Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современные тенденции развития образования, изменяющиеся социально-экономические условия требуют изучения и поиска новых подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья для их интеграции в общество и социальной адаптации. Одной из категорий детей с ограниченными возможностями здоровья являются дошкольники с нарушениями речи, которым необходима комплексная психолого-педагогическая помощь.
Дети с нарушениями речи отличаются своеобразием не только речевой и познавательной сферы, но и эмоциональной сферы (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Г.Р. Шашкина). У детей с нарушениями речи отмечается недостаточное развитие экспрессивного словаря, трудности понимания и называния различных эмоций, неустойчивое эмоциональное состояние. Многие аспекты проблемы развития эмоциональной сферы при нарушении речи требуют изучения и исследования особенностей понимания эмоций старшими дошкольниками с нарушениями речи.
Цель исследования: теоретически изучить литературные источники по проблеме исследования и эмпирически выявить понимания эмоций старшими дошкольниками с нарушениями речи.
Объект исследования: понимание эмоций старшими дошкольниками.
Предмет исследования: особенности понимания эмоций старшими дошкольниками с нарушениями реч.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия «эмоции» в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить научную литературу по проблеме понимания эмоций у дошкольников с нормальным речевым развитием.
3. Экспериментальным путем определить особенности понимания эмоций у дошкольников с нарушениями речи.
Методы исследования:
1. Теоретические методы исследования – анализ литературы, сравнение литературных источников, классификация, обобщение.
2. Экспериментальные методы (тестирование, наблюдение).
3. Методы обработки данных (качественный, количественный анализ).
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 25».
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы исследования
1.1 Понятие «эмоции» в психолого-педагогической литературе
Эмоциональная сфера – это совокупность эмоциональных реакций, эмоциональных состояний, чувств, которые включают в себя различные переживания личности в ответ на события или явления окружающей действительности. Значительный вклад в изучение эмоциональной сферы внесли П.К. Анохин (функциональные системы, роль эмоций в регулировании поведения и деятельности человека), Л.С. Выготский (эмоции и чувства), К.Е. Изард (классификация эмоций и чувств), П.В. Симонов (физиология эмоций) и другие.
«Эмоции» (emovere) с латинского языка означает «волновать, возбуждать». По мере накопления представлений об эмоциях содержание данного понятия изменилось. Под эмоцией понимается психическое отражение в сознании человека определенного переживания [15].
Е.П. Ильин выделяет три основных отличительных характеристики эмоций, которые отличают их от других форм отражения в сознании:
эмоциональное возбуждение – процесс, который проявляется в виде активизации физиологических (вегетативных), физических (моторных) и психических явлений при возникновении значимых для человека событий;
эмоциональная направленность – побуждение, которое вызывает та или иная эмоция; направленность может отрицательной, что означает побуждение прекратить событие, которые вызывает отрицательные эмоции у человека; при положительной направленности эмоции формируется установка на продолжение события, которое вызывало положительные эмоцию;
эмоциональный контроль – вид контроля, который формируется в ответ на определенный вид эмоций; некоторые эмоции поддаются контролю, для сильных аффективных состояний контроль представляет значительную трудность, например, при панической атаке, сильном страхе, стрессе и других [8].
В эмоциональную сферу входят четыре основные группы эмоций: эмоциональные реакции, чувства, состояния, свойства. Структура эмоциональной сферы личности представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура эмоциональной сферы
Существуют различные подходы к классификации видов эмоций и чувств. По влиянию, которое оказывают эмоции на поведение и деятельность человека, эмоции разделяются на стенические и астенические. Данного подхода придерживается Е.П. Ильин. По его мнению, стенические эмоции обладают стимулирующим действием, которое активизирует деятельность человека, повышают его активность, что позволяет прилагать дополнительные усилия для выполнения действий. Человек становится разговорчивым, открытым, активным. Астенические эмоции, наоборот, снижают уровень активности. Это внешне проявляется в том, что человек становится пассивным, молчаливым, медлительным, закрытым [8].
К.Е. Изарду принадлежит одно из ведущих исследований в классификации эмоций человека. Он выделил «фундаментальные эмоции», к которым отнес положительные эмоции (радость, удивление), отрицательные эмоции (страдание, гнев, презрение и другие) [6]. Виды эмоций и чувств представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Фундаментальные эмоции и чувства (К. Е. Изард)
Е.И. Рогов выделяет виды эмоций и чувств по потребностям, на удовлетворение которых они направлены. В соответствии с этим эмоции и чувства разделяются на высшие (социальные) и низшие (физиологические). Высшие эмоции и чувства – это социальные эмоциональные реакции, которые связаны с потребностью в общении, в построении межличностных отношений, в организации совместной деятельности и взаимодействия с другими людьми. Низшие эмоции и чувства – это физиологические эмоциональные реакции, которые возникают при удовлетворении человеком базовых потребностей в безопасности, голоде, жажде. Низшие и высшие эмоции и чувства необходимы для человека и выступают регуляторами его поведения и деятельности [17].
П. Экман выделяет различные виды социальных эмоций. Под ними понимаются эмоции, которые направлены на социальное взаимодействие с другими людьми. Социальные эмоции играют важную роль в общении, в социальной адаптации личности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 332 с.
2. Дерябин В. С. Чувства, влечения, эмоции. Опыт изложения с психофизиологической точки зрения: о психологии, психопатологии и физиологии эмоций / В. С. Дерябин. – Москва : URSS: ЛЕНАНД, 2021. – 296 с.
3. Дружинин В. Е. Психология эмоций, чувств, воли / В. Е. Дружинин. – Москва : Сфера, 2003. – 94 с.
4. Жукова Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Москва : Эксмо, 2011. – 288 с.
5. Запорожец А. В. Об эмоциях и их развитии у ребёнка / А. В. Запорожец // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. – Москва : Педагогика, 1986. – С. 7-32.
6. Изард К. Психология эмоций / К. Изард. – Санкт-Петербург : Питер, 2003. – 464 с.
7. Изотова Е. И. Эмоциональная сфера ребенка : теория и практика / Е. И. Изотова, Е.В. Никифорова. – Москва : Академия, 2004. – 288 с.
8. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 752с.
9. Карелина И. О. Развитие понимания эмоций в период дошкольного детства : психологический ракурс : монография / И. О. Карелина. – Прага, 2017. – 178 с.
10. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева. – Москва : Академия, 2003. – 176 с.
11. Лалаева Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Санкт-Петербург : Речь, 2011. – 218 с.
12. Левина Р. Е. Нарушения речи и письма у детей : избранные труды / Р. Е. Левина ; под ред. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошина. – Москва : АРКТИ, 2009. – 218 с.
13. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников / В. М. Минаева. – Москва : Аркти, 2016. – 48 с.
14. Немов Р. С. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – Москва : Владос, 2005. – 576 с.
15. Первичко Е. И. Регуляция эмоций: клинико-психологический аспект / Е. И. Первичко. – Москва : Когито-Центр, 2020. – 362 с.
16. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / под ред. Т. В. Волковой. – Москва : Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2014. – 256 с.
17. Рогов Е. И. Эмоции и воля / Е. И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС, 2006. – 239 c.
18. Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – Москва : Просвещение, 1995. – 291 с.
19. Филичева Т. Б. Логопедия. Теория и практика / Т. Б. Филичева. – Москва : Эксмо, 2021. – 608 с.
20. Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 247 с.
21. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка / А. М. Щетинина. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88с.
22. Экман П. Психологи эмоций / П. Экман; пер. с англ. В. Кузин. – Санкт-Петербург : Питер, 2020. – 446 с.