Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. С 2024 года ожидаются существенные изменения в законодательстве о государственной гражданской службе, которые приведут к ключевым изменениям в работе государственных органов. Эти нововведения направлены на совершенствование государственной службы, повышение ее эффективности и повышение качества государственных услуг, предоставляемых населению.
Одним из главных изменений является перераспределение полномочий внутри государственной публичной службы. По новым правилам некоторые полномочия будут переданы на местный уровень, что позволит сократить бюрократические процедуры и увеличить скорость принятия решений. Это также способствует более эффективному местному управлению и принятию решений, более адаптированных к региону.
Однако, помимо перераспределения полномочий, ожидаются и другие изменения. В частности, в ближайшее время будет обновлена кадровая политика государственного публичного управления. Это позволит нам привлечь и удержать высококвалифицированных специалистов, создав благоприятные условия для их профессионального роста и развития. В результате механизмы найма и обучения государственных служащих станут более прозрачными и эффективными.
Кроме того, с 2024 года для госслужащих будет введена система премирования и поощрения в зависимости от их достижений и профессионального роста. Это будет мотивировать чиновников работать более активно и эффективно, а также подтвердит их значимость и значимость для государства и общества в целом. Благодаря этим нововведениям мы можем ожидать более высокого качества государственных услуг и большего доверия граждан к государственной гражданской службе.
Цель исследования – рассмотреть особенности подготовки государственных служащих в РФ.
Объект исследования – государственная служба.
Предмет исследования – особенности подготовки государственных служащих в РФ.
Задачи исследования:
1. Дать определение государственной службы;
2. Дать характеристику особенностей отбора персонала на государственную службу;
3. Дать характеристику направлениям и особенностям подготовки государственных служащих;
4. Дать характеристику принципам подготовки специалистов на государственной службе;
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Основы проблемы обучения государственных служащих
1.1. Понятие о государственной службе
Государство – сложная машина, которая не может функционировать сама по себе. Необходимо управлять им и делать так, чтобы каждая его шестерня исправно выполняла свои функции [2].
Жизнь государства устроена таким образом, что практически на каждом шагу рядовые граждане сталкиваются с его управлением. Это потому, что он участвует во всех сферах жизни общества, а некоторые из них даже полностью подчинены его воле. Например, это касается здравоохранения, образования и т. д.
Государство гарантирует соблюдение прав граждан и то, что они, в свою очередь, помнят о своих конституционных обязанностях. Это требует их участия в жизни общества, то есть в государственном управлении.
Государственное управление – это управление государственными делами, которое основано на законе и необходимо для обеспечения выполнения этих законов. Это непрерывная и суверенная деятельность государственных должностных лиц и самого государства, позволяющая ему осуществлять свои функции. То есть гарантировать соблюдение законов. Для этого используется государственное принуждение.
Государственное принуждение – это средство защиты интересов общества и вынужденная реакция государства на антиобщественное поведение. Такое принуждение поддерживает дисциплину в обществе. Благодаря ему каждый гражданин знает, что если он добровольно не будет следовать букве закона, будут последствия. При этом меры принуждения также четко регламентированы законом и действуют только в его рамках. Такими мерами могут быть [3]:
• предупреждение;
• превентивные меры (арест, обыск и т.п.);
• реквизиция или арест имущества;
• юридическая ответственность и т.д.
Давайте возьмем пример. В пятницу Юрий пьяный сел за руль и был остановлен на дороге сотрудниками ГИБДД. Они зафиксировали нарушение и лишили Юрия водительских прав. Это была одна из мер государственного принуждения.
Государственное управление – это не абстрактное понятие, а конкретные действия, которые администрация осуществляет изо дня в день. Причем всем этим занимаются люди, которые работают в различных государственных органах. Их называют чиновниками [15].
Государственная служба – это профессиональная деятельность органов государственной власти, вознаграждаемая средствами из бюджета страны.
Теперь давайте выясним, что такое госслужба в нашей стране. Сегодня, чтобы занять место в одной из структур органов государственной власти Российской Федерации, необходимо [14]:
• быть гражданином Российской Федерации;
• исполниться 18 лет;
• иметь профессиональное образование;
• говорить на государственном языке.
Должностным лицом может стать любой гражданин независимо от пола, расы, национальности, социального положения, вероисповедания, убеждений и других характеристик, не связанных с профессиональными качествами человека. Государственная служба доступна каждому, что является одним из ее принципов.
