здоровья в отношении безопасных правил поведения определяется тем, что игра призвана эмоционально и эффективно формировать учебный процесс и позволять ребенку приобретать собственный опыт.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия использования дидактических игр как средства развития представлений о правилах безопасного поведения детей с ОВЗ.
Объектом исследования является формирование представления о правилах безопасного поведения детей с речевыми нарушениями.
Предметом исследования являются дидактические игры.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является на основе анализа психолого-педагогической литературы охарактеризовать возможности дидактических игр в формировании представлений о правилах безопасного поведения детей.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть особенности развития представлений о безопасном поведении детей;
- дать характеристику дидактическим играм;
- изучить педагогический опыт.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по преподаванию, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
1.1 История рассмотрения вопроса применения дидактических игр
На протяжении десятилетий времяпрепровождение детей всегда со-провождалось игровой деятельностью. Правила многих игр формировались десятилетиями, а иногда и веками. Многие поколения детей и взрослых принимали участие в создании детских игр. В некоторые игры можно играть с детского сада, в то время как другие доступны для детей старшего возраста.
Большинство детских игр универсальны - обычны как для мальчиков, так и для девочек. Для каждого ребенка можно выбрать игры в соответствии с его возрастом и интересами. В них можно играть в помещении или на улице. Эксперты отмечают, что в игре дети учатся преодолевать неудачи, радоваться успехам, защищать себя и друзей. Игры способствуют развитию интеллектуальной сферы ребенка. Они не только полезны для здоровья, но и являются важным воспитательным инструментом, поскольку развивают самостоятельность, смелость, ловкость и настойчивость в достижении целей [12].
Дидактические игры возникли с появлением человека. Первый создатель таких игр - человек. Дети очень восприимчивы к обучению игре с помощью игр и игрушек. На протяжении всей истории человечества разные народы создавали свои собственные дидактические игры и игрушки, которые являются частью народной культуры. Понятно, что содержание этих игр отражает характеристики людей, которые их создали. Тем не менее, эксперты также подчеркивают общие черты, присущие дидактическим играм и игрушкам, независимо от места их происхождения.
В каждой из этих игр взгляд людей виден как на существо, которому необходимо познавать окружающий мир и эмоционально общаться с окружающими его людьми. Очень интересны дидактические игрушки, которые позволяют развивать у детей речь, внимание, волю и координацию движений. Это могут быть матрешки, пираньи, бочки. Дизайн дидактических игрушек отражает неотъемлемую направленность российской педагогики на воспитание самостоятельности детей. Таким образом, у многих из них есть возможность самостоятельно обучать ребенка посредством игровой деятельности. В то же время манера игры может быть подсказана самим ребенком дизайном игрушки, что позволяет ему достичь самостоятельности в игре.
Дидактически народные игры являются воплощением гуманного, уважительного и бережного отношения к детям. Они обеспечивают взаимосвязь между педагогическими воздействиями с учетом возрастных и психофизиологических особенностей ребенка. Народно-дидактические игры характеризуются ярко выраженным образовательным эмоциональным и познавательным содержанием, которое выражается в игровой форме.
Важно отметить, что содержание игры всегда насыщено событиями, то есть отражает инцидент, который вызывает эмоциональный отклик у детей и обогащает их социальный опыт. В русской народной педагогике можно найти множество дидактических игр, рассчитанных на детей разно-го возраста. Игры и игрушки появляются довольно рано в жизни ребенка, даже в первый год его жизни. Родители направляют внимание ребенка на окружающие предметы и обучают первым игровым действиям. Дети старшего возраста уже могут играть в игры, развивающие активность, ловкость, инициативу и изобретательность. Не секрет, что дети младшего школьного возраста нуждаются в физической активности и общении со сверстниками [16].
Русские народные игры отличаются юмором, остроумием и оптимистичным характером. Они учат детей преодолевать трудности, мужествен-но принимать неудачи и радоваться победам. Таким образом, в каждой игре решается целый ряд образовательных задач.
Конечно, народные игры меняются со временем. Дети сами меняют их, обновляя содержание и усложняя правила. Основываясь на фундаментальных идеях, заложенных в играх людей, учителя создают новые дидактические игры и целые игровые системы. Таким образом, традиция использования дидактических игр в образовательных целях, доминирующая в народной педагогике, нашла отражение в трудах ученых и педагогов. Можно утверждать, что дидактически игры занимают особое место в процессе обучения и воспитания.
Важным условием гармоничного развития ребенка младшего школьного возраста является преемственность между дошкольной и начальной школой, поэтому существует тесная взаимосвязь между играми для дошкольников и детей младшего школьного возраста с точки зрения рассмотрения нашей темы. В связи с этим мы обратим внимание на разработку дидактических игр для детей дошкольного возраста.
Известный немецкий педагог 19 века Ф. Фребель считал, что задача первоначального воспитания детей заключается не в обучении в общепринятом смысле, а в организации обучающей игры. В то же время игра должна быть уроком для детей. Именно Ф. Фребель первым разработал систему дидактических игр, которая легла в основу воспитательной работы в детских учреждениях. Эта система включает в себя игры с использованием самых разных игрушек и материалов: мяча, кубиков, шариков, цилиндров.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., - М.: Издательский центр «Академия».
2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх до-школьников. – М.: Просвещение, 1992.Под редакцией Шапковой.
3. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1973.
4. Власова, Т.А., Певзнер, М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967. – 230с.
5. Волина В. Учимся играя. Москва «Новая школа» 1994г.
6. Гуровец Г.В. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике // Дефектология. – 1996. - №2.
7. Екжанова, Е.А., Стребелева, Е.А. Системный подход к разработке проблемы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта //Дефектология. 1999. № 6. – С 102-110.
8. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособия для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС., 2018.- 273 с.
9. Катаева, А.А., Стребелева, Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.: Просвещение, 1991. – 224с.
10. Катаева, А.А., Стребелева, Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: Владос, 1998. – 208с.
11. Кумариной Г.Ф., Степанова О.А., Вайнер М.Э., Чутко Н.Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений; под ред. – М.: Издательский центр «Академия».
12. Мозговой, В.М., Яковлева, И.М., Еремина, А.А. Основы олигофренопедагогики. М.,: Академия, 2006. – 340с.
13. Петрова, В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М.,: Просвещение, 1968. – 245с.
14. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью. /Под ред. М. Пишчек., СПб.: Речь, 2006. – 236с.
15. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста /Под ред. С.Ю. Циркина., СПб., 1999. – 435с.
16. Шатанкова, Л. Учимся, играя.//Дошкольное воспитание– 1993.-№1. – С. 40-44.