Важно помнить, что государственные должностные лица имеют особый статус. Они имеют особые права, обязанности, ограничения и запреты. Закон также регулирует требования к служебному поведению государственных должностных лиц [12].
В России государственная служба делится на два вида: государственная служба субъектов Российской Федерации и федеральная государственная гражданская служба. Последняя также включает альтернативную военную и гражданскую службу [16].
Напомним, что в России есть три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Каждый из них имеет свои органы управления, состоящие из чиновников. В таблице 1 мы увидим, что это за органы и какие должности они занимают на государственной службе [13].
Таблица 1. Органы государственной власти и должности госслужащих.
Органы государственной власти и должности госслужащих
Ветви власти Законодательная Исполнительная Судебная
Органы власти Государственная дума и Совет Федерации
На уровне субъектов: республиканские парламенты, краевые, областные, городские думы или законотворческие собрания и т. д. Правительство Российской Федерации
На уровне субъектов: правительства и администрации субъектов РФ, а также федеральные министерства, службы, агентства и т. д. Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ
На уровне субъектов: уставные суды субъектов РФ, арбитражные суды субъектов РФ, краевые и областные суды, городские и районные суды, военные суды, мировые суды и др.
Должности Председатель Совета Федерации, член комитета Совета Федерации, председатель Госдумы и т. д. Председатель Правительства РФ, заместитель председателя Правительства РФ и т. д. Председатель федерального суда, судья федерального суда, председатель Конституционного суда и т. д.
В России деятельность государственных служащих регулируется Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ и изменениями к нему. Этот закон также закрепил принципы, на которых базируется государственная служба в России [1].
Таким образом, можно сделать вывод, что государственная служба представляет собой деятельность государственных чиновников по представлению и защите интересов государства, а так же защите интересов людей в процессе обращения людей в различные государственные учреждения.
1.2. Особенности поступления на государственную службу
С начала 2024 года вступят в силу новые требования для всех желающих занимать государственные должности. В рамках реформы системы государственного управления ключевым моментом стала необходимость повышения квалификации и профессионализма сотрудников. Обновленные стандарты касаются уровня образования, специальных навыков и опыта работы.
Ключевые навыки [7]:
1. Высшее образование по специальности, соответствующей будущей специализации на государственной службе.
2. Опыт работы в сфере менеджмента, права, экономики или смежных областях не менее трех лет.
3. Сертификаты, подтверждающие профессиональную квалификацию.
4. Знание иностранных языков на уровне, соответствующем международным стандартам.
Помимо основных требований в таблице 2 представлен новый перечень компетенций:
Таблица 2. Новый перечень компетенций
Компетенция Описание
Лидерские качества Способность к управлению проектами и командами.
Коммуникативные навыки Эффективное ведение деловых переговоров, умение решать конфликтные ситуации.
Цифровая грамотность Владение современными информационными технологиями и методами обработки данных.
Этика и интегритет Высокие стандарты личной и профессиональной этики, неукоснительное следование законодательству.
Данные изменения направлены на создание более эффективной и прозрачной системы государственного управления, которая должна способствовать обеспечению высокого уровня обслуживания граждан и развитию страны в целом [14].
В апреле 2024 года начнет работать новая цифровая платформа, призванная упростить и оптимизировать процесс подачи документов на госуслугу. Эта система призвана обеспечить более эффективную коммуникацию между кандидатами и государственными органами, а также сделать государственную службу более прозрачной и доступной для всех граждан.
Платформа позволит кандидатам [7]:
• Заполняйте заявки онлайн
• Отправьте необходимые документы в электронном виде
• Отслеживайте статус вашего запроса в режиме реального времени.
В таблице 3 представлена доступная информация по государственной службе.
Таблица 3. Доступная информация по государственной службе [7]
Раздел Описание
Требования к кандидатам Полный список требований и условий для поступления на государственную службу.
Список вакансий Актуальные вакансии на государственной службе с подробным описанием и требованиями.
Процедура отбора Подробное описание этапов отбора и критериев оценки кандидатов.
Ожидается, что нововведения существенно сократят время рассмотрения заявлений и упростят первичный отбор кандидатов на госслужбу. Платформа будет интегрирована с другими государственными информационными системами, что позволит автоматизировать многие процессы и обеспечить высокий уровень защиты персональных данных.
С апреля 2024 года вступят в силу новые правила приема на государственную службу. Они направлены на повышение эффективности и прозрачности отбора кандидатов, а также на учет индивидуальных особенностей и потребностей каждого претендента.
Основные изменения касаются следующих аспектов [14]:
1. Запуск цифровой платформы приема документов на госуслугу. Теперь все заявки, резюме, сертификаты и другие необходимые
Фрагмент для ознакомления
3
1. Указ Президента РФ от 21.02.2019 № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации»
2. Антропова Ю.Ю. Современные кадровые технологии на государственной гражданской службе: монография / Ю.Ю. Антропова, Г.А. Банных, Е.И. Васильева, Л.И. Воронина, Т.Е. Зерчанинова, С.Н. Костина, А.В. Ручкин / под общ. ред. проф. Ю.Ю. Антроповой, доц. Л.И. Ворониной; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федерал. ун-т. // Екатеринбург, 2015.
3. Баязитова, Д.Б. Особенности профессионального развития государственных гражданских служащих в Российской Федерации: региональный аспект / Д.Б. Баязитова. // Молодой ученый. – 2022. – № 52 (447). – С. 84-88. – Электронный ресурс – https://moluch.ru/archive/447/98381/ (дата обращения: 07.02.2024).
4. Белевцова Т.В. Совершенствование системы профессионального развития федеральных государственных гражданских служащих // Актуальные исследования, 2020. № 20 (47).
5. Борщевский Г.А., Калмыков Н.Н. Современные приоритеты профессионального развития государственных гражданских служащих // Ars Administrandi (Искусство управления). 2017. Том 9, № 4. С. 550–569.
6. Бреусова Е.А., Горбачева А.А. Проблемы формирования кадрового потенциала для малых предприятий сферы услуг //Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 5-1 (46-1). – С. 335-338.
7. Изменения в законодательстве о государственной гражданской службе с 2024: основные новшества – Электронный ресурс – https://deti-skazki.ru/novosti/izmeneniya-v-zakonodatelstve-o-gosudarstvennoj-grazhdanskoj-sluzhbe-s-2024-osnovnye-novshestva/ (дата обращения: 09.02.2024).
8. Лаврова Е.В., Асриев С.А. Проблемы подготовки профессиональных кадров для государственной службы // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 2. – С. 121-125. – Электронный ресурс – https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36597 (дата обращения: 09.02.2024).
9. Лобода А.Е. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих: российский опыт и практика зарубежных стран // ЭГО: Экономика. Государство. Общество. – 2015. – №4. - URL:http://ego.uapa.ru/ru/issue/2015/04/ (дата обращения 09.02.2024)
10. Лобунец В.С., Бреусова Е.А. Вопросы кадрового аудита в органах местного самоуправления // Экономика и социум. – 2015. – № 1-3 (14). – С. 957-961.
11. Лыгина А. В., Бреусова Е. А. Проблемы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 2. – С. 201-206. – Электронный ресурс – http://e-koncept.ru/2017/570041.htm. (дата обращения: 06.02.2024).
12. Мельникова, А.А. Направления совершенствования профессионального развития и оценки деятельности госслужащих / А. А. Мельникова. // Молодой ученый. – 2022. – № 3 (398). – С. 340-342. – URL: https://moluch.ru/archive/398/88145/ (дата обращения: 08.02.2024).
13. Методический инструментарий по внедрению системы комплексной оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих (включая общественную оценку). Москва, 2013.
14. Поступление на государственную службу в 2024: Ключевые изменения и нововведения – Электронный ресурс –https://kerch-development.ru/postuplenie-na-gosudarstvennuyu-sluzhbu-v-2024-klyuchevye-izmeneniya-i-novovvedeniya (дата обращения: 08.02.2024).
15. Черкесова Э.Ю., Савченко И.В. Анализ состава доходов государственных гражданских служащих территориальных налоговых органов // Экономика и предпринимательство. 2015. – № 9 ч.1(62-1) – С. 881-885.
16. Cherkesova E.Y., S.S. Belikova, E.M. Popova, A.A. Sukhova, N.E. Demidova. Mechanism of Development of Human Capital Within Human Resources Management of Modern Organization // Mediterranean Journal of Social Sciences/ MCSER Publishing, Rome-Italy, Vol. 6, No 5 S2, September 2015. – p. 399-404.